Системно-функциональный подход к личности в психологии. А.Н. Пастушеня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:17, статья

Описание работы

Одной из важнейших задач психологической науки является объяснение закономерностей и механизмов социального развития человека и его социального поведения. Объяснительное знание в отличие от описательного призвано дать научные основания для прогнозирования процессов развития и социального поведения человека, а также преобразующего влияния на эти процессы.
Психологическое знание прогностического и преобразующего назначения основывается на фундаментальных понятиях психологической науки, психологических законах и закономерностях, а также принципах научного объяснения явлений. Одним из фундаментальных понятий психологии, имеющих определяющее значение для научного объяснения и прогнозирования социального поведения и деятельности индивида, является категория личности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (13).docx

— 35.67 Кб (Скачать файл)

Репрезентация сущности личности в психологических свойствах  носит системно-уровневый характер. Наиболее четко это положение  просматривается в концепции  интегральной индивидуальности, разработанной  на основе эмпирических исследований В.С.Мерлиным [15]. В соответствии с ней выделяются психологические свойства личности, существенные в детерминации определенных параметров конкретных форм социальной активности индивида. Это, например, свойства, определяющие успешность конкретной производственной деятельности или нравственной направленности определенного вида социально-ролевого поведения, его стилевых особенностей и др. Данные свойства наиболее непосредственно и существенно детерминируют качественную определенность социальной активности по тому или иному ее параметру, а, следовательно, относятся к «сущности первого порядка» (термин по Б.Ф.Ломову [12, с.130]). Могут выделяться также свойства, которые выступают предпосылками их собственного формирования и реализации, т.е. сущностные свойства второго порядка. Они выступают основой формирования и проявления первых, хотя однозначно неизбежность их формирования и проявления не предопределяют. Этот уровневый анализ может быть продолжен, нисходя к индивидуально-типологическим свойствам нервной системы индивида. Такого рода «много-многозначные связи» психических свойств показаны В.С.Мерлиным в исследованиях интегральной индивидуальности [15] и в работах его последователей, касающихся индивидуального стиля поведения, деятельности, саморегуляции [36].

В связи с подходом к  личности как к системному социальному  качеству, которое может 
быть познано как системная совокупность личностных свойств, в психологических исследованиях рассматриваются психологические структуры личности [см., напр.: 5; 12; 17; 24; 31; 38 и др.]. Как известно, структура представляет собой аспект рассмотрения психического склада личности и ее раскрытие определяется целью исследования. В противном случае речь можно вести лишь о классификации психологических свойств, выполняющих определенные психические функции или имеющих определенные признаки генезиса (например, биологически или социально детерминированные). Наряду с понятием психологической структуры личности Л.И.Анцыферова оперирует еше одним обобщающим понятием - «психологическая организация личности» [3]. «Изучать динамику психологической организации личности, — пишет исследовательница, - значит раскрывать работу психологических механизмов осуществления личностью себя, не только ее изменения, но и воспроизведения, утверждения достигнутого» [3, с.8].

Переход сущности личности в явление происходит в психической  деятельности как переход потенциального в актуальное, как реализация содержания в райках, формы. В таком аспекте рассмотрения личность выступает как функционирующая система. Специалисты по истории и методологии психологии отмечают, что идея рассматривать личность не только как набор качеств, «черт», но и «как функциональную систему, свойстза которой развиваются или атрофируются именно в процессе функционирования, была высказана Рубинштейном еще в 40-х годах в "Основах общей психологии", но до работ Небылицина не только не была реализована, но даже не была понята» [27, с.327]. В настоящее время в психологии личности осуществляется переход «от структурно-агрегатного описания к анализу ее функционирования как постоянно преобразующейся и развивающейся системы» [3, с.7].

Функционирование в общем  смысле слова понимается как действие в некоторой системе, внешнее  проявление свойств, определяющее назначение, роль соответствующего элемента ]7, с.72]. Для обозначения реализации личности своей сущности в социально значимой деятельности и поведении ведущие отечественные психологи (А.Н.Леонтьев [10, с.221|, Б.Ф.Ломов 112, с.3051, К.А. Абульханова-Славская [27, с.223], Л.И.Анцыферова |3], А.В.Либин [11] и др.) используют термины «функционирование личности», «функции личности». Понятием «функции интегральной индивидуальности» оперирует B.C.Мерлин [15, с.88], а его последователи используют также понятие «функции индивидуального стиля» (А.В. Либин, Д.А. Леонтьев, Л.Я. Дорфман, В.Н. Дружинин, К. Коростелина, В.И. Моросанова и др. [36]). Если обратиться к одному из основополагающих положений теории личности о том, что последняя проявляется в социально значимом содержании деятельности, социально-ролевого поведения, жизненного пути и т.д., можно увидеть, что этот процесс выражает функцию психического склада личности. При этом психические свойства личности реализуются (выполняют соответствующие функции), обусловливая избирательность ориентации сенсорных процессов, индивидуально своеобразную оценку значения и смысла отражаемых явлений, содержательную сторону мотивообразования и целеполагания, выбор способов достижения целей, индивидуальный стиль деятельности или ролевого поведения, динамику действий и т.д.

