Система и механизмы соц. защиты населения РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Социальная защита населения.Органы соцюзащиты населения.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 37.66 Кб (Скачать файл)

В структуре Министерства появился ряд новых подразделений. Это Управление внешних связей и  партнерской политики, в задачи которых  входит тесное взаимодействие с Международной  организацией труда (МОТ). Организовано Управление автоматизации и информационных технологий, внедряется автоматизированная система обработки документов, расчетов, выплат пенсий и пособий. Особенностью национальной модели организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты является заметная централизация  на высших уровнях, что связано с  особенностями и сложностями  переходного, модернизированного периода  развития белорусского общества. Вместе с тем, на низовом уровне активно  идут процессы демократизации, усиления роли органов местного самоуправления, включая в эту работу других организаций, групп людей и отдельных личностей  нацеленных на оказание помощи и поддержки  различным слоям населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Органы социальной  защиты регионального уровня  и содержание их деятельности

На областном, городском  и районных уровнях службы Министерства труда и социальной защиты организованны  по линейной структуре – сверху вниз – в с соответствии с содержательными  направлениями деятельности. Это  структуры служб занятости, инспекций  труда, а также службы социальной защиты. В реализации государственной  политики в области социальной защиты и социального обслуживания, семейной и гендерной политики, социальной поддержке ветеранов и инвалидов  на областном уровне решающую роль играют Комитеты по труду и социальной защиты облисполкомов и Минского горисполкома, региональные структуры  Фонда социальной защиты. В системе организационных структур социальной защиты населения Республики Беларусь важное место принадлежит структурам городского и районного уровней. Здесь функционируют городские, районные управления по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов. Упорядочена и централизована сеть государственных учреждений социального обслуживания, входящих в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Образованы и повсеместно действуют Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), объединившие отделения социальной помощи на дому, другие структуры социальной помощи пожилым инвалидам, женщинам.

В системе государственных  учреждений активно работают Республиканский  реабилитационный центр для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные  дома для ветеранов, престарелых  и инвалидов. В деятельности социальных служб на местах выделяется 2 направления: специализированное и комплексное  оказание социальных услуг. Специализированные структуры осуществляют профилактическую работу и прямое оказание помощи конкретным социальным группам по разным направлениям. Комплексные учреждения осуществляют самую разнообразную деятельность от возможностей материальной помощи, до медико-психологической помощи до простого человеческого общения  и внимания. Структуру системы  занятости образуют Управления областных  служб занятости, Минский городской  центр занятости, региональные, городские, районные центры занятости населения, центры профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и  отделения, Республиканский, областные  и региональные центры профессиональной ориентации молодежи. Проблемами трудовой деятельности занимаются областные  и Минское городское управление инспекций труда, межрайонные инспекции труда, областные и Минская городская экспертизы условий труда.

 

3. Социальное страхование  – одно из важнейших направлений  социальной защиты населения

 

3.1 Организационная  структура государственного социального  страхования. Деятельность Фонда  социальной защиты населения

Одним из важнейшим направлений  социальной защиты является социальное страхование. Оно организуется государством для того, чтобы гарантированно поддерживать жизненный уровень людей, подвергшихся воздействию таких неблагоприятных  факторов, как старость, ивалидность, заболевания, потеря кормильца и  др.

В республике действуют 3 вида социального страхования:

1 а) пенсионное страхование; 

б) страхование по временной  нетрудоспособности, в связи с  беременностью и родами, рождением  ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью  застрахованного или члена его  семьи (социальное страхование).

2 Страхование от безработицы.

3 Страхование от производственного  травматизма и профзаболеваний.

Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая - на работников и государство.

Взносы по первому виду страхования поступают в бюджет Фонда социальной защиты населения. Фонд был образован в 1 июля 1993 года на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социально страхования. Фонд социальной защиты населения осуществляет управление финансами социального  страхования, является самостоятельной  финансово-кредитной организацией. Размер страхового взноса в данный фонд составляет 36%. Из них 30% направляется на цели пенсионного страхования (29% - доля работодателя и 1% работающих граждан), 6% - на социальное страхование.

Из бюджета фонда социальной защиты населения страховые средства расходуются на следующие цели:

а) выплата пенсий:

- по возрасту;

- по инвалидности;

- в случае потери кормильца;

- за выслугу лет.

б) выплата пособий:

- по временной нетрудоспособности;

- по беременности и  родам;

- в связи с рождением  ребенка;

- женщинам ставшим на  учет до 12-недельного срока беременности;

- в связи с уходом  за ребенком до достижения  им 3-х лет.

- на погребение;

- на оздоровление населения.

в) другие выплаты.

75-80% всей суммы по данному  виду социального страхования  составляют расходы на выплату  пенсий, около 6% - на пособия по  временной нетрудоспособности.

За год выплачивается  более 12 млн. различных пособий, получателями пенсий является около 2,6 млн. человек.

