Словесные методы обучения в специальной школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 03:29, контрольная работа

Описание работы

что словесные методы играют важную роль в процессе обучения детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Данные методы применяются на разных этапах урока, помогают детям сконцентрироваться на материале, который предлагает учитель. Учитель, руководствуясь тем или иным словесным методом, выстраивает учебный процесс так, чтобы детям было интересно. Использование на уроках приёмов, входящих в состав словесных методов, будет способствовать коррекции речи и развитию аналитико-синтетической деятельности детей с нарушением интеллектуального развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Классификация методов обучения……. ……………………………………4
2. Словесные методы обучения:
2.1. Рассказ………………………………………………………………………..4
2.2. Объяснение ………………………………………………………………….6
2.3. Беседа ……………………………………………………………………….7
2.4. Работа с книгой……………………………………………………………10
Вывод……………………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 34.04 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Приамурский государственный  университет имени Шолом - Алейхема».

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу «Обучение  детей с нарушением интеллекта»

Тема: «Словесные методы обучения в специальной школе VIII вида».

 

 

                        

 

                      

                                                                                Выполнила студентка 2 курса

                                                              Факультета ПП-ЦПО

                                                             направление С (Д) О

                                                                                 группа №8011 (ОЗО)

                                                  Т. С. Щёголева

                                            Проверила:

                                                                      ст. преподаватель кафедры

                                                                                КППиЛ  О.В. Карымбаева

 

            

 

 

 

г. Биробиджан 2013г

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Классификация методов обучения……. ……………………………………4

2. Словесные методы обучения:

2.1. Рассказ………………………………………………………………………..4

2.2. Объяснение ………………………………………………………………….6

2.3. Беседа ……………………………………………………………………….7

2.4. Работа  с книгой……………………………………………………………10

Вывод……………………………………………………………………………..12

Список  литературы…………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Словесные методы изложения учебного материала  являются наиболее важными в процессе преподавания в коррекционной школе. Именно словесные методы способствуют установлению контакта педагога и учащегося, что, в свою очередь, приводит к оптимизации  процесса усвоения знаний. Помимо этого, слово учителя является образцом устной речи для учащихся, углубляет  понимание речи окружающих, расширяет  словарный запас детей.

К словесным методам обучения относятся:

    • рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
    • беседа – это диалог учителя и ученика;
    • объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения;
    • работа с книгой.

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение  материала требует эмоциональности  и выразительности.

В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Объяснением называется метод овладения теоретическим  учебным материалом. Для пояснения  важно получение обратной связи.

Работа  с книгой, как словесный метод  используется редко, но имеет огромное значение, особенно в 1-4 классах.

Дети с  отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке  вербальной информации, у большинства  из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует  сочетать с применением наглядных  и практических.

 

 

1.Классификация методов обучения.

Существует несколько  видов классификаций методов  обучения: 
1.Классификация по методам работы учащегося и педагога: 
- способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, то есть приемы, в которых основная роль принадлежит учителю. Задача ученика сводится к пониманию, запоминанию и воспроизведению преподаваемого материала; 
- способы учения: упражнения, самостоятельные и практические работы, то есть приемы, главная роль в которых принадлежит ученикам, учитель же контролирует усвоение знаний, помогает и поправляет учащегося. 
2. Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина основана на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся. 
3. Классификация Б.П. Есипова основана на выполняемой учебной задаче на определенных типах уроков. То есть та или иная учебная задача требует определенного метода.

4. Наиболее распространена  в настоящее время классификация,  подразделяющаяся по характеру  познавательной деятельности на 3 группы по методам обучения:

1.словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа; 
2.наглядныеметоды;

3. практические методы.

 

2.Словесные методы обучения.

2.1. Рассказ

Одним из основных методов  обучения в специальной школе  является рассказ - форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях, биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животных и растений и т. п. Метод рассказа удобен для сообщения впечатлений об экскурсиях, просмотренных кинофильмах, прочитанных книгах.

К рассказу в специальной  школе предъявляются следующие  требования.

Определенность  темы и содержания. Рассказ всегда запоминается лучше и усваивается легче, если сведения, факты, события, примеры и т. д. объединяются одной общей темой, единой задачей, которая раскрывается последовательно и систематически.

Эмоциональность. Связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями и событиями делает его интересным и более доступным для понимания умственно отсталыми школьниками, вызывает сопереживания и пробуждает чувства. Учитель готовит свой рассказ, учитывая конкретную ситуацию и психологические особенности учеников.

Четкость структуры. Рассказ учителя должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминационный пункт, финал. Как метод рассказ используется на разных этапах урока. Прежде всего для сообщения новых знаний в тех случаях, когда материал не требует теоретических доказательств. Он может быть и средством сообщения дополнительных знаний.

Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а  может быть включен в процесс  объяснения на разных его этапах. В  начале урока он подготавливает учащихся к усвоению нового материала. В этом случае в своем рассказе учитель  систематизирует и обобщает знания по данной теме, полученные учащимися  ранее.

