Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:34, реферат
Социальная защита населения.Органы соцюзащиты населения.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Особенности формирования
национальной модели
1.1. Социальная защита: совершенствование управленческой деятельности, взаимодействие субъектов и объектов управления……………………………4-8
2. Организационная структура
системы государственного
2.1 Министерство труда
и социальной политики
2.2 Органы социальной защиты
регионального уровня и
3. Социальное страхование
– одно из важнейших
3.1 Организационная структура
государственного социального
3.2 Проблемы социального
страхования в Республики
Список используемых источников………………………………………………20
Введение
Социальная защита населения
является первоочередной задачей для
большинства стран мира. В мировой
практике насчитывается большое
количество моделей социальной защиты,
которые отличаются друг от друга
источниками финансирования, способами
поддержки и защиты населения, масштабами
применения. Объектом исследования работы
стала система социальной защиты
Республики Беларусь. Цель исследования
анализ особенностей государственного
управления в данной сфере. В работе
рассмотрены теоретические
Одной из задач исследования явилось изучение различных типов и моделей социальной защиты в мировой практике, анализ возможности применения положительного опыта других стран по решению социальных задач в процессе формирования национальной модели социальной защиты Республики Беларусь.
В работе выделены приоритетные
направления, подходы и принципы
в развитии системы социальной защиты
республики, а также тенденции
современной организационно-
Система социальной защиты
Республики Беларусь с организационно-
Глава 1. Особенности формирования национальной модели социальной защиты Республики Беларусь
1.1 Социальная
защита: совершенствование
Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Основой социальной политики при рыночной системе хозяйствования являются предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества вместо общественных фондов потребления -- индивидуальное присвоение необходимого продукта. При этом государственные социальные технологии обеспечивают защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность.
Приоритетными направлениями социальной политики государства, по которым осуществляется регулирование социальных процессов в обществе, являются:
- сфера доходов и личного потребления семей;
- сфера общественного благосостояния;
- сфера воспроизводства
населения, рабочей силы и
Государственная политика в
сфере общественного
В широком значении социальная
защита населения – это совокупность
связей и отношений, обусловленных
необходимостью защиты социального
положения от воздействия социальных
рисков. Она охватывает все население.
Ее стержнем являются отношения законодательно
закрепленных социальных гарантий и
прав в сфере человеческой жизнедеятельности.
В узком значении социальную защиту
можно определить как комплексную
систему социально-
Исходя из этого, в системе социальной защиты можно выделить 3 подсистемы:
- защита всех социально-
- социальные гарантии
трудоспособным членам
- меры социальной защиты
нетрудоспособного населения
В качестве субъектов управления в системе социальной защиты выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, физкультуры и спорта, жилищных и коммунальных хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляют также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло. К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи и группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т. д. В качестве объекта управления в системе соц. защиты (в узком смысле) выступает прежде всего человек, личность или группа людей, оказавшихся в затруднительном положении. К ним можно отнести такие категории людей, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и др. Это и различные проблемные семьи: с детьми-инвалидами, имеющие низкий уровень доходов, многодетные, неблагополучные и др.
Работа предприятий, учреждений и организаций социальной инфраструктуры должна отвечать требованиям и правилам, основанным на следующих принципах:
- обеспечение доступности услуг всем потребителям;
- учет особенностей спроса населения на отдельные виды услуг;
- разумное сочетание платных и бесплатных услуг, дифференцированный подход к потребителям при оказании платных услуг;
- обеспечение комплексного обслуживания населения (один вид услуг не может быть заменен другим);
- эффективное использование всех видов ресурсов, предоставленных в распоряжение социальной сферы;
- обеспечение комплексного характера развития ее отраслей в пределах территории.
В последнее время все больше в социальной защите нуждаются женщины, дети и подростки. Между субъектами и объектами управления в системе социальной защиты осуществляются постоянные прямые и обратные связи. Вместе с тем, положение субъекта и объекта не является постоянным: кто в одном случае выступает в качестве субъекта, в другой ситуации становится объектом. Изучать деятельность как субъектов, так и объектов необходимо в их взаимодействии; совершенствование системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта.
Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению социальных задач, адаптация его к национальным принципам социальной политики.
В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:
- праве граждан республики
на социальную защиту от
- адресности социальной помощи;
- разнообразии форм и видов социальной помощи;
- предоставлении
- реформировании пенсионной системы;
- реформировании гибкой
системы программ по поддержке
малообеспеченных и
Происходящие перемены в
экономике, политике, духовной сфере
Республики Беларусь повлекли за собой
существенные перемены в системе
социальной защиты населения. В республике
складывается обновленная национальная
модель соц. защиты, направленная на гуманизацию
и стабилизацию социальных отношений.
Появились новые формы работы
с различными группами населения, стали
разворачиваться
1. Интернационализация (взаимопроникновение теоретических идей и практического опыта);
2. Усиление внимания к различным формам демократизации, организационно-управленческой деятельности.
3. Совершенствование всех сторон организационно-управленческой деятельности (техническое, технологическое обеспечение, развитие инновационных технологий).
4 Системно-комплексный характер социальной работы.
5 Совершенствование кадрового
потенциала организационно-
6 Необходимость дальнейшего
развития организационно-
7 Стандартизация и повышение качества социальных услуг.
Таким образом, современная система социальной защиты Республики Беларусь меняется, освобождаясь от устаревших стереотипов, осваивая и заимствуя примеры зарубежного опыта.
2. Организационная
структура системы
2.1 Министерство
труда и социальной защиты
Республики Беларусь как
Механизм осуществления социальной политики требует реализации блока законодательных, организационных и экономических мер, государство выполняет свои социальные функции через органы законодательной и исполнительной власти всех уровней управления.
Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданная по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты.
Министерство труда и
социальной защиты – это республиканский
орган государственного управления,
проводящий государственную политику,
осуществляющий управление и контроль
за соблюдением законодательства в
области труда, занятости и социальной
защиты населения, а также координирующий
деятельность по этим направлениям других
республиканских органов
Министерство осуществляет функции связи с населением, регулярно информирует его по вопросам формирования и реализации государственной политики в области труда и социальной защиты, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, ведет прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Министерства. Служба Министерства труда и социальной защиты осуществляют объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе по развитию системы государственного и добровольного социального страхования, пенсионной системы, социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совместно с органами народного образования осуществляют реализацию ряда программ по защите детства, государственной молодежной политики, а также мер по борьбе с негативными проявлениями (пьянством, хулиганством и др.) Социально важные проблемы в системе социальной защиты реализуются через функционирование ее структурных подразделений различных уровней, представляющих собой открытые системы. Системообразующим центром социальной сферы в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты. В Министерстве функционируют Главные управления и управления, объединяющие отделы и сектора, Департамент государственной инспекции труда и Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения с правами юридического лица.
Информация о работе Система и механизмы соц. защиты населения РБ