Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:17, статья
Одной из важнейших задач психологической науки является объяснение закономерностей и механизмов социального развития человека и его социального поведения. Объяснительное знание в отличие от описательного призвано дать научные основания для прогнозирования процессов развития и социального поведения человека, а также преобразующего влияния на эти процессы.
Психологическое знание прогностического и преобразующего назначения основывается на фундаментальных понятиях психологической науки, психологических законах и закономерностях, а также принципах научного объяснения явлений. Одним из фундаментальных понятий психологии, имеющих определяющее значение для научного объяснения и прогнозирования социального поведения и деятельности индивида, является категория личности.
Репрезентация сущности личности
в психологических свойствах
носит системно-уровневый
В связи с подходом к
личности как к системному социальному
качеству, которое может
быть познано как системная совокупность
личностных свойств, в психологических
исследованиях рассматриваются психологические
структуры личности [см., напр.: 5; 12; 17; 24;
31; 38 и др.]. Как известно, структура представляет
собой аспект рассмотрения психического
склада личности и ее раскрытие определяется
целью исследования. В противном случае
речь можно вести лишь о классификации
психологических свойств, выполняющих
определенные психические функции или
имеющих определенные признаки генезиса
(например, биологически или социально
детерминированные). Наряду с понятием
психологической структуры личности Л.И.Анцыферова
оперирует еше одним обобщающим понятием
- «психологическая организация личности»
[3]. «Изучать динамику психологической
организации личности, — пишет исследовательница,
- значит раскрывать работу психологических
механизмов осуществления личностью себя,
не только ее изменения, но и воспроизведения,
утверждения достигнутого» [3, с.8].
Переход сущности личности в явление происходит в психической деятельности как переход потенциального в актуальное, как реализация содержания в райках, формы. В таком аспекте рассмотрения личность выступает как функционирующая система. Специалисты по истории и методологии психологии отмечают, что идея рассматривать личность не только как набор качеств, «черт», но и «как функциональную систему, свойстза которой развиваются или атрофируются именно в процессе функционирования, была высказана Рубинштейном еще в 40-х годах в "Основах общей психологии", но до работ Небылицина не только не была реализована, но даже не была понята» [27, с.327]. В настоящее время в психологии личности осуществляется переход «от структурно-агрегатного описания к анализу ее функционирования как постоянно преобразующейся и развивающейся системы» [3, с.7].
Функционирование в общем смысле слова понимается как действие в некоторой системе, внешнее проявление свойств, определяющее назначение, роль соответствующего элемента ]7, с.72]. Для обозначения реализации личности своей сущности в социально значимой деятельности и поведении ведущие отечественные психологи (А.Н.Леонтьев [10, с.221|, Б.Ф.Ломов 112, с.3051, К.А. Абульханова-Славская [27, с.223], Л.И.Анцыферова |3], А.В.Либин [11] и др.) используют термины «функционирование личности», «функции личности». Понятием «функции интегральной индивидуальности» оперирует B.C.Мерлин [15, с.88], а его последователи используют также понятие «функции индивидуального стиля» (А.В. Либин, Д.А. Леонтьев, Л.Я. Дорфман, В.Н. Дружинин, К. Коростелина, В.И. Моросанова и др. [36]). Если обратиться к одному из основополагающих положений теории личности о том, что последняя проявляется в социально значимом содержании деятельности, социально-ролевого поведения, жизненного пути и т.д., можно увидеть, что этот процесс выражает функцию психического склада личности. При этом психические свойства личности реализуются (выполняют соответствующие функции), обусловливая избирательность ориентации сенсорных процессов, индивидуально своеобразную оценку значения и смысла отражаемых явлений, содержательную сторону мотивообразования и целеполагания, выбор способов достижения целей, индивидуальный стиль деятельности или ролевого поведения, динамику действий и т.д.
Различные виды психологических свойств в психологии интерпретируются как функции психики в субъективном отражении мира и регуляции поведения. В этой связи сущность личности можно рассматривать как системную совокупность психических свойств, выполняющих необходимые функции в психической регуляции социальной активности индивида. Эта активность, в свою очередь, может раскрываться как проявление индивидом своих социальных функций. Как верно пишет В.И.Секун, личность представляет собой устойчивое образование, имеющее внутреннюю структуру, которая ориентирована на выполнение определенных функций [32, c.9]. В функциях психических свойсте проявляется целостный психический склад личности.
Важным моментом в понимании функционирования психического склада личности является выделение так называемых «психологических составляющих» деятельности или поведенческого акта, к которым относят восприятие и оценку внешних условий, мотивообразование, целеполагание и другие. Говоря о таких «составляющих» применительно к деятельности, Б.Ф.Ломов отмечает, что «они раскрывают различные аспекты (и уровни) регулирующей функции психического в подготовке, организации и выполнении деятельности» [112, с.217]. Вместе с тем психическая деятельность с ее регулятивной функцией по отношении к внешне проявляемой деятельности, как верно отмечает К.А.А6ульханова-Славская, «методологически выводится из более общих зависимостей в общественной жизнедеятельности индивида», и «если это методологическое звено выпадает, то получается, что психическая активность фиксируется только в частных функциях» [1, с.95].
Подход к личности как
иерархически организованной системе
получил свое развитие в работах
Л.И.Анцыферовой [3; 4]. Функционирование
личности ею рассматривается как
«актуализация и
Функции психического склада
личности не исчерпываются детерминацией
психической деятельности, внутренне
регулирующей социально значимую активность.
Важнейшей его функцией является развитие
самой личности. При этом развитие личности
понимается как изменение ее свойств и
целостности независимо от направленности
этого процесса, т.е. это может быть прогрессивное,
просоциальное развитие, формирование
антисоциальных качеств личности, а также
ее деградация.
В процессе психической регуляции деятельности,
по мнению Б.Ф Ломова, «происходит превращение
психических процессов в психические
свойства его личности» [12,c.306]. Об этом
явлении писали также С.Л.Рубинштейн [29]
и Б.Г.Ананьев |2]. «Образ жизни индивида,
- отмечает Б.Ф.Ломов, - выполняемые им социальные
функции обеспечивают формирование, трансформацию
и закрепление свойств, которые образуют
его психологический склад» [12,c.306].
Личность, следовательно, содержит предпосылки собственного развития и выступает внутренней причиной деятельности, изменяющей собственную сущность личности. Из этого выпекает вывод о том. что сущность личности проявляется в совокупности психических свойств, детерминирующих посредством психической деятельности, с одной стороны, социально значимую активность человека, а с другой - ее собственное развитие. Поэтому в качестве основных форм существования личности можно назвать ее функционирование и развитие.
Еще один методологически
важный вопрос в объяснении личности
как системного социального качества
возникает в связи с
1) интраиндивидные
свойства, в качестве которых выступают
психические свойства, детерминирующие
через психическую деятельность социально
значимую внешнюю активность;
2) интериндивидные свойства, выражающие
индивидуально характерные особенности
социальной активности (их можно считать
социальными свойствами личности);
3) метаиндивидные свойства личности, характеризующие
индивида как субъекта социальной активности
в сознании (общественном сознании) других
людей и выражающие значение индивида
для социума.
Между этими свойствами существует опосредованная причинная связь. Она выражается в том, что психические свойства по рождают проявление социальных как индивидуально своеобразного содержания данной активности. Социальная активность имеет свой результат в социальной среде, который выявляется в оценке индивида другими людьми. Это и есть метанидивндная характеристика его личности. В свою очередь, отношение социального окружения к индивиду и осуществляемая им социальная активность оказывают влияние на развитие (изменение) как отдельных психических свойств, гак и личности в целом.
Таким образом, обобщая изложенное, мы подошли к пониманию категории личности, ориентированному на использование ее объяснительного потенциала для получения знания прогностического и преобразующего назначения. Суть этого понимания может быть выражена в ее определении. Личность — это системное социальное качество индивида, внешне проявляющееся в социальных свойствах, представляющих индивидуально характерные содержательные и динамические особенности осуществляемой им социально значимой активности; внутреннюю основу личности - се сущность — составляет целостная совокупность психических свойств, детерминирующая во взаимодействии с внешними и иными условиями указанную активность, выполняя при этом необходимые функции в ее психической регуляции и являясь тем самым предпосылкой собственного развития.
Литература:
1. Абульханова-Славская K.A. Диалектика
человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.
2. Ананьев В.Т. Человек как предмет познания.
Л.: Изд-воЛГУ, 1968.
3. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического
подхода // Психология личности в социалистическом
обществе: личность и ее жизненный путь.
М.: Паука, 1990. С. 7 - 17.
4. Анцыфоропа Л.И. Системный подход в психологии
личности // Принцип системности в психологических
исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 61 - 77.
5. Богданов В.А. Системологическое моделирование
личности в социальной психологии. Л.:
Изд-во ЛГУ, 1987.
6. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций
// Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121-132.
7. Казаринов М.Ю. Детерминизм в сложных
системах управления и самоорганизации.
Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
8. Кравченко Л.Г. Проблема качества в философии.
Мн.: Навука i тэхнiка, 1971.
9. Краткий словарь по социологии / Сост.:
Э.М. Кор-жева, Н.Ф. Наумова / Под общ. ред.
Д.М.Гвишиа-нн, И.И. Лапина. М.: Политиздат,
1988.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.
Личность // Избранные психологические
произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
Т. 2. С. 94 - 231.
11. М.Либин А.В. Дифференциальная психология:
на пересечении европейских, российских
и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические
проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
13. Лукьянов И.Ф. Сущность категории «свойство».
М.: Мысль, 1982.
14. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.
М.: Госполитиздат, 1955. Т. 1.
15. Мерлин ВС. Очерк интегрального исследования
индивидуальности. М.: Педагогика, 1996.
16. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность
как предмет философского познания. Философская
теория личности и ее психологические
и биологические основания. Новосибирск:
Наука, 1984.
17. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды / Под ред. А.А.Бодалева.
М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии», 1995.
18. Нартова-Бочавер С.К. «COPING BEHAVIOR» в системе
понятий психологии личности // Психологический
журнал. 1997. № 5. С. 20-30.
19. Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность
личности преступника: методология познания
и психологическая концепция. Мн.: Академия
МВД РБ, 1998.
20. Петровский А.В. Вопросы истории и теории
психологии: Избр. тр. М.: Педагогика, 1984.
21. Петровский А.В.. Ярошевский М.Г. Основы
теоретической психологии. М.: ИНФРА-М,
1998.
22. Петровский В.А. Системно-деятельный
подход к личности: концепция персонализацин
// Психология развивающейся личности
/ Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика,
1987. С. 8-18.
23. Платонов К.К. Краткий словарь системы
психологических понятий. М.: Высш. школа,
1981.
24. Платонов К.К. Система психологии и теория
отражения. М.: Наука, 1982.
25. Прохоров А.О. Функциональные структуры
психических состояний // Психологический
журнал 1996. № 3. С. 9-18.
26. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,
М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат,
1990.
27. Психологическая наука в России XX столетия:
проблемы теории и истории / Под ред. А.В.
Брушлинского. М.: Ин-т психологии РАН,
1997.
28. Росс Л., Нисберг Р. Человек и ситуация.
Перспективы социальной психологии / Пер.
под ред. Е.Н. Емельянова, B.C. Магуна. М.:
Аспект Пресс, 1999.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:
В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
30. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.
М.: Педагогика, 1973.
31. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические
и теоретические проблемы психологии.
М„ 1969. С. 348-374.
32. Секун В.И. Психология активности. Мн.:
Адукацыя i выхаванне, 1996.
33. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция
человека: потребностно-информационный
подход // Вопросы психологии. 1988. № 6. С.
94-100.
34. Социологический словарь / Сост.: А.Н.Елсуков,
К.В.Шульга. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.:
Университетское, 1991.
35. Современная психология: Справочное
руководство /Под ред. В.Н.Дружинина. М.:
ИНФРА-М. 1999.
36. Стиль человека: психологический анализ
// Под ред. А.В.Либина. М.: Смысл. 1998.
37. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова.
4-е изд. М.: Политиздат, 1981.
38. Ядов В.А. Социальная психология личности
/" Социальная психология. Л.: Изд-во
ЛГУ, 1979. С. 75-120.
39. Ярошевский М.Г. История психологии.
3-е изд., дораб. М.: Мысль. 1985.
Информация о работе Системно-функциональный подход к личности в психологии. А.Н. Пастушеня