Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:34, реферат
Общество как система исторически сложившихся форм совместной деятельности имеет сложную организацию, включающую образцы деятельности индивидов, групп, институтов, создающие для людей возможности удовлетворения их потребностей. Одним из таких образцов, обеспечивающих удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, является профессиональная деятельность. Изменение потребностей людей с необходимостью требует изменения старых образцов деятельности и формирования новых и характеризует процесс развития общества. С развитием общества органично связан научно-технический прогресс, проявляющийся в поступательном развитии науки и техники и приводящий к изменению и совершенствованию условий жизни людей.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Реферат
(Очное обучение)
По дисциплине: психология профессионального образования
Тема: Смена профессии(преднамеренная и вынужденная) как феномен профессионального развития
Выполнил: Александров Д.А
Проверил(а): к.п.н., доцент Макарова А.Н.
Нижний Новгород
2013 г.
Общество как система
исторически сложившихся форм совместной
деятельности имеет сложную организацию,
включающую образцы деятельности индивидов,
групп, институтов, создающие для
людей возможности
Таким образом, профессиональная деятельность, изменяя свое содержание в ходе научно-технического прогресса, определяет через интеграцию и дифференциацию труда изменения общественной структуры.
Необходимо отметить, что существенные технологические изменения и связанные с ними новые типы профессиональной деятельности и социальной активности требуют формирования новых социальных норм, ролей и ценностей для индивидов, трудовых коллективов и профессиональных групп. С одной стороны, новые ценности общества, смена монопрофессионализма на полипрофессионализм привело к тому, что профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. С другой стороны, реальная практика психологического консультирования демонстрирует, что многие люди, хотя и испытывают неудовлетворенность профессией и осознают невозможность реализации своего внутреннего потенциала в данной трудовой сфере, при этом не видят способов разрешения сложившейся ситуации, так как считают смену профессии показателем собственной некомпетентности. И, хотя человек продолжает работать, дальнейшая профессиональная деятельность становится неэффективной, снижается самооценка, возникает неудовлетворенность не только профессией, но и жизнью в целом.
В данной ситуации основные задачи психологического консультирования должны быть ориентированы на анализ факторов, обусловливающих невозможность дальнейшей самореализации в конкретной трудовой деятельности, определение перспектив профессионального и личностного роста в прежней или новой профессии. Если в прежней профессии самореализация представляется невозможной, то деятельность психолога должна быть направлена на изменение представления о смене профессии как профессиональной непригодности, обоснование сознательной смены трудовой деятельности как возможности дальнейшего профессионального развития и помощь в построении личностной профессиональной перспективы в другой деятельности.
В этой связи наряду с традиционными задачами психологии труда, которые в конечном итоге ориентированы на повышение эффективности и оптимизацию трудовой деятельности, с необходимостью встают задачи анализа причин, условий, факторов и закономерностей сознательной смены профессии и ее осмысления в контексте построения и реализации личностной профессиональной перспективы.
В отечественной психологии изучение феномена сознательной смены профессии в основном велось с точки зрения анализа ситуации вынужденного ухода из деятельности, обусловленного социально-экономическими факторами (безработицы), рассмотрения психологических и социальных аспектов данной проблематики [Дмитриева, 1999; Гычев, 1997; Колобкова, 1999; Косова, 1994; Петров, 1993; Пельцман, 1992; Соколова, 1996; Чуйкова, 1998 и др.]. Смена профессии, вызванная психологическими причинами практически не изучалась или определялась как профессиональная непригодность, единичный факт профессионального развития. Однако специфика развития нашего общества, как было указано выше, требует качественно нового подхода к изучению феномена сознательной смены профессии, который и был реализован в данной работе. Для исследования представленной проблематики конструктивной, на наш взгляд, является концепция профессионального развития. В связи с этим методологической основой для работы послужили концептуальные представления о закономерностях и особенностях становления и развития человека-профессионала, предложенные в работах отечественных авторов [Андронов, 1984, 1991; Зеер, 1987; Климов 1969, 1974, 1995, 1996, 1998, 1999; Ковалев, Сырникова, 1985; Кудрявцев, 1985, 1988; Маркова 1996; Митина, 1991, 1994, 1998; Титма, 1975; и др.]. Однако, в данной работе представлен более широкий (в отличии от традиционного) контекст рассмотрения профессионального становления и развития как процесса, выходящего за рамки одной трудовой сферы и характеризующегося любыми закономерными изменениями, приводящими к новому качественному состоянию содержания, структуры деятельности. Это дает возможность использовать знание психологических закономерностей развития профессионала для определения места и роли сознательной смены профессии как феномена профессионального развития в жизни человека.
