Сказкотерапия как вид психологической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:35, реферат

Описание работы

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми.
Жанры, используемые в сказкотерапии.
Функции притч.
Функции сказок.
Типологии сказок.
Особенности сказкотерапии с детьми.
Глава 2. Сказкотерапевтические методы.
Основные методы сказкотерапии.
Метод «Рассказывания и сочинения сказки».
Метод «Рисование сказки».
Метод «Изготовление кукол».
Метод использования карт «Мастер сказок».
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика».
Метод «Песочная терапия».
Метод «Кататимный подход в сказку».
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми.docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

1.  Сказка должна быть  в чем-то идентичной проблеме  ребенка, но ни в коем случае  не иметь с ней прямого сходства.

2.  Сказка должна предлагать  замещающий опыт, используя который  ребенок может сделать новый  выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь  психолог.

3.  Сказочный сюжет  должен разворачиваться в определенной  последовательности:

     Жили-были.

Начало сказки, встреча  с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют  делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок  предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут  быть интересны сказки-притчи и бытовые  сказки.

       И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей  с проблемой ребенка.

      Из-за этого…

Показано в чем состоит  решение проблемы, и как это  делают герои сказки.

       Кульминация.

Герои сказки справляются  с трудностями.

       Развязка.

Развязка терапевтической  сказки должна быть позитивной.

       Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки  из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

По мнению Т. Д.  Зинкевич-Евстигнеевой [5] психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

  Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.

        1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

       2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3.Далее поместить героя  в проблемную ситуацию, похожую  на реальную ситуацию ребенка,  и приписать герою все переживания  ребенка. 

   4. Поиск героем сказки выхода  из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

   5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Зарубежные психологи  часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

  Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

 

6.Психотерапевтические сказки

Сказки, раскрывающие глубинный  смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с  другой стороны, — со стороны жизни  духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто  оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс  личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни  и смерти, отношению к потерям  и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти  в область философии событий  и взаимоотношений.

  В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать  как русские народные сказки, так и сказки русских  и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой.

  Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов  «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро,

 «Госпожа Метелица»  братьев Гримм  и другие [3].

Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский  путь,  но главным героем является мужчина).

К детским сказкам условно  можно отнести:

«Красная Шапочка» Ш.Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и ряд других сказок как русских так и зарубежных авторов.

 

1.3. Особенности сказкотерапии  с детьми

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др. [7], в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога требуется  выполнение следующих условий:

При чтении или рассказывании  должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

Во время чтения или  рассказывания следует расположиться  перед ребенком так, чтобы он мог  видеть лицо психолога и наблюдать  за жестами, мимикой, выражением его  глаз, обмениваться с ним взглядами;

   Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой  работы может быть предложена любая  сказка, ее необходимо прочитать вслух [6]. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

Ситуация не должна иметь  правильного готового ответа (принцип  «открытости»);

Ситуация должна содержать  актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

   Однако, как пишет Чех Е.В. [10], сказки должны подходить ребенку по возрасту.

В два года ребенок может  удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес  к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».

  Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

 

 

Глава 2. Сказкотерапевтические  методы

2.1. Основные методы сказкотерапии

 По мнению Чех Е.В. [10] можно выделить несколько методов  сказкотерапии.

     Рассказывание сказки.

    Рисование сказки.

    Сказкотерапевтическая диагностика.

    Сочинение сказки.

    Изготовление кукол.

    Постановка сказки.

Р.М. Ткач описывает новые возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы [9].

 

2.1.1. Метод «Рассказывание  и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом [10].

Терапевт и ребенок  могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные  элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

  Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс (Цитат. по [7]), если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно  невротического состояния.

 

 

2.1.2. Метод «Рисование  сказки»

Желательно после этого  сказку нарисовать, слепить или представить  в виде аппликации. Рисуя или работая  с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его  волнует, чувства и мысли. Тем  самым освобождаясь от тревоги или  другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения  не имеет значения. При сильных  чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих  чудищ, огня или темных красок. Новый  рисунок на тему той же сказки может  быть уже спокойнее, краски будут  уже более светлые.

Для рисования лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете  что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Е.В. Чех абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

 

 

2.1.3. Метод «Изготовление  кукол»

Стоит остановиться на одном  из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии  важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Л.Г. Гребенщиковой [2], любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех  объектов, на которые смещается инстинктивная  энергия человека.

По мнению З.Фрейда (цитат. по [2]), все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

  Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

  Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

  Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов [7], при использовании кукол или  игрушек все манипуляции с  ними должны быть отработаны заранее:

  • звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;
  • дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;
  • необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;
  • все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно  решить с помощью использования  кукол     

По мнению Гребенщиковой   с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:                                                                                                                                                                                              

1.  Проведение психодиагностики.

2.  Достижение эмоциональной  устойчивости и саморегуляции.

3.  Приобретение важных  социальных навыков, опыта социального  взаимодействия.

4.  Развитие коммуникативных  навыков.

5.  Развитие самосознания.

6.  Развитие грубой  и мелкой моторики.

7.  Разрешение внутренних  конфликтов.

8.  Профилактика и коррекция  страхов.

9.  Развитие речи.

10.  Поиск внутренних  механизмов сопротивления болезни.

11.  Коррекция отношений  в семье.

12.  Становление психосоциальной  идентичности мальчиков и девочек.

   

 

2.1.4. Метод использования  карт "Мастер сказок"

В работе  используются архитепические карты, разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов. Автором архитепических карт "Мастера сказок" является Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.[11].

Всего используется 50 сюжетов  сказок на основании 10 универсальных  архетипов:

  • Дорога
  • Государство
  • Помощник
  • Творец
  • Сезонность
  • Доброе сердце - холодное сердце
  • Тело боли
  • Авгиевы конюшни
  • Распутье
  • Божественное вымя.

В колоде используется 50 цветных  карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания  для взрослых и детей.

 

 

2.1.5. Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

  Использование  кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику  детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику  тех или иных проблем ребенка.

Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами) .

Х. Дж. Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Диагностическая беседа с  ребенком может проводиться как  в присутствии, так и в отсутствии родителя [7].

 Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

 Образный мир сказок  позволяет ребенку идентифицировать  себя с персонажем сказки. Дети  в большей степени склонны  идентифицировать себя с животными,  нежели с людьми. Это предположение  впервые стало возможным благодаря  истории маленького Ганса, описанной  З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;

Информация о работе Сказкотерапия как вид психологической помощи