Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 20:41, реферат
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Целью данного реферата является рассмотрение понятий сновидений, галлюцинаций и грез.
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Уровни воображения………………………………………………………….…..5
2. Сновидения как вид воображения…………………………………………….…7
3. Галлюцинации, пути и приёмы преобразования……………………………....14
4. Грёзы и мечты…………………………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы………………………………………….…..20
Привидения, которых греки называли фантомами, являются чаще всего умам слабым и робким, старцам и детям, наполняя их сердца ужасом. Бывали случаи, когда призраки людей близких и дорогих представлялись и людям мужественным, но призраки эти почти всегда были следствием расстроенного воображения.
Из этих четырех видов сновидений только первые три имеют за собой вероятность истины, остальные же два совершенно обманчивы. По поводу сновидений надо заметить, что те, воспоминание о которых неполно и туманно, ничего не значат; те же, которые ясно удержались в памяти, верны и имеют значение, но они должны быть видимыми на рассвете, или, по крайней мере, после полуночи, так как до этого времени в большинстве случаев деятельность нашего организма обращена преимущественно в физическую его сторону, а не моральную. В это время ум наш, взволнованный животными инстинктами, может соприкасаться с тем таинственным миром, который составляет исходную точку наших видений. Между тем Артемидор говорит, что воздержанный и спокойный человек может во всякое время ночи и даже днем видеть сны, значение которых будет верно.
Некоторые исследователи снов разделяют их на три разряда: на видения из неодушевленной природы, из царства животного мира, из мира духовного... Мало людей, способных видеть сны, значение которых было бы верно, и еще меньше таких людей, которые умели бы объяснить их, ибо есть много вещей, имеющих сокровенный смысл...
Есть различные виды снов, например сны умозрительные, на которых следует остановить особенное внимание, ибо они всегда сбываются в том самом виде, в каком были видимы. Таков сон и пленника в маленькой Познанской темнице, которому снилось, что ему набрасывают на шею петлю, для того, чтобы повесить, и какой-то незнакомец со шпагой в руке освободил его от этой петли. Этот сон сбылся на другой же день: после произнесения судейского смертного приговора он был отдан в руки палачей и вслед за тем спасен от виселицы незнакомыми людьми, которых для этого наняли друзья узника.
Второй вид снов - иносказательный, или аллегорический. Его называют так потому, что он сбывается не в том виде, в каком приснился. Например, видеть змею, старающуюся ужалить - значит перенести неприятность или несчастье от завистников.
Сны умозрительные сбываются быстро, но аллегорические иногда через долгое время. Между сновидением и событием проходит два дня. Вообще следует заметить, что значение снов может быть объяснено только такими людьми, которые изучили этот раздел знаний. Иногда случаются сны чудовищные, их не следует ставить в ряд умозрительных, потому что никогда не растут у человека, например, крылья и рога, или никогда он не носится по воздуху, как птица. Эти сны должны быть отделены от разряда аллегорических и обозначающих различные вещи.
Современные учёные решили, что возможно ещё и такое деление: 1) отражение пережитых событий;2) предвестник будущих тенденций развития личности;3) бессознательный творческий процесс, в ходе которого можно найти недостающее звено. Американские исследователи Рональд Бутчел и Жозефина Рейдель пишут о том, что сны - это возможность оценить свой внутренний мир, средство самопознания. Учреждения по изучению сновидений в Вирджинии, Канзасе и Миссури существуют уже много лет и накопили колоссальный опыт. Сны там систематизируют ещё и таким образом: 1) физические (это физическая потребность организма и реакция его на внешние воздействия);2) мыслительные (сновидения связаны с самопознанием, часто направлены на решение проблем; кошмары, которые отражают борьбу и эмоциональный колорит; стрессовые сновидения, или сновидения с элементами телепатии и ясновидения, пророческие);3) духовные (сновидения из прошлой жизни).
Сны всегда соответствуют лицам, их видевшим. То есть, сны великих людей могут иметь великое значение. Так, например, если сон предсказывает хорошее, этих людей ожидают великие радости и великие несчастья. Сны бедняков всегда будут предсказывать маленькое несчастье и маленькую радость. Правила снов - не общие для всех, их следует объяснять различно, смотря по времени и личностям.
Если в сновидении мы говорим другим то, что совершенно не касается наших занятий, это может случиться с нами, но если во сне мы даем советы, касающиеся только наших занятий, то это случится с другими.
Человеку, которому снится, что он практикует изучаемый им предмет, следует знать, что его искусство или его занятие будет благоприятно действовать на него.
Один греческий медик видел во сне, что он запрещает другому жениться на одной римлянке, а сам наяву женился на этой женщине, принесшей ему большие несчастья.
Иногда случается, что сны предвещают нам правду, но совершенно противную нам, желаниям нашим и надеждам.
Люди смелые и решительные, ученые и те, ум которых не взволнован ни надеждой, ни боязнью, способны видеть сны и грезы, как робкие люди. Второй вид снов встречается так же часто.
В общем, сны бывают разными. Есть такие, над которыми и раздумывать нечего. Другие же, редкие, правда, на всю жизнь в память врезаются. Как толковали отцы церкви Священное Писание, как даосские монахи толковали пять тысяч иероглифов Лао Цзы: вдохновением, откровением, неожиданным осенением. Пусть и маленькое, негромкое, в случае наших снов, будет это движение души, а всегда творческое. Всякий человек, когда он толкует свой сон, совершает ту же работу, что и поэт или писатель, которые мучаются над своими произведениями, еще нерожденными.
3. Галлюцинации, пути и приёмы преобразования
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
Преобразование
Первый такой способ — агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.
Другим приемом является
акцентуирование некоторых
Третий известный способ создания образов воображения — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.
И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее. Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.
4. Грёзы и мечты
Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.
Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.
Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности. В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь, как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.
Заключение
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Выделяют следующие формы проявления воображения:
- мечты;
- грезы;
- галлюцинации;
- сновидения.
Одной из форм проявления
активного воображения и