Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:34, реферат
Социальная защита населения.Органы соцюзащиты населения.
В структуре Министерства
появился ряд новых подразделений.
Это Управление внешних связей и
партнерской политики, в задачи которых
входит тесное взаимодействие с Международной
организацией труда (МОТ). Организовано
Управление автоматизации и информационных
технологий, внедряется автоматизированная
система обработки документов, расчетов,
выплат пенсий и пособий. Особенностью
национальной модели организационно-управленческой
деятельности в системе социальной
защиты является заметная централизация
на высших уровнях, что связано с
особенностями и сложностями
переходного, модернизированного периода
развития белорусского общества. Вместе
с тем, на низовом уровне активно
идут процессы демократизации, усиления
роли органов местного самоуправления,
включая в эту работу других организаций,
групп людей и отдельных
2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание их деятельности
На областном, городском
и районных уровнях службы Министерства
труда и социальной защиты организованны
по линейной структуре – сверху
вниз – в с соответствии с содержательными
направлениями деятельности. Это
структуры служб занятости, инспекций
труда, а также службы социальной
защиты. В реализации государственной
политики в области социальной защиты
и социального обслуживания, семейной
и гендерной политики, социальной
поддержке ветеранов и
В системе государственных
учреждений активно работают Республиканский
реабилитационный центр для детей-инвалидов;
дома-интернаты и специальные
дома для ветеранов, престарелых
и инвалидов. В деятельности социальных
служб на местах выделяется 2 направления:
специализированное и комплексное
оказание социальных услуг. Специализированные
структуры осуществляют профилактическую
работу и прямое оказание помощи конкретным
социальным группам по разным направлениям.
Комплексные учреждения осуществляют
самую разнообразную
3. Социальное страхование
– одно из важнейших
3.1 Организационная
структура государственного
Одним из важнейшим направлений
социальной защиты является социальное
страхование. Оно организуется государством
для того, чтобы гарантированно поддерживать
жизненный уровень людей, подвергшихся
воздействию таких
В республике действуют 3 вида социального страхования:
1 а) пенсионное страхование;
б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи (социальное страхование).
2 Страхование от безработицы.
3 Страхование от
Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая - на работников и государство.
Взносы по первому виду
страхования поступают в бюджет
Фонда социальной защиты населения.
Фонд был образован в 1 июля 1993 года
на базе Пенсионного фонда Республики
Беларусь и Фонда социально страхования.
Фонд социальной защиты населения осуществляет
управление финансами социального
страхования, является самостоятельной
финансово-кредитной
Из бюджета фонда социальной защиты населения страховые средства расходуются на следующие цели:
а) выплата пенсий:
- по возрасту;
- по инвалидности;
- в случае потери кормильца;
- за выслугу лет.
б) выплата пособий:
- по временной
- по беременности и родам;
- в связи с рождением ребенка;
- женщинам ставшим на
учет до 12-недельного срока
- в связи с уходом за ребенком до достижения им 3-х лет.
- на погребение;
- на оздоровление населения.
в) другие выплаты.
75-80% всей суммы по данному виду социального страхования составляют расходы на выплату пенсий, около 6% - на пособия по временной нетрудоспособности.
За год выплачивается более 12 млн. различных пособий, получателями пенсий является около 2,6 млн. человек.
Таким образом, Фонд социальной защиты населения в целях выполнения возложенных на него задач:
- осуществляет сбор и
аккумуляцию обязательных
- финансирует выплаты
установленные
- осуществляет контроль
за своевременным и полным
поступлением обязательных
- осуществляет индивидуальный
учет сведений о
Руководство Фондом осуществляется
его правлением и исполнительным
органом – центральным
На областном уровне и в городе Минске созданы управления Фонда с правами юридического лица. В составе управлений функционирует 150 городских, районных и районных в городах отделов Фонда. На дату создания Фонда количество отделов строго соответствовало количеству административных единиц в органах власти на местах. В целях сокращения административного аппарата и повышения оперативности в работе количество отделов в последние годы было сокращено за счет их слияния в ряде городов. Эти отделы не наделены правом юридического лица, они созданы для оперативного выполнения задач Фонда и входят в структуру областных (Минского городского) управлений и непосредственно подчиняются им.
Главными задачами отделов являются:
- непосредственный сбор страховых взносов и других платежей на государственное социальное страхование;
- ведение регистрации плательщиков;
- организация и ведение
персонифицированного учета
- контроль правильного
использования средств
Нагрузка, в среднем по
республике, составляет 218 страхователей
на одного инспектора. Для сравнения,
в 2002 году она равнялась 118. При этом,
степень нагрузки колеблется в широком
диапазоне — от 60 до 500 страхователей
на одного инспектора. В сельских районах
она значительно ниже, чем в
районах городов. Показатель нагрузки
на одного работника районного звена
важен тем, что от него в максимальной
степени зависят уровень и
качество проверок страхователей. Областные
и Минское городское управления
обеспечивают деятельность Фонда в
соответствующей области и
В процессе своей деятельности
Фонд взаимодействует с органами
законодательной и
Сложившаяся структура Фонда является оптимальной для нынешних условий и объемов работы. Уровень расходов на ее содержание самый низкий среди аналогичных структур дальнего и ближнего зарубежья. Однако, это не говорит о том, что данная структура совершенна. Она должна изменяться и совершенствоваться адекватно функциональным изменениям и соответствующим изменениям объемных показателей работы. Несомненно, требуется более глубокое проведение аналитической работы, работы по прогнозированию, по совершенствованию работы с финансовыми ресурсами и работы по контролю страхователей. Последнее особенно важно, учитывая проходящие, хотя и медленно, процессы приватизации и разгосударствления, процессы банкротства предприятий и роста безработицы.
