Сказкотерапия как вид психологической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:35, реферат

Описание работы

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми.
Жанры, используемые в сказкотерапии.
Функции притч.
Функции сказок.
Типологии сказок.
Особенности сказкотерапии с детьми.
Глава 2. Сказкотерапевтические методы.
Основные методы сказкотерапии.
Метод «Рассказывания и сочинения сказки».
Метод «Рисование сказки».
Метод «Изготовление кукол».
Метод использования карт «Мастер сказок».
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика».
Метод «Песочная терапия».
Метод «Кататимный подход в сказку».
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми.docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Введение
    2. Основная часть

Глава 1. Сказкотерапия как  метод психологической работы с  детьми и взрослыми.

    1. Жанры, используемые в сказкотерапии.
      1. Функции притч.
      2. Функции сказок.
    2. Типологии сказок.
    3. Особенности сказкотерапии с детьми.

Глава 2. Сказкотерапевтические  методы.

    1. Основные методы сказкотерапии.
      1. Метод «Рассказывания и сочинения сказки».
      2. Метод «Рисование сказки».
      3. Метод «Изготовление кукол».
      4. Метод использования карт «Мастер сказок».
      5. Метод «Сказкотерапевтическая диагностика».
      6. Метод «Песочная терапия».
      7. Метод «Кататимный подход в сказку».
    1. Заключение.
    2. Список литературы.

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии  «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия  становится все более популярной.

Это связано с тем, что  смысл сказки воспринимается сразу  на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Сказкотерапия – это направление  практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

  Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

В кратчайшие сроки возможно проработать с клиентом стрессовые или конфликтные ситуации. С детьми проработать всевозможные страхи. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и так далее.

 

Глава 1. Сказкотерапия как  метод психологической работы с  детьми и взрослыми.

Можно сформулировать несколько  определений понятия сказкотерапия:

Сказкотерапия - это лечение  сказками, то есть совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут  в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Она несет  в себе человеческое участие и  мудрость. Это то, в чем на самом  деле больше всего нуждается современный  человек и в этом смысле сказка, безусловно, активизирует ресурсный  потенциал личности;

Сказкотерапия - это процесс  поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений  в нем. В сказках можно найти  полный перечень человеческих проблем  и образные способы их решения, так  называемый "банк жизненных ситуаций";

Сказкотерапия - это процесс  переноса сказочных смыслов в  реальность, то есть осознание взаимосвязи  смысла сказочной ситуации и сказочных  событий с реальной жизнью и поведением человека в реальных обстоятельствах, объективизация проблемных ситуаций;

Сказкотерапия - это процесс  активизации когнитивного и творческого  потенциала личности. Анализ сказок (когнитивный  аспект) позволяет изменить или существенно  обогатить взгляд на привычные ситуации. Сочинение, рисование, драматизация сказок (творческий аспект) позволяет высвободить  творческую энергию воображения. Эти  силы позволяют конструктивно изменить свою жизнь;

Сказкотерапия - это синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии, философии разных культур.

 

Итак, сказкотерапия - это  один из наименее травмоопасных и наиболее безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что именно с помощью сказок (или под их влиянием) формируется жизненный сценарий и, соответственно, с помощью сказки можно проходит переосмысление, трансформацию и преображение внутреннего и внешнего мира, осмысление своего прошлого и моделирование лучшего будущего. Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален. Иногда клиент не хочет или по каким-то причинам не готов сразу погружаться в мир творчества, фантазии совершенно не связанный с его реальной жизнью. В этом случае сказкотерапия на начальном этапе будет не эффективна, вызвав, возможно, даже сопротивление клиента относительно дальнейшей работы. В случае, сильно развитого логического мышления этот метод может и вовсе не подойти.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в  том, что от ребенка не требуют  вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [10].

В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [7].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  пишет: «На семинарах по сказкотерапии  нам часто задают вопросы о  том, как работать с конкретными  проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

Р.М. Ткач [9] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

 

1.Сказки для детей,  которые испытывают страхи темноты,  страх пред медицинским кабинетом  и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных  детей.

4.Сказки для детей,  страдающие расстройством поведения  с физическими проявлениями: проблемы  с едой;  проблемы с мочевым пузырем и так далее;

5. Сказки для детей,  которые столкнулись с проблемами  семейных отношений. В случае  развода родителей. В случае  появления нового члена семьи.  Когда дети считают, что в  другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей  в случае потерь значимых людей  или любимых животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Жанры, используемые  в сказкотерапии.

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные  жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и прочее. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

Как пишет И.В. Вачков [1], главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

  Остановимся на нескольких приемах, которые очень хорошо зарекомендовали в психологическом консультировании. Это работа с притчей и работа со сказкой. Для нас важно выявить функции притч и сказок.

 

1.1.1.  Функция притч.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной  философии. Жизненный урок в притчах  не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так  и с подростками.

При семейном и индивидуальном консультировании также  достаточно часто используются истории, притчи, афоризмы, метафоры, сказки и анекдоты.

По мнению Н. Пезешкиана [12]: «Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное  и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей».

Если истории и притчи при психологическом консультировании  подобраны правильно, то они позволяют  выбрать определенную дистанцию, чтобы  по-иному взглянуть на собственные  конфликты и найти способы  разрешить конфликты.

Истории предлагают различные  варианты действий.

После знакомства с семьей и выявлением ее актуальных проблем  психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы.

Одна из важных функций  истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать  свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта».

 

 

1.1.2. Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [6].

  1.  Тексты сказок  вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.

  2.  Концепция сказкотерапии  основана на идее ценности  метафоры как носителя информации:

  • о жизненно важных явлениях;
  • о жизненных ценностях;
  • о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

  3.  В сказке в  символической форме содержится  информация о том: 

  • как устроен этот мир, кто его создал;
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
  • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  • какими ценностями руководствоваться в жизни;
  • как строить отношения с родителями и детьми;
  • как прощать.

 

1.2.Типологии  сказок.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  выделяет  шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские  народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

1.Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью  народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято  называть сказками, мифами, притчами. В  художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

2.Народные сказки

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и  сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно  находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию  и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь несколько  слов надо отдельно сказать о сюжетах  сказок.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие  виды.

      Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

     Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"

    Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

      Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

      Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [5].

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные  смыслы будут проработаны и связаны  с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы  работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

3.Авторские художественные  сказки

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую  сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией.

4.Дидактические сказки 

В форме дидактических  сказок подаются учебные задания.

  На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

5.Психокоррекционные сказки 

Р.М. Ткач [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

Информация о работе Сказкотерапия как вид психологической помощи