Система и механизмы соц. защиты населения РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Социальная защита населения.Органы соцюзащиты населения.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 37.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Особенности формирования  национальной модели социальной  защиты Республики Беларусь……………………………………………………………….4

1.1. Социальная защита: совершенствование управленческой деятельности, взаимодействие субъектов и объектов управления……………………………4-8

2. Организационная структура  системы государственного управления  в области социальной защиты  населения……………………………………………………9

2.1 Министерство труда  и социальной политики Республики  Беларусь как субъект управления, его структура и функции……………………………….9-10

2.2 Органы социальной защиты  регионального уровня и содержание  их деятельности…………………………………………………………………..11-12

3. Социальное страхование  – одно из важнейших направлений  социальной защиты населения…………………………………………………………………12

3.1 Организационная структура  государственного социального страхования.  Деятельность фонда социальной  защиты населения…………………………12-16

3.2 Проблемы социального  страхования в Республики Беларусь…………..17-19

Список используемых источников………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная защита населения  является первоочередной задачей для  большинства стран мира. В мировой  практике насчитывается большое  количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга  источниками финансирования, способами  поддержки и защиты населения, масштабами применения. Объектом исследования работы стала система социальной защиты Республики Беларусь. Цель исследования анализ особенностей государственного управления в данной сфере. В работе рассмотрены теоретические основы понятия: социальная защита; субъекты и объекты управления в социальной сфере, особенности их взаимодействия.

 

Одной из задач исследования явилось изучение различных типов  и моделей социальной защиты в  мировой практике, анализ возможности  применения положительного опыта других стран по решению социальных задач  в процессе формирования национальной модели социальной защиты Республики Беларусь.

 

В работе выделены приоритетные направления, подходы и принципы в развитии системы социальной защиты республики, а также тенденции  современной организационно-управленческой деятельности в современной сфере.

 

Система социальной защиты Республики Беларусь с организационно-управленческой точки зрения представлена широкой  сетью государственных и негосударственных  органов и организаций. Немалое  внимание в работе уделено изучению их структуры и функций. На примере  деятельности Фонда социальной защиты населения исследованы основные проблемы в пенсионной системе Республики Беларусь и пути ее реформирования.

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  формирования национальной модели социальной защиты Республики Беларусь

 

1.1 Социальная  защита: совершенствование управленческой  деятельности, взаимодействие субъектов  и объектов управления

Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Основой социальной политики при рыночной системе хозяйствования являются предоставление всем гражданам  равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном  участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества вместо общественных фондов потребления -- индивидуальное присвоение необходимого продукта. При этом государственные  социальные технологии обеспечивают защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную  ситуацию, которую они не могут  преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность.

Приоритетными направлениями  социальной политики государства, по которым  осуществляется регулирование социальных процессов в обществе, являются:

- сфера доходов и личного  потребления семей;

- сфера общественного  благосостояния;

- сфера воспроизводства  населения, рабочей силы и занятости;

Государственная политика в  сфере общественного благосостояния связана, в первую очередь, с системой социальной защиты населения.

В широком значении социальная защита населения – это совокупность связей и отношений, обусловленных  необходимостью защиты социального  положения от воздействия социальных рисков. Она охватывает все население. Ее стержнем являются отношения законодательно закрепленных социальных гарантий и  прав в сфере человеческой жизнедеятельности. В узком значении социальную защиту можно определить как комплексную  систему социально-экономических  и правовых отношений, предназначенную  для обеспечения государственных гарантий в области уровня жизни, а также поддержки социально уязвимых слоев населения в связи с трудной жизненной ситуацией.

Исходя из этого, в системе социальной защиты можно выделить 3 подсистемы:

- защита всех социально-демографических  групп населения;

- социальные гарантии  трудоспособным членам общества;

- меры социальной защиты  нетрудоспособного населения республики.

В качестве субъектов управления в системе социальной защиты выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, физкультуры и спорта, жилищных и коммунальных хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляют также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло. К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи и группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т. д. В качестве объекта управления в системе соц. защиты (в узком смысле) выступает прежде всего человек, личность или группа людей, оказавшихся в затруднительном положении. К ним можно отнести такие категории людей, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и др. Это и различные проблемные семьи: с детьми-инвалидами, имеющие низкий уровень доходов, многодетные, неблагополучные и др.

