Сны и сновидения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СНЫ И СНОВИДЕНИЯ
2. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ И ИХ ВИДЫ
3. ГРЕЗЫ КАК ВИД ПАССИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

психология семестр1.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. СНЫ И СНОВИДЕНИЯ

2. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ  И ИХ ВИДЫ

3. ГРЕЗЫ КАК  ВИД ПАССИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Введение

Образы, которые  использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно  воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Каждый наш  шаг, что бы мы ни делали, мы осмысливаем наперед. Это происходит молниеносно и, зачастую, на подсознательном уровне. Мы строим планы дня, загадываем наперёд и если не точно, то очень близко двигаемся по этой структуре. Это и есть плоды воображения. Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни и в нашей работе речь пойдет об различных видах изображения, а точнее, сновидениях, галлюцинациях и грёзах. Всем знакомы эти формы воображения, а с некоторыми, мы вообще сталкиваемся ежедневно с малых лет. У кого из нас не запечатлен в голове какой-нибудь сладкий сон или видение, а мечта, порой, и подавно начальная и главная ступень в развитии человека.

Так что давайте  копнём глубже и попробуем зайти  с научной точки зрения, дабы охарактеризовать и найти объяснение этим процессам.

 

 

1. СНЫ И СНОВИДЕНИЯ

 

Сновидения  можно отнести к разряду пассивных  и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят  выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Сновидения  издавна поражают и волнуют людей. В древности сновидения рассматривались  как "врата в иной мир"; считалось, что через сновидения может происходить контакт с другими мирами. Когда мы говорим о сновидениях, то, прежде всего имеем в виду присутствие в них необычных и фантастических картин. Несмотря на разнообразие и фантастичность мира сновидений, этот мир не содержит абсолютно ничего нового: сновидения – следствие жизненного опыта человека, отражение событий, происшедших с ним ранее.

Сновидения  необходимы организму. В лабораторном эксперименте испытуемых будили в начале каждого периода быстрого сна, давая  им потом снова заснуть, так что  в течение ночи они спали достаточное время, однако были лишены сновидений. К пятой ночи их приходилось будить 20 или 30 раз за ночь. Они становились раздражительными, тревожными, напряженными, не могли сосредоточиться. У испытуемых контрольной группы, которых будили так же часто, но не во время ПБС, подобные симптомы не развивались. Как только испытуемым давали нормально спать, эти симптомы пропадали, причем в первые несколько ночей после эксперимента у них было в четыре раза больше ПБС за ночь.

Таким образом, экспериментальные данные показывают, что сновидения являются необходимой для организма функцией, и, значит, сны снятся всем.

Образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX -начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое.

Сеченов говорил, что сновидения - это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать те участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений являются:

- чувственная  достоверность. Когда я вижу  сон, я ни на минуту не  сомневаюсь, что все это происходит  со мной наяву. Лишь проснувшись,  «стряхнув» с себя сон, я  смогу критически отнестись к  приснившимся фантазиям;

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в  них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня  известны некоторые механизмы сновидений.

Например, поводом  для сновидений могут послужить  раздражения, которые получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло - замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или, что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день - сон снится на ту же тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из специальной литературы.

Сон - продукт  здоровой психики. Сны видят все  люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

сон сновидение галлюцинация воображение

2. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ  И ИХ ВИДЫ

 

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

А.С. Пушкин очень  тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего  эмоционального потрясения из-за самоубийства дочери («Русалка»):

Я продал мельницу бесам запечным, А денежки отдал  на сохраненье Русалке, вещей дочери моей. Они в песке Днепра-реки зарыты, Их рыбка-одноглазка стережет.

Галлюцинации  появляются при различных психических  заболеваниях, под влиянием сильных  переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

Выделяют следующие  их виды:

1. Гипнагогические  галлюцинации: ложные сенсорные  восприятия, связанные со спросоночным состоянием (переходом от бодрствования ко сну).

2. Гипнопомпические  галлюцинации: ложные восприятия, проявляющиеся в переходный период от сна к бодрствованию.

3. Слуховые галлюцинации: ложное восприятие звуков, обычных  голосов и шумов, музыки и  тому подобное.

4. Зрительные галлюцинации: ложное восприятие в виде как  вполне определенных образов,  например людей, так и бесформенных объектов, например вспышек света.

5. Обонятельные галлюцинации: ложное ощущение запаха.

6. Вкусовые галлюцинации: ложное вкусовое ощущение, обусловленное  поражением крючка парагиппокампальной  извилины.

7. Тактильные (гаптические) галлюцинации; ложное ощущение прикосновения или поверхности ампутированной конечности (фантомный синдром), ощущение ползания мурашек на коже или под ней (формикация).

8. Соматические галлюцинации: ложное ощущение каких-то событий,  происходящих внутри своего тела или с ним, чаще всего связанное с внутренними органами (нарушение известно также как сенестезические галлюцинации).

9. Лилипутовые галлюцинации: ложное восприятие, при котором  все объекты кажутся меньше, чем  в действительности.

10. Галлюцинации, связанные с настроением: галлюцинации, содержание которых отражает либо депрессивное, либо маниакальное настроение (например, депрессивный больной слышит голоса, бранящие его; маниакальный больной слышит восхваляющие его голоса о том, что он достойный, знающий, сильный человек и т.д.).

11. Галлюцинации, не соответствующие настроению: галлюцинации, содержание которых  не соответствует депрессивному состоянию или не соответствует маниакальному состоянию (например, у больного с депрессивным настроением галлюцинации не определяются чувством вины, наказания или собственной неполноценности, а у больного с маниакальным настроением не связаны с его важностью, значимостью или силой).

12. Галлюциноз: галлюцинации, наиболее часто слуховые, которые связаны с хроническим  злоупотреблением алкоголя и  появляются без каких-либо признаков  нарушения со стороны сенсорной  системы (в противоположность  белой горячке).

13. Синестезия: ощущения или галлюцинации, обусловленные  другими ощущениями (например, слуховое  ощущение cопровождается или возникает  в результате воздействия на  зрительный анализатор; звук воспринимается  как зрительный образ, а зрительный  образ воспринимается как звук).

14. Феномен слежения (trailing phenomenon); нарушение восприятия, связанное с галлюциногенными  веществами, при котором движущиеся  объекты видятся как ряд дискретных  образов.

Преобразование  действительности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.

Первый такой  способ — агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.

Другим приемом  является акцентуирование некоторых  сторон отображаемого явления. Акцентуирование  – это подчеркивание черт. Оно  часто достигается при помощи изменения пропорций в различные  стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа.

Третий известный  способ создания образов воображения  — схематизация. В этом случае отдельные  представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются  основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.

И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее. Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.

 

 

3. ГРЕЗЫ  КАК ВИД ПАССИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ

 

Грезы, в отличие  от галлюцинаций, – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Это пассивное, но преднамеренное воображение.

Вспомним Манилова - героя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занесли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...».

Как правило, если человек пассивен, если у него нет  желаний, а настоящая жизнь его  трудна и безрадостна, он часто создает  иллюзорную, выдуманную жизнь, в которой  «сполна удовлетворяются» его потребности, где нет изнурительного труда, лишений, отчаяния, горя. Но как бы ни были ярки эти грезы, они не могут заслонить реальной жизни.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.

Информация о работе Сны и сновидения