Таким образом, Фонд социальной защиты населения в целях выполнения возложенных на него задач:

- осуществляет сбор и  аккумуляцию обязательных страховых  взносов и иных платежей на  государственное социальное страхование;

- финансирует выплаты  установленные законодательством  Республики Беларусь пенсий и  пособий;

- осуществляет контроль  за своевременным и полным  поступлением обязательных страховых  взносов и платежей, а также  контролирует правильность использования  средств, направленных на финансирование  пенсий, пособий и других выплат  по государственному социальному  страхованию;

- осуществляет индивидуальный  учет сведений о застрахованных  лицах для целей государственного  социального страхования, создает  базу данных по всем категориям  плательщиков.

Руководство Фондом осуществляется его правлением и исполнительным органом – центральным аппаратом  Фонда. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь (председатель правления  Фонда), управляющий Фондом (заместитель  председателя правления Фонда) и  его заместители по должности, а  также представители Министерства финансов, Министерства экономики. Национального  банка, объединений нанимателей  и профсоюзов. Правление Фонда  определяет направления его текущей  деятельности и на перспективу, рассматривает  и утверждает бюджет Фонда и отчеты о его исполнении. Правление отвечает за своевременное и полное финансирование Фондом всех установленных законодательством  выплат.

На областном уровне и  в городе Минске созданы управления Фонда с правами юридического лица. В составе управлений функционирует 150 городских, районных и районных в городах отделов Фонда. На дату создания Фонда количество отделов строго соответствовало количеству административных единиц в органах власти на местах. В целях сокращения административного аппарата и повышения оперативности в работе количество отделов в последние годы было сокращено за счет их слияния в ряде городов. Эти отделы не наделены правом юридического лица, они созданы для оперативного выполнения задач Фонда и входят в структуру областных (Минского городского) управлений и непосредственно подчиняются им.

Главными задачами отделов  являются:

- непосредственный сбор  страховых взносов и других  платежей на государственное  социальное страхование;

- ведение регистрации  плательщиков;

- организация и ведение  персонифицированного учета сведений  о застрахованных лицах для  целей государственного социального  страхования;

- контроль правильного  использования средств государственного  социального страхования и принятие  соответствующих мер к плательщикам, нарушающим установленный порядок  уплаты страховых взносов и  иных платежей. Эта, не всегда  заметная работа, дает несомненную  отдачу в конечном результате  – собираемости страховых взносов.  Отдел возглавляет начальник  отдела, назначаемый на должность  начальником управления. Численность  работников отделов зависит от  объемов работы (количества страхователей)  в обслуживаемом районе и находится  в пределах от 3-4 до 30 человек.

Нагрузка, в среднем по республике, составляет 218 страхователей  на одного инспектора. Для сравнения, в 2002 году она равнялась 118. При этом, степень нагрузки колеблется в широком  диапазоне — от 60 до 500 страхователей  на одного инспектора. В сельских районах  она значительно ниже, чем в  районах городов. Показатель нагрузки на одного работника районного звена  важен тем, что от него в максимальной степени зависят уровень и  качество проверок страхователей. Областные  и Минское городское управления обеспечивают деятельность Фонда в  соответствующей области и городе Минске. Они организуют работу городских, районных и районных в городах  отделов по качественному выполнению их задач. Управления обеспечивают аккумуляцию  собираемых отделами страховых взносов  и иных платежей, финансирует расходы  на выплату пенсий и пособий.

В процессе своей деятельности Фонд взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти: Нижней и Верхней Палатами Законодательного Собрания, Правительством республики, практически всеми Министерствами и Комитетами республики, органами исполнительной власти на местах. Это взаимодействие значительно затруднено тем обстоятельством, что Фонд входит в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларуси, а не находится в непосредственном подчинении Правительства, как это имеет место, например, в России, Украине и других государствах — бывших республиках Союза. Заслуживает особого внимания вопрос взаимодействия органов Фонда и органов комитетов по труду и социальной защите областей и города Минска в части организации назначения и выплаты пенсий. По сложившейся практике в Республике Беларусь разобщены органически связанные вопросы: сбор страховых взносов и финансирование выплат пенсий осуществляется Фондом, а назначение и выплата пенсий - органами Комитетов по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома. Однако на это разделение уходит много ненужной работы, при этом нерационально затрачиваются большие суммы государственных средств. Наши ближайшие соседи, как и большинство стран дальнего зарубежья, этот вопрос решили однозначно, объединив функции сбора взносов, финансирования пенсий, организации их назначения и выплат в одном органе, занимающемся вопросами пенсионного страхования.

Сложившаяся структура Фонда  является оптимальной для нынешних условий и объемов работы. Уровень  расходов на ее содержание самый низкий среди аналогичных структур дальнего и ближнего зарубежья. Однако, это не говорит о том, что данная структура совершенна. Она должна изменяться и совершенствоваться адекватно функциональным изменениям и соответствующим изменениям объемных показателей работы. Несомненно, требуется более глубокое проведение аналитической работы, работы по прогнозированию, по совершенствованию работы с финансовыми ресурсами и работы по контролю страхователей. Последнее особенно важно, учитывая проходящие, хотя и медленно, процессы приватизации и разгосударствления, процессы банкротства предприятий и роста безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Проблемы социального  страхования в Республике Беларусь

