Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 20:41, реферат
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Целью данного реферата является рассмотрение понятий сновидений, галлюцинаций и грез.
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Уровни воображения………………………………………………………….…..5
2. Сновидения как вид воображения…………………………………………….…7
3. Галлюцинации, пути и приёмы преобразования……………………………....14
4. Грёзы и мечты…………………………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы………………………………………….…..20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Уровни воображения………………………………
2. Сновидения как вид
3. Галлюцинации, пути и приёмы
преобразования……………………………....
4. Грёзы и мечты……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………….…..
Введение
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы
психического процесса заключается
в том, что воображение, вероятно,
характерно только для человека и
странным образом связано с
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит
человека за пределы его сиюминутного
существования, напоминает ему о
прошлом, открывает будущее. Вместе
с уменьшением способности
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Одними из видов воображения являются сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют
фантастические видения, не имеющие, по-видимому,
почти никакой связи с
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грезы отличается
тем, что она несколько более
реалистична и в большей
Целью данного реферата является рассмотрение понятий сновидений, галлюцинаций и грез.
1. Уровни воображения
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.
Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких.
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует, столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
2. Сновидения как вид воображения
Сновидения можно отнести
к разряду пассивных и
Сновидения издавна поражают и волнуют людей. В древности сновидения рассматривались как «врата в иной мир»; считалось, что через сновидения может происходить контакт с другими мирами. Когда мы говорим о сновидениях, то прежде всего имеем в виду присутствие в них необычных и фантастических картин. Несмотря на разнообразие и фантастичность мира сновидений, этот мир не содержит абсолютно ничего нового: сновидения – следствие жизненного опыта человека, отражение событий, происшедших с ним ранее.
Было обнаружено, к удивлению тех, кто считал, что не видит снов или видит их очень редко, что каждый человек видит сны несколько раз за ночь. Экспериментальным путём был решён вопрос о длительности сновидений. Оказалось, что субъективная длительность сновидений соответствует объективной длительности периода быстрого сна. Испытуемый, разбуженный в начале периода быстрого сна, отчитывается о коротком сновидении, а разбуженный в конце – о длинном. После очень длинных эпизодов быстрого сна (30 – 50 мин.) испытуемые отчитывались о необычно длительных сновидениях. Интересно, что отчёты о содержании этих сновидений были не длиннее, чем в тех случаях, когда испытуемых пробуждали уже через 15 мин после начала быстрого сна. По – видимому, сновидения начинают забываться, несмотря на продолжение длительного эпизода быстрого сна. Многочисленные эксперименты свидетельствуют о том, что содержание сновидений коррелируют с особенностями фазических компонентов быстрого сна. Показано, что степень эмоциональной окраски сновидений связана с частотой сердечных сокращений и дыхания, степенью вазоконстрикции и выраженностью электрической активности кожи в последние минуты быстрого сна перед пробуждением.
Деятельность нашего организма во сне мы делим на собственно сон и сновидение, на галлюцинации или видения, на грезы и привидения. Сновидение есть такое духовное явление, которое в аллегорической форме намекает нам на будущее.
Научное определение сна гласит: "Периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных; характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов". Различают нормальный, физиологический сон и несколько видов патологического сна (наркотический, летаргический и другие). А вот сновидение: "Это своеобразное состояние человека во сне, когда перед спящим возникают более или менее яркие и сложные события, картины, живые образы. Сновидения возникают в результате деятельности нервных клеток, остающихся во время поверхностного сна активными".
Сны разделяются на естественные и искусственные. Естественные те, которые видит здоровый человек время от времени. Сюда относятся сны здоровые.
Здоровый (сон восстанавливает истину по некоторым знакам).
Видение (представляет пробудившемуся человеку то, что он видел во сне).
Предсказательный сон (заключает предостережение).
Греза (воплощает во сне то, что произвело на человека сильное впечатление наяву).
Призрак или фантом, ночное видение (во сне является неоднократно, особенно детям и людям в пожилом возрасте).
Из пяти родов естественного сна первые три заслуживают особого внимания, но два последних не стоят истолкования, потому что они часто дают дают повод к ошибочным или опасным заблуждениям.
Сюда, между прочим, принадлежит еще род сна весьма удивительный потому, что он никем не объяснен до сих пор. Он называется лунатизмом. По своему явлению он может служить доказательством того, что человек во время сна может действовать точно так же, как и во время бодрствования - двигаться, говорить и делать, видеть, не открывая глаз, не прерывая сна, только не может общаться с людьми и входить с ними в разговоры. Кроме лунатизма, к болезненным снам нужно причислить обмороки и припадки падучей болезни, оцепенения и другие.
К искусственным снам
принадлежат сны под наркозом,
после приема наркотиков, отравления
различными токсическими веществами,
под действием животного
Особенного внимания заслуживает сон-видение, сон Предсказательный, а также сон, возбужденный животным магнетизмом.
Естественные сновидения характерны как для здоровых, так и для больных людей. Мы видим их с ночи до рассвета уже в то время, когда желудок перестает влиять на мозг. Нужно, чтобы при пробуждении память была в состоянии удержать сон во всей его свежести и последовательности, а также сколько можно подробно.
Обыкновенно советуют проснувшемуся припомнить подробности сна, не шевеля головой и не открывая глаз. Прикосновение рукой к голове заставляет забывать сон, который теряется в памяти подобно парам в воздухе.
О снах и различных
способах толкования их было издано Парижской
академией около двухсот
Видение - не что иное, как повторение сна, когда мы наяву видим то, что нам приснилось. Таково видение Веспасиана, видевшего хирурга, который вырвал зуб у Нерона.
Грезы являются в то время, когда чувства так пылки, что, возбуждая мозг, они доводят его до крайней степени возбуждения. И тогда все, о чем человек думал днем, снится ему ночью. Так часто возлюбленному, мечтавшему о своей милой, и ночью снятся ее розовые уста, ее золотистые волосы, улыбка ее, полная прелести, и смех, звучащий ярче соловьиной трели.
Так часто бедняку, думавшему днем о том, как бы поесть, снятся ярко освещенные залы, роскошные кушанья. Человеку, томящемуся жаждой, снится прохладный и светлый ручей, и он с наслаждением припадает к его чистым струям. Скряга-ростовщик видит во сне золото и восхищается им.