В связи с этим целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития. Общая проблема изучения сознательной смены профессии была конкретизирована в задачах исследования:
1. Систематизация
2. Анализ динамики представлений
о требованиях трудовой
3. Анализ динамики выраженности
профессиональной
4. Анализ динамики взаимосвязи профессионально-важных качеств в процессе овладения профессией
5. Построение модели
Объект исследования: В исследовании приняли участие 5 групп испытуемых: 1) студенты-медики второго курса Российского государственного медицинского университета (РГМУ) 2) студенты-медики пятого курса РГМУ 3) врачи-профессионалы (хирурги, офтальмологи, ортопеды, акушеры-гинекологи, терапевты), имеющие высокие показатели квалификации 4) студенты второго курса спецотделения факультета психологии МГУ (получающие второе высшее образование) 5) управленцы. Данная группа представлена испытуемыми, которые сменили первую профессию, а сейчас успешно работают руководителями различных предприятий.
Предметом исследования являются
психологические особенности
Методы исследования: В
работе использовались: опросник лично
1. В работе представлен
логически и эмпирически
2. Определены признаки
профессионального развития. В качестве
признаков развития выступают
изменения компонентов
3. В эмпирическом исследовании
выявлены признаки
4. Установлено, что
5. Обосновано определение
сознательной смены профессии
как феномена
Положения выносимые на защиту:
1. Феномен сознательной смены профессии может быть адекватно понят в контексте профессионального развития.
2. Признаками профессионального
развития выступают изменения
когнитивного, мотивационно-ценностного,
индивидуально-личностного и
3. Сознательная смена
профессии, определяется как
4. Активность личности
по осмыслению источников
Теоретическая значимость исследования определяется недостаточной разработанностью ряда вопросов в области профессиональной ориентации, реориентации и становления профессионала. Расширяя и уточняя понятие профессионального развития, определяя признаки становления человека как субъекта труда и причины сознательной смены профессии, проведенное исследование тем самым вносит вклад в теорию профессионального развития, обогащая ее представлением о сознательной смене профессии как феномене становления профессионала.
В работе впервые предложено
понятие порога компенсации индивидуально-
Практическая ценность данной работы состоит в том, что ее результаты позволяют не только повысить эффективность профориентацион-ных, профконсультационных, реориентационных мероприятий, но и разработать принципы диагностики возможной смены профессии. Представление о сознательной смене профессии как альтернативном варианте становления профессионала может стать базой для создания адаптационных программ, подготавливающих человека к возможной смене профессии и построению новой профессиональной перспективы.
На материалах исследования
феноменов профессионального
3.3. Выводы
1. Феномен сознательной смены профессии может быть адекватно понят в контексте профессионального развития.
2. В качестве признаков
профессионального развития
3. В эмпирическом исследовании
выявлены основные признаки
4. Причиной возникновения
кризиса профессиональной
5. Активность личности
по осмыслению источников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых техник и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. С одной стороны, это открывает широкие перспективы для свободного овладения различными профессиями и смежными специальностями. С другой - распространенное представление о смене профессии как показателе собственной профессиональной некомпетентности приводит к тому, что многие люди, хотя и испытывают неудовлетворенность трудом и осознают невозможность реализации в нем своего внутреннего потенциала, продолжают работать в данной трудовой сфере. При этом нереализованной остается целая система потребностей, дальнейшая профессиональная деятельность становится неэффективной, снижается самооценка, изменяется эмоциональная окрашенность воспринимаемых событий с положительной на отрицательную, возникает неудовлетворенность не только профессией, но и жизнью в целом.