Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 00:38, контрольная работа
Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения — это ощущения цвета. Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона — от коротких космических лучей с длиной волны около 4хЮ18см до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета.
– пользуясь этим критерием, правомерно выделить аффективное внимание, объектами которого выступают эмоции и чувства, переживаемые человеком.
Э. Титченер выделяет три вида внимания, которые одновременно выступают как три ступени в его развитии.
I. Первичное внимание («пассивное») — результат воздействия таких стимулов, что «не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом».
II. Вторичное внимание (обычно
именно его называют «активным»
III. Производное первичное внимание — по сути возвращение обратно к первой стадии. Однако содержанием ее будет тот материал, который человек сумел удержать в фокусе внимания на стадии вторичного внимания.
Что на самом деле знают о внимании обыкновенные люди? Когда и как это знание приобретается и развивается? Насколько оно адекватно? Каким образом и при каких обстоятельствах оно используется? Соответствующая область исследований оформилась внутри обсуждения метапознания как способности человека к восприятию и рефлексии процессов и продуктов своей умственной деятельности. Главные теоретики метапознания Э Браун, Г. Уэллман, и Дж. Флейвелл считают, что умственные процессы не только воспринимаются, но и могут стать предметом специального рассмотрения и рассуждения. В результате у каждого человека складывается более или менее упорядоченная сумма представлений о своих познавательных процессах и способностях.
Метапознание определяют как знание различных аспектов познавательной деятельности и как управление этой деятельностью. Метавнимание является компонентом метапознания и включает в себя, соответственно, знание о внимании и управление вниманием. Метавнимание как знание основано на данных самонаблюдения и на каком-то этапе своего развития может быть сформулировано в речевой форме. Метавнимание как опыт управление включает в себя ряд умений. Сюда входят: мониторинг текущего состояния внимания; анализ требований к вниманию, предъявляемых определённой задачей в данной ситуации; выбор адекватной стратегии внимания и оценка её продуктивности.
Задача исследования метавнимания поставлена в русле изучения интеллектуального развития детей как практическая проблема возрастной и педагогической психологии. Здесь анализ метавнимания совпадает по целям и пересекается с исследованием метапамяти, которая была и остаётся в центре интересов данной области современной когнитивной психологии.
Американский психолог П.Миллер пишет, что «метакогнитивный взгляд направлен не на несовершенства самого внимания, а на знание ребёнка о внимании и на способность использовать умения управления вниманием. Исследование металинии изучения внимания является дополнительным, а не альтернативным по отношению к давней линии изучения возрастных изменений внимательного поведения. Развитие и адекватное использование умений внимания представляют собой многостороннее достижение. Одну из граней которого образует метавнимание.
П. Миллер строит организационную модель метавнимания как системы, состоящей из многих взаимосвязанных компонентов процессов. Автор различает 4 аспекта организации этой системы: 1) различных знаний о внимании; 2) различных процессов управления вниманием; 3) знаний о внимании и других когнитивных процессах; 4) процессов управления вниманием другими познавательными функциями. П. Миллер отмечает, что работы по каждому из этих аспектов пока единичны. Большинство исследований метавнимания нацелено на сбор и описывание новых фактов. Однако настала пора перехода к экспериментальной разработке объяснительных моделей метавнимания. Исходным пунктом такого исследования может быть тщательный анализ внутренних и внешних условий присвоения и роста знаний метавнимания, а его акцент следует сместить с изучения отдельных составляющих метазнания на анализ развития их организации.
Список использованной литературы: