Системы классификации цветов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 00:38, контрольная работа

Описание работы

Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения — это ощущения цвета. Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона — от коротких космических лучей с длиной волны около 4хЮ18см до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета.

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 84.90 Кб (Скачать файл)

Помимо цветовых атласов  были также разработаны многочисленные системы классификации цветов по их названию. Хотя эти системы нельзя назвать до конца научно достоверными (под одним и тем же названием  разные наблюдатели могут понимать разные цвета), но в качестве дополнения к уже имеющимся системам классификации  цветов они могут сослужить хорошую  службу.

В качестве самого простого примера можно привести семь названий цветов, описывающих участки видимого спектра и слагающиеся во всем известную формулу про охотника и фазана: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Термины, которыми привыкли оперировать художники, представятся уже намного более сложными и, естественно, многочисленными. Если мы возьмем наборы красок, продающихся в магазинах для художников, то обнаружим среди названий красок такие, как охра, кобальт, киноварь и т.д., которые являются общепринятыми терминами, которые у любого профессионального художника будут ассоциироваться с определенными цветами, хотя, безусловно, в том, какие именно цвета подразумевает под тем или иным наименованием в понятии каждого конкретного   человека будут неизбежно существовать различия.

Предпринимались и многочисленные попытки разработки более строгих  в научном отношении систем именования цветов. Так Мэрц и Пауль создали цветовой словарь, содержащий почти 4000 названий, из которых около 36 представлены собственными названиями, 300 представляют собой сложные слова, состоящие из названия цвета и соответствующего прилагательного. В 1931 году Межведомственный комитет по цвету (ISCC) США по заказу Фармакологического комитета разработал систему именованных цветов для описания цвета окрашенных поверхностей. Эта система охватывала 319 обозначений, в основу которых были положены названия цветов, предложенных Манселлом. Сюда входили названия основных тонов — «красный» (R), «желтый» (Y), «зеленый» (G), «синий» (B), «пурпурный» (P), «оливковый» (Ol), «коричневый» (Br) и «розовый» (Pk), — к которым для обозначения дополнительных цветов добавлялись прилагательные «слабый», «сильный», «светлый», «темный», а также термины «бледный», «блестящий», «глубокий», «сумеречный», «живой».

Все остальные системы, разработанные  другими исследователями, строятся по сходному способу и обычно насчитывают  до нескольких сотен названий.

 

Список использованной литературы:

  1) Базыма Б.А. «Цвет и психика», Харьков – 2001.

2) Волков Н.Н. «Цвет в живописи»

3) Маклаков А.Г. «Общая психология», Питер – 2001 – 592с.

4) Немов Р.С. «Психология», Москва – 2003, в 3 кн. – кн. 1: «Общие              основы психологии».

5) Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», Питер – 2000.

6)  Сорокун П.А. «Общая психология», Псков – 2003 – 312с.

  

 

 

     Классификации видов внимания (по Э. Титченеру, Н.Н. Ланге, Н.Ф. Добрынину и др.). Метавнимание.

Внимание — один из тех  познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.

 Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э.Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности 

познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности  на сравнительно узком участке внешней  или внутренней действительности, которые  на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют  на себе психические и физические силы человека в течение определенного  периода времени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное  внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

        

         Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

1.Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как  результат ограниченности объема  сознания.

3. Внимание как  результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».

4. Внимание как  результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как  особая активная способность  духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как  усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория  нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления над другими — тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Одни авторы склонны отождествлять  внимание с ориентировочной деятельностью (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. И. Розов, Ж. Годфруа и др.).

Другие (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) считают внимание самостоятельной формой психической деятельности, а именно психологической формой контроля. При этом не всякий контроль можно считать вниманием. Пока контроль выполняется как развернутая предметная деятельность, он сам требует внимания. Контроль становится вниманием, когда достигает уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия.

Н. Ф. Добрынин считает внимание определенной организацией психической  деятельности. Главное основание классификации для Н. Ф.Добрынина — активность личности, индивидуальны в данный конкретный акт внимания,  степень участия в нем конкретного индивида,  его опыта,  предпочтений,  мотивов.  Эта классификация   —   генетическая,   виды   внимания   в   ней   —   ступени развития, которое идет по линии возрастания активности личности.

В   ходе   развития    последовательно   складываются          и   далее   действуют   наряду   с   остальными   следующие   виды   внимания. 

Непроизвольное   внимание   отличается   тем,   что   обращение внимания,  равно   как его   отвлечение,   больше   зависит   от   воздействующих на нас объектов, чем   от нас самих.  В рамках этого вида внимания можно различить три подвида,  при этом степень индивидуального вклада в акт внимания постепенно возрастает от первого   подвида   к   третьему.