Если рассказ является основным методом сообщения новых  знаний, то ему уделяется основная часть урока. В конце урока  рассказ учителя обобщает изученное (в том случае, когда ученики не смогут сделать этого самостоятельно).

 

 

2.2. Объяснение.

Объяснение - метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода - теоретические доказательства, которые предполагают:

  • постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития учащихся;
  • строгий, тщательный подбор фактического материала;
  • определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и выводы, индукция (на основе конкретных фактов делается вывод), дедукция (на основе ранее изученных общих положений формулируется более конкретное правило, положение);
  • использование иллюстративного материала (картин, рисунков, схемы и др.);
  • формулировку выводов;
  • включение дополнительных разъясняющих моментов, которые бывают необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения. Учителю необходимо предвидеть возможные трудности и готовить различные варианты работы (например, для слабых учащихся придется изложить какую-то часть рассказа, используя представления, более доступные им).

Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест («Саша, как ты понял то, что я сейчас сказал?»), предложения выполнить отдельные умственные или практические действия («А теперь запишите то, что я сейчас сказал»). Обратная связь, контакт с классом в процессе объяснения помогают учителю совершенствовать объяснение, непосредственно по ходу урока вносить необходимые поправки и корректировку.

 

 

 

2.3.Беседа.

Беседа как метод обучения представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом.

Главное требование к использованию  этого метода - строгая система  продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

Вопросы (главные, второстепенные и дополнительные) должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены гак, чтобы ученики понимали предмет  разговора.

Проблеме значения вопроса  и требований к вопросу учителя  в специальной школе большое  внимание уделяли в своих работах  А. Н. Граборов, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова и другие исследователи.

Искусство правильно задавать вопросы - это прежде всего умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников. Задавая вопрос, нужно иметь в виду возможные варианты ответов учащихся. Предполагая, что они могут быть неверными, учитель заранее готовит ряд вспомогательных, дополнительных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми мог бы воспользоваться ученик.

Вопрос должен ставиться  перед классом, а не задаваться одному ученику. Соблюдать это простое  правило в специальной школе  особенно необходимо. Ученики класса включаются в работу лишь тогда, когда  они знают, что каждый из них может  быть вызван учителем для ответа. Обращение  с вопросом к одному ученику снимает  задание с остальных учащихся класса.

Каждый вопрос должен быть точно, четко и правильно сформулирован  и понятен учащимся. Точная и правильная формулировка вопроса предполагает получение от ученика только одного, но достаточно исчерпывающего ответа. Вопрос не должен быть многословным, например содержащим два и более вопросительных слова («где», «когда» и т. п.). Также нельзя задавать подряд несколько вопросов. Вопросы должны различаться по своему содержанию. Одни из них могут быть предметными («Кто читает книгу?»), другие направлены на выяснение действия предмета, его качества, времени действия, а также пространственных или причинно-следственных отношений.

Степень трудности вопросов, задаваемых умственно отсталым детям, должна быть различной. Временные, пространственные, причинно-следственные отношения воспринимаются ими с большим трудом, следовательно, вопросы, которые будут направлены на выявление этих отношений, потребуют  от учителя особого внимания.

Всестороннее изучение того или иного предмета или явления  требует различных по своему содержанию вопросов. В специальной школе  их численно будет всегда больше, чем  в массовой школе. Форма и сложность  вопроса зависят от возрастных и  интеллектуальных особенностей детей. Использование различных формулировок вопроса позволяет варьировать  упражнения для повторения и углублять  знания ученика о предмете или  явлении.

При постановке вопросов не следует сводить задачу к тренировке или «натаскиванию» учащихся. Задача заключается в том, чтобы, насколько  это возможно, развивать логику мышления учащихся. Правильно сформулированные вопросы являются прежде всего стимулом, направляющим внимание и мышление ребенка на определенный объект, о связях, свойствах, действиях которого он должен рассказать.

Индивидуализация при  обучении умственно отсталых детей  требует и индивидуализации в  постановке вопросов, как по форме  ответа, так и по его содержанию. Например, ученику с достаточно выраженными  дефектами речи необходимо поставить  вопрос таким образом, чтобы он смог оформить ответ на него как можно  короче или же ответить в виде показа картинки, предмета и т. п. Требование индивидуализации вопроса ни в коей мере не противоречит требованию задавать вопрос фронтально, всему классу. Индивидуализация в данном случае будет проявляться в выборе ученика для ответа и индивидуальной оценке.

Вопросы могут быть заданы не только в устной, но и в письменной форме, что позволит работать над  развитием не только устной, но и  письменной речи учащихся. Например, к  уроку, на котором учитель ставит своей целью повторить и закрепить  пройденное, он подготавливает ряд вопросов, связанных между собой общей темой. В этом случае работа на уроке может проводиться в нескольких вариантах:

    • учитель спрашивает устно и требует устных ответов от учеников;
    • пишет вопросы на доске и требует ответов в устной или письменной форме;
    • раздает вопросы (на отдельных листках) ученикам, дает определенное время на обдумывание и требует ответы на них.

Ответ ученика на поставленные вопросы должен обнаруживать:

Информация о работе Словесные методы обучения в специальной школе VIII вида