В наиболее сложном положении находится главная составляющая социального страхования Республики Беларусь – пенсионная система. Улучшение пенсионного обеспечения граждан является одним из главных приоритетов социальной политики белорусского государства. Опережающие темпы роста пенсий по сравнению с зарплатой обеспечили в Республике Беларусь стабильный рост пенсий. За 2001-2004 г.г. реальный размер назначенных месячных пенсий увеличился в 1,7 раза, повышается их покупательная способность. Сохраняется один из самых высоких среди государств СНГ размеров соотношения средней пенсии и средней зарплаты. В 2004 г. оно составило 43,7%. С 1 сентября 2005 года размер средней пенсии по возрасту увеличился с 198,4 тыс. до 220,2 тысяч или на 11%. Минимальная пенсия по возрасту – 124,2 тыс. рублей. В тоже время растет нагрузка на пенсионную систему в результате увеличения числа лиц пенсионного возраста при одновременном сокращении численности работающих, а также увеличения числа лиц, выходящих на пенсию ранее установленного возраста в связи с занятостью в особых условиях труда. Если в 1990 году на 100 пенсионеров приходилось 219 работающих, то в 2004 году – только 161. По данному критерию Республика Беларусь занимает одно из последних мест в мире. В Республике Беларусь сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время в республике пенсии получает 26% населения. Согласно прогнозам в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше. Возникнет проблема – как в данных условиях сохранить достигнутое значение коэффициента замещения? Расчеты на основе прогноза демографического и экономического развития, а также развитие рынка труда показали, что для сохранения существующего замещения к 2050 г. потребуется увеличить тарифы страховых взносов на пенсионное страхование с 29 до 50% . Возможен и другой вариант – улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий. Специалистами МОТ совместно с национальными специалистами ряда министерств республики и Фонда социальной защиты населения в течении 2000 г. был сделан анализ предложений по реформированию пенсионной системы Республики Беларусь. Расчеты показали объективную необходимость повышения возраста выхода на пенсию. И даже в данном случае положение Фонда социальной защиты населения будет оставаться неустойчивым. Более того, начиная с 2030 года Фонд будет работать с дефицитом средств, причем этот дефицит будет наращиваться. В пенсионной системе Республики Беларусь немало и внутренних проблем, одной из которых является порядок предоставления досрочных пенсий. В 2003 г. почти 30% пенсий по возрасту и за выслугу лет назначено досрочно. Расходы на пенсионные льготы создают дополнительную нагрузку на пенсионную систему и в значительной степени снижает уровень пенсий других категорий граждан. Расточительность пенсионной системы связана также и с тем, что законом предусмотрен зачет в трудовой стаж многих периодов работы без уплат страховых взносов с начислением пенсии за эти годы (служба в армии, время по уходу за детьми и др.). В совершенных пенсионных системах (например, в Германии) за такие периоды страховые взносы уплачиваются (из государственного бюджета, за счет страховых фондов и др.). К числу проблем пенсионной системы нельзя не отнести наличие льготных страховых тарифов. Например, при общественном тарифе 29% для коллегии адвокатов он составляет лишь 8%, для работников сельского хозяйства – 24%. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы и делает ее несправедливой. В мировой практике такой подход не используется. Кроме того, при тарифе 29% на пенсионное страхование, по которому платит работодатель, застрахованный вносит только 1% своего заработка. Такой низкий тариф взносов, уплачиваемый самими застрахованными, не вызывает у них чувства собственника системы. На Западе наиболее распространенными являются системы, где работающий и его наниматели платят страховые взносы равными долями или близко к этому. В последние годы наблюдается тенденция проедания Фондом социальной защиты накопленных в прошлые периоды средств. Основная причина этого – рост задолженности по уплате страховых взносов при постоянном росте потребности. Задолженность по уплате страховых взносов на 1.05.2004г. составила более 204,6 млрд. рублей (60% средств, необходимых для выплаты пенсий в месяц). Это связано как с неблагоприятным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким тарифом страховых взносов. Существенным недостатком пенсионной системы (как и всей системы социального страхования) является то, что значительные объемы страховых сумм идут на «латание прорех» республиканского бюджета за 1999-2003 годы сумма таких изъятий из Фонда социальной защиты населения равнозначна почти 3-месячной потребности на выплату пенсий (текущая месячная потребность составляет более 340 млрд. рублей). Начиная с 2004 года, средства Фонда включены в состав республиканского бюджета и проходят через счета Казначейства Министерства финансов. Система стала непрозрачной и, следовательно, возможности для целевого использования средств социального страхования еще более распрямились. Фактически из 36% страховых взносов по прямому назначению идет менее 34%, остальные используются как своеобразный дополнительный налог в пользу республиканского бюджета. Изложенные проблемы пенсионного обеспечения и деятельности Фонда свидетельствуют о необходимости проведения радикальных реформ в этой области. Основные направления развития пенсионной системы пенсионной системы определены Концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения Республики Беларусь (1997г.). Реализован ряд важнейших решений: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков в системе государственного страхования; установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и другие виды социального страхования, расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию и др.

Информация о работе Система и механизмы соц. защиты населения РБ