  1. Вынужденное     внимание    определяется     такими факторами,  как интенсивность раздражителя,  его протяженность во времени  и   пространстве,  движение   —   всем   тем,   что указывает на его   значимость  с   точки   зрения   выживания   (например,   на   потенциальную       опасность,     исходящую   от   раздражителя, который все больше увеличивается в размерах и перемещается      с  изрядной     скоростью).      Вклад   субъекта   здесь минимален, хотя и не исключен полностью. Например, люди различаются   порогами   восприятия,   и   стимул,   который   для одного   человека   окажется   достаточно   интенсивным,   чтобы привлечь   внимание,   другим   человеком   просто   не   будет   замечен.   Следовательно,  на  один  и   тот же  стимул   эти два человека прореагируют по-разному,   в соответствии со своими индивидуальным особенностями.
  2. Невольное   внимание   сообразно  прежде   всего   состоянию человека.  С одной стороны,  когда мы голодны или испытываем   жажду,   наше    внимание    привлекают     витрины    продовольственных   магазинов,       которые   в иных   обстоятельствах могли   бы   остаться   незамеченными.      С   другой   стороны,   вовремя отдыха или  в состоянии бездействия внимание может быть  невольно   привлечено тем,  что случайно оказалось рядом.
  3. Привычное внимание,   будучи   по сути   непроизвольным, независимым   от   наших   желаний   и   намерений,   еще   более индивидуализировано.   Оно   напрямую   связано   с   прошлым        опытом   человека,   приобретенным   прижизненно. Примером может стать профессиональный опыт.   В   психологии   иногда даже   используется   термин «профессиональное  внимание».   Врач-специалист,  едва бросив взгляд на собеседника,  может привычно заметить симптомы начинающейся болезни,  которые ускользнут от любого другого человека.

Произвольное  внимание соответствует нашим целям   и планам,   а   следовательно,   оказывается   результатом   активности личности. Оно   тоже   может   предстать   в   нескольких   разновидностях, однако   различаться     они  будут   уже   не   по   степени  активности и индивидуального   вклада   личности       в   акт   внимания,  но  по решаемой  задачи   и   поставленной   цели.

  1) Собственно произвольное внимание, по Н.Ф.Добрынину,                     обычно   лежит   в   русле   той   деятельности,   которую осуществляет человек. Например, такого неотрывного внимания может   требовать   работа   наподобие   корректорской   или   чтение скучной монографии.

  2)  Часто   произвольное   внимание   обретает   форму   волевого внимания:   это   происходит   в   случае   конфликта   между   избранным объектом   внимания   или   направлением деятельности, привлекающими внимание непроизвольно.

3. К   схеме   Н.Ф.Добрынина   иногда добавляют   еще   один вид произвольного внимания,  а именно:   выжидательное внимание, или бдительность.  Бдительность как разновидность внимания сродни собственно произвольному вниманию, заисключением того,  что объект внимания   как таковой   здесь отсутствует,   а деятельность    человека   состоит   в ожидании определенного типа сигналов. 

Послепроизвольное внимание — последний по порядку, но не по значимости вид внимания. Иногда оно именуется «спонтанным». Его   особенность отсутствие волевого усилия в тех условиях, где такое усилие обычно необходимо.  Если вчитаться в текст учебника,  если действительно заинтересоваться      его   скучным,   на   первый   взгляд,   содержанием, никакой телевизор не помешает чтению. Поэтому внимание и называется   «послепроизвольным»:   сначала,   для   преодоления   помех как  внутреннего,  так  и   внешнего   плана,   нужно   некоторое   волевое   усилие,   однако   затем,   при   условии   достаточного   интереса, переживание  усилия   само   собой   исчезает.   Этот   вид   внимания - совершенно особая, высшая форма активности личности.  За ним стоит   не   только   целенаправленность деятельности,   но   и   интерес к ней.

 У.Джеймс выделяет и последовательно  описывает, используя  яркие  примеры, шесть  видов внимания: 1) непроизвольное, непосредственное, чувственное; 2) непроизвольное, опосредствованное, чувственное; 3)непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное; 4)непроизвольное, опосредствованное, интеллектуальное; 5) произвольное, опосредствованное,  чувственное;   6)  произвольное,  опосредствованное, интеллектуальное.

Приняв за основание классификации характер объекта внимания, В.И.Страхов описывает следующие его виды:

– сенсорное (чувственное  и перцептивное), объектами               которого являются ощущения и восприятия;

 – интеллектуальное, где в качестве объектов внимания выступают содержательно-процессуальные характеристики мышления;

– двигательное (исполнительское), объектами внимания при нем становятся действия и операции выполняемой деятельности;

Информация о работе Системы классификации цветов