Системно-функциональный подход к личности в психологии. А.Н. Пастушеня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:17, статья

Описание работы

Одной из важнейших задач психологической науки является объяснение закономерностей и механизмов социального развития человека и его социального поведения. Объяснительное знание в отличие от описательного призвано дать научные основания для прогнозирования процессов развития и социального поведения человека, а также преобразующего влияния на эти процессы.
Психологическое знание прогностического и преобразующего назначения основывается на фундаментальных понятиях психологической науки, психологических законах и закономерностях, а также принципах научного объяснения явлений. Одним из фундаментальных понятий психологии, имеющих определяющее значение для научного объяснения и прогнозирования социального поведения и деятельности индивида, является категория личности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (13).docx

— 35.67 Кб (Скачать файл)

 

Системно-функциональный подход к личности в психологии. А.Н. Пастушеня // Белорусский психологический журнал,2004,№1.С.44-51.

Одной из важнейших задач  психологической науки является объяснение закономерностей и механизмов социального развития человека и  его социального поведения. Объяснительное знание в отличие от описательного  призвано дать научные основания  для прогнозирования процессов  развития и социального поведения  человека, а также преобразующего влияния на эти процессы.

Психологическое знание прогностического и преобразующего назначения основывается на фундаментальных понятиях психологической  науки, психологических законах  и закономерностях, а также принципах  научного объяснения явлений. Одним  из фундаментальных понятий психологии, имеющих определяющее значение для  научного объяснения и прогнозирования  социального поведения и деятельности индивида, является категория личности. В работах, которые затрагивают вопросы систематизации понятийного аппарата психологин, «личность» обоснованно включена в число базовых категорий психологической науки (С.Л.Рубинштейн 129], Б.Ф.Ломов [12], А.В. Петровский [20; 21], К.К.Платонов [23], М.Г. Ярошевский [39]). Однако несмотря на то, что проблеме личности посвящено большое количество научных работ, вопрос об определении этой категории все еще остается дискуссионным. Как отмечается в обобщающем труде ведущих российских психологов «Психологическая наука в России XX столетия», теоретический уровень определении личности представлен рядом авторских концепций, каждая из которых имеет свое основание для определения [27, с.296-297]. Проведенный в этой работе обзор отечественных концепций личности показал, что в основном психологи определяли личность как включенную в систему общественных отношений объективное, качественно определенное развивающееся образование, наделенное субъективностью, сознанием, способностью осознавать и строить свои отношения с миром и осуществлять деятельность [там же, с.322].

Различия в понимании  личности, на наш взгляд, выражаются, прежде всего, в выборе родового понятия, обозначающего класс явлений, к  которому она относится. По данному  основанию большинство определений  личности можно разделить на две  группы [подробнее об этом см. 19]. К первой группе относятся определения, основанные на понимании личности как человека, выступающего в качестве субъекта социально значимой активности (деятельности, поведения, жизненного пути). Видовыми признаками при этом выступают различные социальные свойства человека, обладание сознанием и др. Вторую группу составляют определения, в которых личность представляется качественной стороной социальности индивида, т.е. выражает его общественную сущность. В определениях такого рода видовые признаки характеризуют структуру и организацию личностных свойств, механизмы их формирования и проявления в психической деятельности, содержательные особенности свойств (в том числе выражающие усвоенную индивидом совокупность общественных отношений). В ряде работ авторы параллельно используют оба подхода к пониманию личности либо, определяя личность в русле первого подхода, фактически раскрывают качественную определенность социальности человека и таким образом переходят на позиции второго подхода. Такое различие в понимании «родовой основы» категории личности выступает препятствием для соотнесения различных данных о ней и для дальнейшего познания той реальности, которую эта категория обозначает.

Важнейшим основанием для  наиболее общего определения личности является цель ее введения в категориальный состав научного знания. Такая цель определяется социальной потребностью в определенном знании и мировоззренческими основами развития науки. Анализ определении данной категории показывает, что с ее помощью в различных аспектах изучается важнейшая социально-философская проблема взаимодействия индивида с обществом, индивида как социального субъекта. В целях разработки этой проблемы возникает необходимость диалектического синтеза индивидуального и общественного. Такой синтез, как считают специалисты по методологии науки, порождает новые понятия, объединяющие в себе два или более понятий [16. с.62]. В данном случае понятие «личность» призвано сыграть роль интегрирующей категории в раскрытии всестороннего взаимодействия отдельного человека и общества, объясняя при этом внутренние закономерности проявления человека как субъекта социально значимой активности и исследуя процесс формирования Данного субъекта. Причем проблема соотношения индивидуального и общественного не ограничивается раскрытием соотношения индивидуального и общественного сознания, а выражается в познании общественной сущности личности, формирующейся, проявляющейся и развивающейся в системе общественных отношений. Исходя из этого, представляется, что указанной цели научного познания наиболее соответствует определение личности как социального качества человека, которое дал еще К.Маркс [14, с.242].