Различные виды психологических  свойств в психологии интерпретируются как функции психики в субъективном отражении мира и регуляции поведения. В этой связи сущность личности можно рассматривать как системную совокупность психических свойств, выполняющих необходимые функции в психической регуляции социальной активности индивида. Эта активность, в свою очередь, может раскрываться как проявление индивидом своих социальных функций. Как верно пишет В.И.Секун, личность представляет собой устойчивое образование, имеющее внутреннюю структуру, которая ориентирована на выполнение определенных функций [32, c.9]. В функциях психических свойсте проявляется целостный психический склад личности.

Важным моментом в понимании  функционирования психического склада личности является выделение так  называемых «психологических составляющих»  деятельности или поведенческого акта, к которым относят восприятие и оценку внешних условий, мотивообразование, целеполагание и другие. Говоря о таких «составляющих» применительно к деятельности, Б.Ф.Ломов отмечает, что «они раскрывают различные аспекты (и уровни) регулирующей функции психического в подготовке, организации и выполнении деятельности» [112, с.217]. Вместе с тем психическая деятельность с ее регулятивной функцией по отношении к внешне проявляемой деятельности, как верно отмечает К.А.А6ульханова-Славская, «методологически выводится из более общих зависимостей в общественной жизнедеятельности индивида», и «если это методологическое звено выпадает, то получается, что психическая активность фиксируется только в частных функциях» [1, с.95].

Подход к личности как  иерархически организованной системе  получил свое развитие в работах  Л.И.Анцыферовой [3; 4]. Функционирование личности ею рассматривается как  «актуализация и дезактуализация уже выработанных психологических механизмов, операций, знаний; смена установок; повышение или понижение психического напряжения, интеллектуальных усилий, изменения психических состояний и т.п.» [3, с.8]. Изучение психического склада личности связано с познанием его функций в порождении социальной активности. В этой связи важным является мнение ведущих российских психологов о том, что «исследования 80-90-х годов вписывают конкретные определения личностных «функций» (эмоций, воли и т.д.) в контекст функционирования самой личности ...Однако речь идет не просто о том, чтобы «вписать» волю в личностную «рамку» или в ту или иную структуру, которая в конечном итоге, сосредоточивая внимание исследователей на соподчинении подструктур, не выводит к пониманию их функций в самом соотношении личности с миром, а о том, чтобы понять функциональные возможности самой личности, связанные с механизмами воли, эмоций и т.д. А такой подход является, в частности, реализацией системного подхода в его объяснительном, а не декларативном варианте» [27, с.333].

Функции психического склада личности не исчерпываются детерминацией  психической деятельности, внутренне  регулирующей социально значимую активность. Важнейшей его функцией является развитие самой личности. При этом развитие личности понимается как изменение ее свойств и целостности независимо от направленности этого процесса, т.е. это может быть прогрессивное, просоциальное развитие, формирование антисоциальных качеств личности, а также ее деградация. 
В процессе психической регуляции деятельности, по мнению Б.Ф Ломова, «происходит превращение психических процессов в психические свойства его личности» [12,c.306]. Об этом явлении писали также С.Л.Рубинштейн [29] и Б.Г.Ананьев |2]. «Образ жизни индивида, - отмечает Б.Ф.Ломов, - выполняемые им социальные функции обеспечивают формирование, трансформацию и закрепление свойств, которые образуют его психологический склад» [12,c.306].

Личность, следовательно, содержит предпосылки собственного развития и выступает внутренней причиной деятельности, изменяющей собственную  сущность личности. Из этого выпекает вывод о том. что сущность личности проявляется в совокупности психических свойств, детерминирующих посредством психической деятельности, с одной стороны, социально значимую активность человека, а с другой - ее собственное развитие. Поэтому в качестве основных форм существования личности можно назвать ее функционирование и развитие.

