Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:13, контрольная работа
Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не можем не осветить наиболее значимые труды знаменитых отечественных ученых, среди которых видное положение занимает Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 - 1960гг.) и его работы. Выдающийся отечественный философ и психолог, доктор психологических наук, профессор, главными направлениями исследования которого были философские проблемы психологии.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1: ШКОЛА С.Л. РУБИНШТЕЙНА
ГЛАВА 2: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА
2.1 ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2 ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ПО С.Л. РУБИНШТЕЙНУ
2.3 ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА С.Л. РУБИНШТЕЙНА
ГЛАВА 3: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ОПРОСНИК К. ЛЕОНГАРДА)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга распространения диалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психических явлений вообще и явлений мышления в частности.
Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию отражения и рефлекторную теорию психического - основные философские положения, без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в особенности.
Теория отражения дает понимание мышления как активного процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип экспериментального психологического исследования мышления.
Анализ проблем, перед которыми остановилась мысль зарубежных ученых, не вооруженных соответствующей методологией, дал С. Л, Рубинштейну возможность выдвинуть новую постановку этих проблем, а также наметить новые, которые могли возникнуть только в результате применения этой методологии к решению проблем мышления.
Задача научного мышления заключается в раскрытии сущности многообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех его существенных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления. Анализ этих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна "Бытие и сознание".
На основе решения этих вопросов происходит выявление специфического предмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализу которого посвящена книга С.Л. Рубинштейна " О мышлении и путях его исследования".
Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма был использован не только теоретического анализа, но и для построения экспериментальных исследований.
С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должностей.
С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием "Основы общей психологии". В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической науки.
Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них - принцип единства сознания и деятельности - составил основу деятельного подхода в психологии. В своей работе " Принцип творческой самодеятельности" С.Л. Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект проявляется, созидается и определяется. Именно с этих позиций С.Л. Рубинштейн приступил к обобщению достижений психологии.
Этапной как в творчестве самого Рубинштейна, так и для отечественной психологии в целом стала статья " Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" (1934г) Это выступление вместе с его книгой "Основы психологии" (1935г) и " Основами общей психологии" (1946г) явились практической реализацией замысла построения марксистской психологии в СССР. Именно эта его работа была удостоена Государственной премии и получила высокие оценки в рецензиях ведущих отечественных психологов.
В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис, переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистская концепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принцип единства сознания и деятельности.
Таким образом, в сферу психологического изучения была включена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления постулата непосредственности, намечены основы объективного познания психики.
Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это " не значит, что поведение, деятельность человека является предметом психологии. Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками, а психология изучает психическую сторону деятельности".
Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, которую детально разработал А.Н. Леонтьев. По Рубинштейну, в зависимости от характера мотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения является поступок, а единицей деятельности - действие. Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение, и он дал их психологический анализ для каждого из этих видов, раскрыл их природу и связь с развитием личности.
В 50е годы Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и раскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления. В связи с исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как процессе: " мышление выступает как процесс, а этот процесс членится на отдельные звенья или акты."
Вчитываясь сегодня в работы замечательного психолога С.Л. Рубинштейна, мы обнаруживаем, что в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли он продолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов. Вот такую характеристику он дал в своей работе "Основы общей психологии": "Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними".
В психологической науке
Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием "Человек и мир" в 1973 году.
Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.
Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера, включает 88 вопросов, 10 шкал.
Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая - показывает возбудимую акцентуацию, третья - говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого, четвертая - показывает склонность испытуемого к педантизму, пятая - выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая - говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения, девятая - показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.
Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" ("да"), если нет - знак " - " ("нет"). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет". Время ответов не ограничивается.
Тест опросника.
1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение.
2. Вы чувствительны к оскорблениям.
3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.
4. Сделав что - то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что сделано правильно.
5. В детстве вы были таким же смелым, как все ваши сверстники.
6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения.
7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании.
8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать.
9. Вы серьезный человек.
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем - нибудь.
11. Предприимчивы ли вы.
12. Вы быстро забываете, если вас кто - либо обидит.
13. Мягкосердечны ли вы.
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы правой рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.
15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников (студентов).
16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может, такое чувство бывает и сейчас).
17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок.
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств.
19. Любят ли вас ваши знакомые.
20. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.
21. У вас часто несколько подавленное настроение.
22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв.
23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте.
24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы.
25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу.
26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и вы сразу же стараетесь поправить их.
27. Вы в детстве боялись оставаться одни дома.
28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины.
29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии.
30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев.
31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым.
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас.
33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле.
34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.
35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений.
36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью.
37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступили.
38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться.
39. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
40. Общительны ли вы.
41. В школе вы охотно декламировали стихи.
42. Убегали ли вы в детстве из дома.
43. Кажется ли вам жизнь трудной.
44. Бывает ли после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимо.
45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора.
46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто - либо обидел.
47. Вы очень любите животных.
48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось.
49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что - то страшное.
50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво.
51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей.
52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит.
53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми
54. Вы относитесь к тем, кто при каких - либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.
55. Вам нравиться работа, требующая энергичной организаторской деятельности.
56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходиться преодолевать массу препятствий.
57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы.
58. Часто ли бывает вам трудно уснуть из - за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях.
59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать.
60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.
61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте.
62. Бывает ли так, что перед сном будучи в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов.
63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям.
64. Бывают ли у вас головные боли.
65. Вы часто смеетесь.
66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете.
67. Вы подвижный человек.
68. Вы очень переживаете из - за несправедливости.
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать её другом.
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт газ, погашен свет, заперты ли двери.
71. Вы очень боязливы.
72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя.
73. Вы раньше охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности.
74Вы расцениваете жизнь
75. Часто ли вас тянет путешествовать.
76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным.
77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании.
78. Долго ли вы переживаете обиду.
79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей.
80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в своей тетради, если случайно оставили в ней кляксу.
81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью.
82. Часто ли вы видите страшные сны.
83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из него.
84. Веселой компании вы обычно веселы.
85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения.
86. Вы менее сдержаны и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь.
87. В беседе вы скудны на слова.
88. Если вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это игра.
Информация о работе С.Л. Рубинштейн и его вклад в развитие отечественной психологии