Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:17, статья
Одной из важнейших задач психологической науки является объяснение закономерностей и механизмов социального развития человека и его социального поведения. Объяснительное знание в отличие от описательного призвано дать научные основания для прогнозирования процессов развития и социального поведения человека, а также преобразующего влияния на эти процессы.
Психологическое знание прогностического и преобразующего назначения основывается на фундаментальных понятиях психологической науки, психологических законах и закономерностях, а также принципах научного объяснения явлений. Одним из фундаментальных понятий психологии, имеющих определяющее значение для научного объяснения и прогнозирования социального поведения и деятельности индивида, является категория личности.
Системно-функциональный подход к личности в психологии. А.Н. Пастушеня // Белорусский психологический журнал,2004,№1.С.44-51.
Одной из важнейших задач психологической науки является объяснение закономерностей и механизмов социального развития человека и его социального поведения. Объяснительное знание в отличие от описательного призвано дать научные основания для прогнозирования процессов развития и социального поведения человека, а также преобразующего влияния на эти процессы.
Психологическое знание прогностического
и преобразующего назначения основывается
на фундаментальных понятиях психологической
науки, психологических законах
и закономерностях, а также принципах
научного объяснения явлений. Одним
из фундаментальных понятий
Различия в понимании
личности, на наш взгляд, выражаются,
прежде всего, в выборе родового понятия,
обозначающего класс явлений, к
которому она относится. По данному
основанию большинство
Важнейшим основанием для наиболее общего определения личности является цель ее введения в категориальный состав научного знания. Такая цель определяется социальной потребностью в определенном знании и мировоззренческими основами развития науки. Анализ определении данной категории показывает, что с ее помощью в различных аспектах изучается важнейшая социально-философская проблема взаимодействия индивида с обществом, индивида как социального субъекта. В целях разработки этой проблемы возникает необходимость диалектического синтеза индивидуального и общественного. Такой синтез, как считают специалисты по методологии науки, порождает новые понятия, объединяющие в себе два или более понятий [16. с.62]. В данном случае понятие «личность» призвано сыграть роль интегрирующей категории в раскрытии всестороннего взаимодействия отдельного человека и общества, объясняя при этом внутренние закономерности проявления человека как субъекта социально значимой активности и исследуя процесс формирования Данного субъекта. Причем проблема соотношения индивидуального и общественного не ограничивается раскрытием соотношения индивидуального и общественного сознания, а выражается в познании общественной сущности личности, формирующейся, проявляющейся и развивающейся в системе общественных отношений. Исходя из этого, представляется, что указанной цели научного познания наиболее соответствует определение личности как социального качества человека, которое дал еще К.Маркс [14, с.242].
Категория «социальное» обозначает те явления, которые присущи только человеку и возникают при его существовании в объединениях люден и взаимодействии с ними [34, с.275]. В широком смысле «социальное» рассматривается как «неразрывные взаимосвязи (производственные, чисто духовные и др.) между людьми во всех видах активности независимо от степени их общественной полезности, нравственности и значимости ...Всегда связанное с природным социальное — это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах» (27, с.250—251). Социальность человека выражает его основное и наиболее общее свойство — выступать субъектом социальной активности, которая может иметь различные формы и уровни системной организации. Так, например, социальная активность может проявляться в социально значимой деятельности, поступках, общении, социально-ролевом поведении, в образе жизни как совокупности устойчивых, взятых в единстве с условиями жизни особенностей жизнедеятельности индивида [34, с.137], и, наконец, в жизненном пути человека. Вместе с тем социальная активность — это не только процесс, но и определенный социально значимый результат, оцениваемый прежде всего в «аксиолого-праксиологическом аспекте» [16. с.59]. Таким результатом, в частности, является социальный статус индивида. В то же время жизнедеятельность человека в обществе имеет обратную связь, которая выражается в управляющем и формирующем воздействии на него общества. В этой связи личность выступает как система, включенная в социальную систему (Б.Г.Ананьев [2]).
