Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:55, реферат
Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.
1. Введение
2. Генетические аспекты синдрома дефицита внимания и гиперактивности
3. Критерии диагноза и клинические проявления
4. Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания
5. Заключение
6. Список литературы
- не слушает то, что ему говорят;
- не в состоянии следовать инструкциям;
- не может
организовать игру или
- имеет сложности
в выполнении заданий,
- часто теряет вещи;
- часто и легко отвлекается;
- бывает забывчив.
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:
- совершает суетливые движения руками и ногами;
- часто вскакивает со своего места;
- гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
- не может играть в "тихие" игры;
- всегда находится в движении;
- очень много
говорит.
Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:
- отвечает на вопрос, не выслушав его;
- не может дождаться своей очереди;
- вмешивается
в разговоры и игры других.
В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.
Нарушение внимания
и/или явления гиперактивности -
импульсивности приводят к тому, что
ребенок школьного возраста при
нормальном или высоком интеллекте
имеет нарушения навыков чтения
и письма, не справляется со школьными
заданиями, совершает много ошибок
в выполненных работах и не
склонен прислушиваться к советам
взрослых. Ребенок является источником
постоянного беспокойства для окружающих
(родителей, педагогов, сверстников), так
как вмешивается в чужие
При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения .
Дифференциальный
диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности
необходимо проводить со специфическими
нарушениями обучения (дискалькулия,
дислексия и др.), астеническими синдромами
на фоне интеркуррентных заболеваний,
заболеваниями щитовидной железы, олигофренией
легкой степени и шизофренией. Дифференциальный
диагноз нередко бывает затруднителен,
так как синдром дефицита внимания может
сочетаться с рядом других заболеваний
и состояний, наиболее часто - с психиатрической
патологией (депрессиями, паническими
атаками, навязчивыми мыслями и т.д.) .
Система лечения
и наблюдения детей с дефицитом
внимания
Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального [9]. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как "хулиганское" и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня "гиперактивного" ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. "Гиперактивные" дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр - друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.
Медикаментозная
терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности
целесообразна при
Препаратом первой очереди выбора в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет - в дозе 25-50 мг/сут. Эффективность амитриптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.
Наибольший эффект
в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности
достигается при сочетании
Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного [10]. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.
Заключение
Таким образом, проблема типа наследования СДВГ на сегодняшний день остается окончательно не решенной. Дополнительные трудности обусловлены возможностью гетерогенности этого состояния, когда один и тот же фенотип может контролироваться различными наследственными факторами.
Гиперактивное
расстройство и дефицит внимания - минимальное
органическое поражение мозга. Это психическое
заболевание, которое часто случается
в детском возрасте. Оно проявляется в
постоянном невнимании, гиперактивности
и импульсивности. Ребенок не выглядит
больным в традиционном понимании этого
состояния, но оставление гиперактивного
расстройства без внимания, в будущем
может создать для ребенка значительные
трудности в учебе, межличностных отношениях,
в социальном и эмоциональном развитии,
что в свою очередь может привести к возникновению
асоциального поведения. Поэтому необходимо
раннее выявление гиперактивного расстройства
с дефицитом внимания и организации плана
помощи таким детям с привлечением педиатров,
невропатологов, психологов, психиатров,
педагогов и родителей. Недостаток человеческого
тепла, любви, нормального общения – важнейший
фактор развития гиперактивности. Во многих
семьях настоящего контакта с гиперактивными
детьми нет. Как нет и четких, понятных
ребенку требований. Родители его распускают
и при этом стараются с ним поменьше общаться,
не связываться, он их раздражает. В дошкольном,
и в школьном возрасте детей с СДВГ надо
подлечивать. А что касается психолого-коррекционных
мер, то в школьном возрасте гиперактивным
детям необходима дозированная спортивная
нагрузка. Полезны занятия, помогающие
тренировать волю: карате, ушу. Командные
виды спорта типа футбола тоже хороши,
но когда ребенок станет постарше. В младшем
школьном возрасте гиперактивные дети
плохо усваивают командные игры. Еще им
очень подходят танцы, плавание, музыкальные
занятия, хор. И, конечно же, наибольший
эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности
достигается при сочетании различных
методик психологической работы (как с
самим ребенком, так и с его родителями)
и медикаментозной терапии.