3.2 Проблемы социального
страхования в Республике
В наиболее сложном положении находится главная составляющая социального страхования Республики Беларусь – пенсионная система. Улучшение пенсионного обеспечения граждан является одним из главных приоритетов социальной политики белорусского государства. Опережающие темпы роста пенсий по сравнению с зарплатой обеспечили в Республике Беларусь стабильный рост пенсий. За 2001-2004 г.г. реальный размер назначенных месячных пенсий увеличился в 1,7 раза, повышается их покупательная способность. Сохраняется один из самых высоких среди государств СНГ размеров соотношения средней пенсии и средней зарплаты. В 2004 г. оно составило 43,7%. С 1 сентября 2005 года размер средней пенсии по возрасту увеличился с 198,4 тыс. до 220,2 тысяч или на 11%. Минимальная пенсия по возрасту – 124,2 тыс. рублей. В тоже время растет нагрузка на пенсионную систему в результате увеличения числа лиц пенсионного возраста при одновременном сокращении численности работающих, а также увеличения числа лиц, выходящих на пенсию ранее установленного возраста в связи с занятостью в особых условиях труда. Если в 1990 году на 100 пенсионеров приходилось 219 работающих, то в 2004 году – только 161. По данному критерию Республика Беларусь занимает одно из последних мест в мире. В Республике Беларусь сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время в республике пенсии получает 26% населения. Согласно прогнозам в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше. Возникнет проблема – как в данных условиях сохранить достигнутое значение коэффициента замещения? Расчеты на основе прогноза демографического и экономического развития, а также развитие рынка труда показали, что для сохранения существующего замещения к 2050 г. потребуется увеличить тарифы страховых взносов на пенсионное страхование с 29 до 50% . Возможен и другой вариант – улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий. Специалистами МОТ совместно с национальными специалистами ряда министерств республики и Фонда социальной защиты населения в течении 2000 г. был сделан анализ предложений по реформированию пенсионной системы Республики Беларусь. Расчеты показали объективную необходимость повышения возраста выхода на пенсию. И даже в данном случае положение Фонда социальной защиты населения будет оставаться неустойчивым. Более того, начиная с 2030 года Фонд будет работать с дефицитом средств, причем этот дефицит будет наращиваться. В пенсионной системе Республики Беларусь немало и внутренних проблем, одной из которых является порядок предоставления досрочных пенсий. В 2003 г. почти 30% пенсий по возрасту и за выслугу лет назначено досрочно. Расходы на пенсионные льготы создают дополнительную нагрузку на пенсионную систему и в значительной степени снижает уровень пенсий других категорий граждан. Расточительность пенсионной системы связана также и с тем, что законом предусмотрен зачет в трудовой стаж многих периодов работы без уплат страховых взносов с начислением пенсии за эти годы (служба в армии, время по уходу за детьми и др.). В совершенных пенсионных системах (например, в Германии) за такие периоды страховые взносы уплачиваются (из государственного бюджета, за счет страховых фондов и др.). К числу проблем пенсионной системы нельзя не отнести наличие льготных страховых тарифов. Например, при общественном тарифе 29% для коллегии адвокатов он составляет лишь 8%, для работников сельского хозяйства – 24%. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы и делает ее несправедливой. В мировой практике такой подход не используется. Кроме того, при тарифе 29% на пенсионное страхование, по которому платит работодатель, застрахованный вносит только 1% своего заработка. Такой низкий тариф взносов, уплачиваемый самими застрахованными, не вызывает у них чувства собственника системы. На Западе наиболее распространенными являются системы, где работающий и его наниматели платят страховые взносы равными долями или близко к этому. В последние годы наблюдается тенденция проедания Фондом социальной защиты накопленных в прошлые периоды средств. Основная причина этого – рост задолженности по уплате страховых взносов при постоянном росте потребности. Задолженность по уплате страховых взносов на 1.05.2004г. составила более 204,6 млрд. рублей (60% средств, необходимых для выплаты пенсий в месяц). Это связано как с неблагоприятным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким тарифом страховых взносов. Существенным недостатком пенсионной системы (как и всей системы социального страхования) является то, что значительные объемы страховых сумм идут на «латание прорех» республиканского бюджета за 1999-2003 годы сумма таких изъятий из Фонда социальной защиты населения равнозначна почти 3-месячной потребности на выплату пенсий (текущая месячная потребность составляет более 340 млрд. рублей). Начиная с 2004 года, средства Фонда включены в состав республиканского бюджета и проходят через счета Казначейства Министерства финансов. Система стала непрозрачной и, следовательно, возможности для целевого использования средств социального страхования еще более распрямились. Фактически из 36% страховых взносов по прямому назначению идет менее 34%, остальные используются как своеобразный дополнительный налог в пользу республиканского бюджета. Изложенные проблемы пенсионного обеспечения и деятельности Фонда свидетельствуют о необходимости проведения радикальных реформ в этой области. Основные направления развития пенсионной системы пенсионной системы определены Концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения Республики Беларусь (1997г.). Реализован ряд важнейших решений: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков в системе государственного страхования; установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и другие виды социального страхования, расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию и др.
Информация о работе Система и механизмы соц. защиты населения РБ