Философская категория «качество»,
будучи родовой в определении
личности, обладает необходимым объяснительным
потенциалом. Об этом свидетельствуют
логико-методологические положения, раскрывающие
эту категорию в современной
философии. Во-первых, качественная определенность
объектов есть то, что выражает их устойчивость,
разграничивает их [37. с. 150]. Во-вторых,
качество характеризует объект как
целостную систему, выражает единство
ее элементов и структуры, внешнего
и внутреннего [8, с. 128. 158; 38, с.39; 13, с.64,
132]. В-третьих, категория «качество»
находится в диалектической связи
с категорией «свойство»: качественная
определенность объекта познается
как совокупность эмпирически данных
свойств с установлением
Таким образом, социальное качество
индивида выражает относительно устойчивую,
проявляемую при некоторых
Раскрытие личности «как устойчивого и одновременно изменяющегося в динамике жизни психического склада» позволяет сосредоточиться на осмыслении ее внутренней организаций {27. с.295]. В этой связи можно считать, что личность познается на основе изучения качественных характеристик, структуры и взаимосвязей ее психических и социальных свойств. Понимание личности как социального качества ориентирует исследователя, прежде всего на изучение качественных характеристик способности быть субъектом социальной активности, которая оценивается по критерию ее значения для других людей и общества в целом.
Особо необходимо подчеркнуть, что изучение личности именно как относительно устойчивого, многогранного, проявляемого в соотнесении с различными внешними условиями социального качества индивида открывает возможность получения прогностически ориентированного знания о конкретном человеке как субъекте социального поведения и выработки индивидуального подхода к управлению его деятельностью и поведением, к его воспитанию или перевоспитанию. Это подтверждается и положением С.Л.Рубинштейна о том, что «личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления - психические свойства и состояния личности)» [30, с.242]. Данная формула раскрывает диалектическое взаимодействие внешнего и внутреннего, ставя акцент на логику внутреннего, его собственные закономерности. Как считают последователи С. Л.Рубинштейна, его положением о6ъясняется и специфическая избирательность личности, ее активность, индивидуальность, интегративность, а основанный на нем личностный подход к психическим процессам перерастает в «детерминистический принцип рассмотрения самой личности» [27, с.282]. Одним из аспектов конкретизации данного положения является, на наш взгляд, используемое в современной западной психологии понятие «COPING BEHAVIOR», выражающее индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [см. 18].
Приведенная формула С.Л.Рубинштейна
является методологической основой
для критической оценки двух крайних
подходов к трактовке соотнесения
внешнего (социальной ситуации, условии,
стимулов и т.д.) и внутреннего (психического
склада личности) в объяснении детерминации
социального поведения
Поскольку структура свойств
личности формируется и проявляется
в социальных связях и взаимодействиях,
которые, в конечном счете, подчинены
социальным законам, понятийный аппарат
теории личности предполагает наличие
категорий, выражающих социальные характеристики
человека [16] В качестве таковых выступают
понятия «поступок», «социальное
поведение», «социальным статус», «социальная
роль», «образ жизни», «жизненный путь»
и др. Эти понятия обозначают различные
формы и уровни системной организации
социально значимой активности индивида,
в которых личность проявляется как явление.
Так, социальный статус индивида, имея
ряд компонентов (правовой, профессионально-
Как отмечалось, личность проявляется
в различных формах и уровнях
системной организации
Основываясь на теоретических выводах С.Л.Рубинштейна о том, что изучение психологической стороны деятельности есть изучение психологии личности в ходе ее деятельности, в современной науке сделан вывод о том, что «деятельностный принцип и личностный подход в психологии это не два разных принципа, а один, поскольку деятельностный подход сразу же выступает как личностный, как субъектный» [27, с.227]. В связи с данным тезисом необходимо отметить, что сущность личности соотносится с конкретной сферой социальной активности индивида или сферой общественных отношений. Однако то, что существенно в личности по отношению к одной сфере ее социальной активности, может выступать второстепенным по отношению к другой ее сфере. Иными словами, мы можем достаточно конкретно вести речь о сущности личности лишь при рассмотрении ее как социального качества индивида в соотнесении с определенной сферой его социально значимой деятельности или поведения.
Для психологического раскрытия
сущности личности (ее «психического
склада») необходимо обратиться к общим
положениям о психической регуляции
поведения (деятельности), прежде всего
к взаимосвязи психических
Психические процессы и состояния, следовательно,
относятся к феноменам психической деятельности,
которая детерминируется психическими
свойствами как ее внутренними предпосылками,
а также внешними условиями посредством
их личностно обусловленного восприятия.
Таким образом, психические свойства имеют
функцию детерминировать содержательную
и динамическую определенность психических
процессов и состояний, которые выступают
детерминантами внешне проявляемой социальной
активности индивида. Виды психических
свойств, нашедшие свое обоснование и
определение в психологической науке,
принято называть психологическими свойствами
личности.
Информация о работе Системно-функциональный подход к личности в психологии. А.Н. Пастушеня