Категория «социальное» обозначает те явления, которые присущи только человеку и возникают при его существовании в объединениях люден и взаимодействии с ними [34, с.275]. В широком смысле «социальное» рассматривается как «неразрывные взаимосвязи (производственные, чисто духовные и др.) между людьми во всех видах активности независимо от степени их общественной полезности, нравственности и значимости ...Всегда связанное с природным социальное — это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах» (27, с.250—251). Социальность человека выражает его основное и наиболее общее свойство — выступать субъектом социальной активности, которая может иметь различные формы и уровни системной организации. Так, например, социальная активность может проявляться в социально значимой деятельности, поступках, общении, социально-ролевом поведении, в образе жизни как совокупности устойчивых, взятых в единстве с условиями жизни особенностей жизнедеятельности индивида [34, с.137], и, наконец, в жизненном пути человека. Вместе с тем социальная активность — это не только процесс, но и определенный социально значимый результат, оцениваемый прежде всего в «аксиолого-праксиологическом аспекте» [16. с.59]. Таким результатом, в частности, является социальный статус индивида. В то же время жизнедеятельность человека в обществе имеет обратную связь, которая выражается в управляющем и формирующем воздействии на него общества. В этой связи личность выступает как система, включенная в социальную систему (Б.Г.Ананьев [2]).

Философская категория «качество», будучи родовой в определении  личности, обладает необходимым объяснительным потенциалом. Об этом свидетельствуют  логико-методологические положения, раскрывающие эту категорию в современной  философии. Во-первых, качественная определенность объектов есть то, что выражает их устойчивость, разграничивает их [37. с. 150]. Во-вторых, качество характеризует объект как  целостную систему, выражает единство ее элементов и структуры, внешнего и внутреннего [8, с. 128. 158; 38, с.39; 13, с.64, 132]. В-третьих, категория «качество» находится в диалектической связи  с категорией «свойство»: качественная определенность объекта познается  как совокупность эмпирически данных свойств с установлением отношений  между ними [8, с. 164]. Свойство же отражает лишь одну специфическую сторону  реальности и обнаруживается в процессах  взаимосвязи и взаимодействия объекта  с другими объектами [13,c.71]. В то же время свойство имеет собственную  качественную к количественную определенность.

Таким образом, социальное качество индивида выражает относительно устойчивую, проявляемую при некоторых условиях внутреннюю необходимость и возможность  индивида осуществлять определенную по своим содержательным характеристикам  социальную активность. Личность как  социальное качество проявляется в  свойствах реализуемых внутренне  — в психической деятельности (психические свойства) и внешне — в социальной активности индивида (социальные свойства). Формирование, развитие и изменение психических свойств  личности сопряжено с процессами системной детерминации, т.е. порождает  изменение других свойств и в  целом психического склада личности.

Раскрытие личности «как устойчивого  и одновременно изменяющегося в  динамике жизни психического склада»  позволяет сосредоточиться на осмыслении ее внутренней организаций {27. с.295]. В этой связи можно считать, что личность познается на основе изучения качественных характеристик, структуры и взаимосвязей ее психических и социальных свойств. Понимание личности как социального качества ориентирует исследователя, прежде всего на изучение качественных характеристик способности быть субъектом социальной активности, которая оценивается по критерию ее значения для других людей и общества в целом.

Особо необходимо подчеркнуть, что изучение личности именно как  относительно устойчивого, многогранного, проявляемого в соотнесении с  различными внешними условиями социального  качества индивида открывает возможность  получения прогностически ориентированного знания о конкретном человеке как субъекте социального поведения и выработки индивидуального подхода к управлению его деятельностью и поведением, к его воспитанию или перевоспитанию. Это подтверждается и положением С.Л.Рубинштейна о том, что «личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления - психические свойства и состояния личности)» [30, с.242]. Данная формула раскрывает диалектическое взаимодействие внешнего и внутреннего, ставя акцент на логику внутреннего, его собственные закономерности. Как считают последователи С. Л.Рубинштейна, его положением о6ъясняется и специфическая избирательность личности, ее активность, индивидуальность, интегративность, а основанный на нем личностный подход к психическим процессам перерастает в «детерминистический принцип рассмотрения самой личности» [27, с.282]. Одним из аспектов конкретизации данного положения является, на наш взгляд, используемое в современной западной психологии понятие «COPING BEHAVIOR», выражающее индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [см. 18].

Приведенная формула С.Л.Рубинштейна  является методологической основой  для критической оценки двух крайних  подходов к трактовке соотнесения  внешнего (социальной ситуации, условии, стимулов и т.д.) и внутреннего (психического склада личности) в объяснении детерминации социального поведения человека. Эти подходы находят свое отражение  соответственно в бихевиористских концепциях, ориентированных на доминирование внешних условий, ситуации, стимулов и т.п., и в концепциях диспозиционных, характеризующих социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий [см., напр., 28; 6]. Существует и трактовка «параллельного» влияния внешнего и внутреннего в детерминации социального поведения: «Поведение есть функция и личности, и ситуации» [35, с.522]. Такая трактовка также не раскрывает диалектики их связи.

Поскольку структура свойств  личности формируется и проявляется  в социальных связях и взаимодействиях, которые, в конечном счете, подчинены  социальным законам, понятийный аппарат  теории личности предполагает наличие  категорий, выражающих социальные характеристики человека [16] В качестве таковых выступают  понятия «поступок», «социальное  поведение», «социальным статус», «социальная  роль», «образ жизни», «жизненный путь»  и др. Эти понятия обозначают различные  формы и уровни системной организации  социально значимой активности индивида, в которых личность проявляется как явление. Так, социальный статус индивида, имея ряд компонентов (правовой, профессионально-квалификационный, социально-психологический, выражающий материальное, семейное положение и др.), определяется не только системой общественных отношений, объективно определяющих «место» индивида в социальной структуре [2, с.294-295], но и его собственной деятельностью и поступками. Поэтому социальный статус индивида можно рассматривать как результат его деятельности и поведения, который характеризует личность и представляет ее социальные свойства. Взаимодействие человека с различными социальными субъектами и институтами, участие его в различных сферах жизни общества предполагает выполнение им определенных социальных ролей, под которыми в социологии и социальной психологии понимаются социальные функции человека и соответствующие модели поведения, заданные его статусом в системе общественных и межличностных отношений [9, с.291-292; 26, с.346; 34, с.251-252]. Совокупность социальных ролей, присущих конкретному человеку, выражает одну из общих характеристик его личности. Наиболее интегративную социальную характеристику личности представляет категория «образ жизни». Она обозначает совокупность устойчивых, взятых в единстве с условиями жизни особенностей жизнедеятельности человека, раскрывающих систему его социальных связей [34, с. 137]. Указанные социальные характеристики личности могут рассматриваться как ее интериндивидные свойства.

Как отмечалось, личность проявляется  в различных формах и уровнях  системной организации социальной активности индивида. Вместе с тем  ее познание подчиняется общему требованию к познанию законов и закономерностей  в психологии, которое, по словам Б.Ф.Ломова, представляет собой «движение от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго  порядка и т.д.» [12, с.130]. Проявление личности можно рассматривать как  внешнее выражение ее сущности. «Осуществление же личностью общественной сущности... происходит в реальных структурах деятельности, общения, познания, в жизненном пути, которые также существенно различны у разных людей. |27, с.292]. В современных теоретических работах сущность личности трактуется в наиболее общем виде как «система саморегуляции» («самоорганизующаяся многоуровневая система») [27, с.283-285]. Конкретизируя эти Положения, можно утверждать, что сущность личности реализуется в психической деятельности индивида, которая, в свою очередь, обеспечивает регуляцию его внешне проявляемой социально значимой активности. Иными словами, целостная совокупность психических свойств детерминирует те особенности психической деятельности индивида, которые определяют социально значимое содержание его внешней активности. Неисчерпаемо многогранная, системно организованная, целостная совокупность психических свойств, содержащих потенцию детерминировать указанные особенности психической деятельности (психической регуляции), может быть названа «психическим складом личности» (термин по Б.Ф.Ломову [12, с.5, 248, 379]).

Основываясь на теоретических  выводах С.Л.Рубинштейна о том, что изучение психологической стороны  деятельности есть изучение психологии личности в ходе ее деятельности, в  современной науке сделан вывод  о том, что «деятельностный принцип и личностный подход в психологии это не два разных принципа, а один, поскольку деятельностный подход сразу же выступает как личностный, как субъектный» [27, с.227]. В связи с данным тезисом необходимо отметить, что сущность личности соотносится с конкретной сферой социальной активности индивида или сферой общественных отношений. Однако то, что существенно в личности по отношению к одной сфере ее социальной активности, может выступать второстепенным по отношению к другой ее сфере. Иными словами, мы можем достаточно конкретно вести речь о сущности личности лишь при рассмотрении ее как социального качества индивида в соотнесении с определенной сферой его социально значимой деятельности или поведения.

Для психологического раскрытия  сущности личности (ее «психического  склада») необходимо обратиться к общим  положениям о психической регуляции  поведения (деятельности), прежде всего  к взаимосвязи психических процессов, состояний и свойств в этой регуляции. Нам близка точка зрения А.О.Прохорова, который на основе экспериментальных  исследований приходит к выводу, что  в системе психической регуляции  поведения интегрирующую функцию  выполняют психические состояния. Они связывают, с одной стороны, особенности внешней среды (ситуации, предметной деятельности, социального  окружения и др.), с другой —  психическую процессы и свойства, образуя соответствующие функциональные структуры. При этом психическое состояние интегрирует несколько разных процессов, обеспечивает их фон и влияет на их протекание [25]. 
Психические процессы и состояния, следовательно, относятся к феноменам психической деятельности, которая детерминируется психическими свойствами как ее внутренними предпосылками, а также внешними условиями посредством их личностно обусловленного восприятия. Таким образом, психические свойства имеют функцию детерминировать содержательную и динамическую определенность психических процессов и состояний, которые выступают детерминантами внешне проявляемой социальной активности индивида. Виды психических свойств, нашедшие свое обоснование и определение в психологической науке, принято называть психологическими свойствами личности.

Информация о работе Системно-функциональный подход к личности в психологии. А.Н. Пастушеня