Еще один методологически  важный вопрос в объяснении личности как системного социального качества возникает в связи с необходимостью соотнесения социальных свойств  личности, проявляющихся во внешней  активности, с психическими свойствами, внутренне детерминирующими эту  активность, и с внешними условиями  как ее детерминантами. По сути, речь идет о свойствах внешней и  внутренней структур личности. В этой связи представляется продуктивной объяснительная схема А.В.Петровского  и В.А.Петровского, в соответствии с которой личность индивида может  быть раскрыта тремя способами: интраиндивидно, интериндивидно и метаиндивидно [20, с.41; 22, с.15]. Попутно отметим, что этот подход близок к трактовке В.С.Мерлиным «интегральной индивидуальности», объясняя которую, он использует понятия «интранндивндуальность» и «метаиндивидуальность» человека [15, с.112]. Опираясь на этот подход, личность можно рассматривать как системную совокупность свойств, проявляющихся: во внутреннем плане - в психической деятельности, детерминирующей социальную активность индивида; во внешнем плане — в различных формах социальной активности, ее результатах, в том числе и социальном статусе индивида. В связи с таким подходом можно вести речь о трех видах личностных свойств: 
1) интраиндивидные свойства, в качестве которых выступают психические свойства, детерминирующие через психическую деятельность социально значимую внешнюю активность; 
2) интериндивидные свойства, выражающие индивидуально характерные особенности социальной активности (их можно считать социальными свойствами личности);  
3) метаиндивидные свойства личности, характеризующие индивида как субъекта социальной активности в сознании (общественном сознании) других людей и выражающие значение индивида для социума.

Между этими свойствами существует опосредованная причинная связь. Она  выражается в том, что психические  свойства по рождают проявление социальных как индивидуально своеобразного содержания данной активности. Социальная активность имеет свой результат в социальной среде, который выявляется в оценке индивида другими людьми. Это и есть метанидивндная характеристика его личности. В свою очередь, отношение социального окружения к индивиду и осуществляемая им социальная активность оказывают влияние на развитие (изменение) как отдельных психических свойств, гак и личности в целом.

Таким образом, обобщая изложенное, мы подошли к пониманию категории  личности, ориентированному на использование  ее объяснительного потенциала для  получения знания прогностического и преобразующего назначения. Суть этого понимания может быть выражена в ее определении. Личность — это системное социальное качество индивида, внешне проявляющееся в социальных свойствах, представляющих индивидуально характерные содержательные и динамические особенности осуществляемой им социально значимой активности; внутреннюю основу личности - се сущность — составляет целостная совокупность психических свойств, детерминирующая во взаимодействии с внешними и иными условиями указанную активность, выполняя при этом необходимые функции в ее психической регуляции и являясь тем самым предпосылкой собственного развития.

Литература:

1. Абульханова-Славская K.A. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977. 
2. Ананьев В.Т. Человек как предмет познания. Л.: Изд-воЛГУ, 1968. 
3. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: Паука, 1990. С. 7 - 17. 
4. Анцыфоропа Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 61 - 77. 
5. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 
6. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121-132. 
7. Казаринов М.Ю. Детерминизм в сложных системах управления и самоорганизации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 
8. Кравченко Л.Г. Проблема качества в философии. Мн.: Навука i тэхнiка, 1971. 
9. Краткий словарь по социологии / Сост.: Э.М. Кор-жева, Н.Ф. Наумова / Под общ. ред. Д.М.Гвишиа-нн, И.И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. 
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 94 - 231. 
11. М.Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. 
12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 
13. Лукьянов И.Ф. Сущность категории «свойство». М.: Мысль, 1982. 
14. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 1. 
15. Мерлин ВС. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1996. 
16. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука, 1984. 
17. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А.А.Бодалева. М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии», 1995. 
18. Нартова-Бочавер С.К. «COPING BEHAVIOR» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20-30. 
19. Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция. Мн.: Академия МВД РБ, 1998. 
20. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избр. тр. М.: Педагогика, 1984. 
21. Петровский А.В.. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 
22. Петровский В.А. Системно-деятельный подход к личности: концепция персонализацин // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1987. С. 8-18. 
23. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. школа, 1981. 
24. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. 
25. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал 1996. № 3. С. 9-18. 
26. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 
27. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 
28. Росс Л., Нисберг Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. под ред. Е.Н. Емельянова, B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 1999. 
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. 
30. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 
31. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М„ 1969. С. 348-374. 
32. Секун В.И. Психология активности. Мн.: Адукацыя i выхаванне, 1996. 
33. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 94-100. 
34. Социологический словарь / Сост.: А.Н.Елсуков, К.В.Шульга. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Университетское, 1991. 
35. Современная психология: Справочное руководство /Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ИНФРА-М. 1999. 
36. Стиль человека: психологический анализ // Под ред. А.В.Либина. М.: Смысл. 1998. 
37. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 
38. Ядов В.А. Социальная психология личности /" Социальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 75-120. 
39. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М.: Мысль. 1985.

Информация о работе Системно-функциональный подход к личности в психологии. А.Н. Пастушеня