Работа предприятий, учреждений и организаций социальной инфраструктуры должна отвечать требованиям и правилам, основанным на следующих принципах:

- обеспечение доступности услуг всем потребителям;

- учет особенностей спроса населения на отдельные виды услуг;

- разумное сочетание платных и бесплатных услуг, дифференцированный подход к потребителям при оказании платных услуг;

- обеспечение комплексного обслуживания населения (один вид услуг не может быть заменен другим);

- эффективное использование всех видов ресурсов, предоставленных в распоряжение социальной сферы;

- обеспечение комплексного характера развития ее отраслей в пределах территории.

 

В последнее время все  больше в социальной защите нуждаются  женщины, дети и подростки. Между  субъектами и объектами управления в системе социальной защиты осуществляются постоянные прямые и обратные связи. Вместе с тем, положение субъекта и объекта не является постоянным: кто в одном случае выступает  в качестве субъекта, в другой ситуации становится объектом. Изучать деятельность как субъектов, так и объектов необходимо в их взаимодействии; совершенствование  системы социальной защиты зависит  от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так  и объекта.

Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной  системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое  значение изучение опыта других стран  по решению социальных задач, адаптация  его к национальным принципам  социальной политики.

В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно  нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Формирование и развитие системы  социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:

- праве граждан республики  на социальную защиту от объективно  установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);

- адресности социальной  помощи;

- разнообразии форм и  видов социальной помощи;

- предоставлении трудоспособному  населению возможности получения  достаточного дохода через зарплату;

- реформировании пенсионной  системы;

- реформировании гибкой  системы программ по поддержке  малообеспеченных и многодетных  семей, одиноких граждан, детей  и т. д. 

Происходящие перемены в  экономике, политике, духовной сфере  Республики Беларусь повлекли за собой  существенные перемены в системе  социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель соц. защиты, направленная на гуманизацию  и стабилизацию социальных отношений. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали  разворачиваться негосударственные  формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной  политики, осуществляется принцип помощи и т. д. В республике идет поиск  наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных  подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере  характерны следующие тенденции:

1. Интернационализация (взаимопроникновение теоретических идей и практического опыта);

2. Усиление внимания к различным формам демократизации, организационно-управленческой деятельности.

 3. Совершенствование всех сторон организационно-управленческой деятельности (техническое, технологическое обеспечение, развитие инновационных технологий).

4 Системно-комплексный характер  социальной работы.

5 Совершенствование кадрового  потенциала организационно-управленческой  деятельности.

6 Необходимость дальнейшего  развития организационно-управленческой  науки.

7 Стандартизация и повышение качества социальных услуг.

 

Таким образом, современная  система социальной защиты Республики Беларусь меняется, освобождаясь от устаревших стереотипов, осваивая и заимствуя примеры зарубежного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационная  структура системы государственного  управления в области социальной  защиты населения

 

2.1 Министерство  труда и социальной защиты  Республики Беларусь как субъект  управления, его структура и функции

Механизм осуществления социальной политики требует реализации блока законодательных, организационных и экономических мер, государство выполняет свои социальные функции через органы законодательной и исполнительной власти всех уровней управления.

Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области  труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданная  по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты.

Министерство труда и  социальной защиты – это республиканский  орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и контроль за соблюдением законодательства в  области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления. Министерство осуществляет руководство подчиненными организациями, утверждает их уставы (положения), принимает  решения о создании, реорганизации, дает разрешение на осуществление ими  деятельности, приносящей доходы. Оно  осуществляет методическое руководство  и помощь своим организациям, организует научно-исследовательскую работу, обобщение  лучшего опыта и его распространение, контролирует деятельность подчиненных  служб.

Министерство осуществляет функции связи с населением, регулярно  информирует его по вопросам формирования и реализации государственной политики в области труда и социальной защиты, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, ведет  прием граждан по вопросам, относящимся  к компетенции Министерства. Служба Министерства труда и социальной защиты осуществляют объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе по развитию системы государственного и добровольного  социального страхования, пенсионной системы, социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совместно с органами народного образования осуществляют реализацию ряда программ по защите детства, государственной молодежной политики, а также мер по борьбе с негативными проявлениями (пьянством, хулиганством и др.) Социально важные проблемы в системе социальной защиты реализуются через функционирование ее структурных подразделений различных уровней, представляющих собой открытые системы. Системообразующим центром социальной сферы в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты. В Министерстве функционируют Главные управления и управления, объединяющие отделы и сектора, Департамент государственной инспекции труда и Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения с правами юридического лица.

Информация о работе Система и механизмы соц. защиты населения РБ