Смена профессии(преднамеренная и вынужденная) как феномен профессионального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Общество как система исторически сложившихся форм совместной деятельности имеет сложную организацию, включающую образцы деятельности индивидов, групп, институтов, создающие для людей возможности удовлетворения их потребностей. Одним из таких образцов, обеспечивающих удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, является профессиональная деятельность. Изменение потребностей людей с необходимостью требует изменения старых образцов деятельности и формирования новых и характеризует процесс развития общества. С развитием общества органично связан научно-технический прогресс, проявляющийся в поступательном развитии науки и техники и приводящий к изменению и совершенствованию условий жизни людей.

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИ1.docx

— 29.35 Кб (Скачать файл)

Именно поэтому наряду с традиционными задачами повышения  эффективности и оптимизации  труда практика ставит перед психологией  задачу анализа причин, условий и  закономерностей сознательной смены  профессии, определения ее места  в жизни человека и осмысления в контексте построения личностной профессиональной перспективы.

Представленная работа была посвящена анализу сознательной смены профессии в контексте  профессионального развития. Рассмотрение существующих в отечественной психологии концепций профессионального развития и выявление характерных особенностей его изучения позволили сделать вывод, что традиционное понимание становления человека-профессионала в рамках одной профессии, показателем которого являются усвоение опыта и развитие ПВК, практически исключает из области изучения феномен сознательной смены профессии и во многом ограничивает возможности его содержательной интерпретации. Только определение профессионального развития в широком контексте как любого закономерного изменения, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта, содержания и структуры деятельности, дает возможность изучать сознательную смену профессии как возможный вариант трудового пути, использовать знание психологических закономерностей развития профессионала для определения места и роли сознательной смены профессии как феномена профессионального развития в жизни человека.

Феномен сознательной смены  профессии характеризовался двумя  группами факторов: внешними (социально-экономическими) и внутренними (психологическими). Смена  профессии, обусловленная психологическими причинами, определялась как форма  преодоления кризисной ситуации трудовой жизни. Причиной возникновения  кризиса выступает отсутствие формирования (увеличения выраженности) признаков  профессионального развития. В качестве признаков развития рассматриваются  изменения компонентов психологической  структуры деятельности: когнитивного, исполнительного, мотивационно-ценностного  и индивидуально-личностного.

Данные положения позволили  наметить направление эмпирического  исследования. Выявлялись признаки профессионального  развития медиков. В эмпирическом исследовании в качестве основных признаков развития были определены: увеличение выраженности социономической направленности, освоение форм успешного профессионального поведения, характеризующихся формированием специфической личностной регуляции и стереотипа эмоционально-поведенческого реагирования, формирование целостного представления о требованиях трудовой деятельности.

Невозможность формирования (увеличения выраженности) основных признаков  развития и переобоснования выбора профессии в кризисной ситуации на любом этапе профессионального становления приводят к смене трудовой деятельности. Выбор и овладение новой профессиональной сферой, характеризующиеся перестройкой психологической структуры деятельности определяют сознательную смену профессии как феномен становления профессионала и альтернативный вариант построения трудового пути. На основе данных положений была построена, эмпирически и логически обоснована модель сознательной смены профессии.

Таким образом, проведенное  исследование показало конструктивность принятой концепции профессионального  развития для анализа феномена сознательной смены профессии. Более широкое  понимание процесса становления  человека-профессионала позволило включить сознательную смену профессии в контекст его изучения. Выявленные признаки профессионального развития могут быть использованы в качестве оснований для прогноза возможного ухода из трудовой деятельности как диагностики отсутствия увеличения степени их выраженности. Данные о специфике строения психологической структуры деятельности профессионалов позволят разработать программы коррекции и формирования признаков развития. Теоретическая разработка и эмпирическая проверка представлений о времени продуктивной компенсации и пороге компенсации индивидуально-личностных особенностей дадут возможность использовать данные понятия для решения разнообразных практических задач, в том числе и по изучаемой проблематике (например, диагностика временных возможностей существования человека в профессии). Рассмотрение сознательной смены профессии в качестве альтернативного варианта профессионального развития может служить основанием для разработки программ помощи в выборе новой трудовой сферы как раскрытии возможностей преобразования психологической структуры деятельности и построения новой профессиональной перспективы.

 
 


Информация о работе Смена профессии(преднамеренная и вынужденная) как феномен профессионального развития