Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:35, курсовая работа
Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Наличие паттерна – важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………..2
1 ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ…………………………………………..…………4
1.1 Определение домашнего насилия и его виды……………….…………..4
1.2 Цикл насилия…………………………………………………………….11
2 ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ…………………………….….14
2.1 Виды насилия над детьми……………………………………………….14
2.2 Последствия жестокого обращения…………………………………….17
3 СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ…………………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..26
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………..………………….28
г) выгонял жену из дома – 10%;
д) угрожал, что выгонит из дома, оставит «без копейки», не будет платить алименты – 10%.
Экономическое насилие со стороны мужа особенно сильно в ситуации, когда у безработицы в России – женское лицо. Экономическая зависимость делает женщину особенно уязвимой и повышает вероятность домашнего насилия.
С другой стороны, даже работающие
и зарабатывающие больше мужа женщины
становятся жертвами насилия. Очень
часто в практике работы кризисных
центров встречаются случаи, когда
муж распоряжается всеми
5) Использование детей для установления контроля над взрослой жертвой: физическое или сексуальное насилие над детьми; использование детей как заложников; принуждение детей к совершению физического и психологического насилия над взрослой жертвой; борьба за родительские права с использованием манипуляции над детьми и угроз; использование посещения детей для контроля над взрослой жертвой; упреки, выражающиеся в таких словах как «ты плохая мать, так как хочешь работать», и т.п.
Дети, которые являются свидетелями домашнего насилия, подвержены повышенному риску приобретения таких эмоциональных и поведенческих проблем как тревожность, депрессия, плохая успеваемость в школе, низкая самооценка, ночные кошмары, физическое недомогание. Такие дети также имеют склонность к агрессивному поведению в детстве и подростковом возрасте.
Дети, которые являются свидетелями насилия в родительских отношениях, часто приобретают те же самые психологические проблемы, что и дети, которые подвергаются насилию.
1.2 Цикл насилия
Практически все исследователи,
работающие с проблемой домашнего
насилия, отмечают, что существует цикл
насилия. Впервые данная теория появилась
в известнейшей книге «Избиваемая
женщина» американской исследовательницы
и видного специалиста по проблеме
семейного насилия Линор Уокер,
которая в ходе практической работы
с пострадавшими выявила
Данная теория заключается в том, что в целом ситуация домашнего насилия развивается циклично, складываясь из трех следующих друг за другом фаз. Рецидивы здесь просто неизбежны. Повторение вновь и вновь актов насилия по отношению к близким словно запрограммировано заранее и вытекает из логики динамичного развития насильственной ситуации. Контексты, на фоне которых разворачивается домашний террор, могут широко варьироваться, но динамика всегда одна и та же.
Фаза первая: напряжение. Первая фаза характеризуется отдельными вспышками оскорблений, которые могут быть вербальными и / или эмоциональными. При этом они несколько отличаются по интенсивности от привычных и ожидаемых от партнера.
Женщины обычно могут реагировать спокойно, стараясь разрядить обстановку, или могут пытаться защитить свое положение в семье или в этих отношениях с помощью ответной реакции. В то же самое время оба партнера могут попытаться оправдать поведение обидчика, ища объяснение его срывам в стрессах из-за работы, денег и т.д.
Продолжительность по времени
этой фазы роста напряжения широко
варьируется для различных
Фаза вторая: инцидент острого насилия. Эта фаза отличается наиболее интенсивной разрядкой, основными разрушениями и крайними эмоциональными выплесками в их самой негативной форме, а также осознанием того, что эти ситуации не могут быть спрогнозированы или контролируемы. Припадки гнева настолько сильны и деструктивны, что обидчик уже не может отрицать их существование, а женщина не может не признавать, что они оказывают на нее сильное влияние.
Это самая короткая фаза,
которая может продолжаться от двух
до двадцати четырех часов. После
этого обычно наступает некоторое
отрезвление со стороны обидчика
и отрицание им серьезности инцидента
или же минимизация всего
Фаза третья: «медовый месяц». Во время этой фазы мужчина может преобразиться и стать очень любящим, демонстрировать необыкновенную доброту и раскаяние в содеянном. Он может выглядеть великолепным отцом и мужем, предлагать любую помощь и обещать никогда больше не совершать насилия, или, наоборот, обвинить женщину в том, что это она спровоцировала насилие, «довела его до срыва». Но это больше никогда не повторится, он обещает ей это! В этот период женщина может ощущать себя очень счастливой: она любит этого человека, верит в то, что он может измениться. Но механизмы насилия продолжают работать. Мужчина все-таки одержал «победу» над женщиной, и теперь он хочет закрепить свой «успех», захлопнуть ловушку и удержать женщину в этих отношениях. Вполне вероятно, что в это же самое время мужчина может продолжать применять другие формы насилия, такие как экономический контроль, эмоциональные оскорбления для того, чтобы поддерживать свое чувство контроля даже во время этой фазы.
Необходимо помнить о
том, что, однажды случившись, насилие,
скорее всего, будет продолжаться с
постепенным усилением –
2 ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
2.1 Виды насилия над детьми
Свои первые уроки социализации
дети получают в семье. Взаимоотношения
между взрослыми членами
Можно выделить три основных
типа вовлеченности детей и
Данные западных исследований
предоставляют довольно запутанную
картину взаимосвязи между
Согласно исследованиям, проведенным австралийскими учеными, примерно каждый третий ребенок избивается отцом, когда он пытается остановить избиения матери. При этом девочки гораздо чаще, чем мальчики становятся жертвами агрессивного поведения отца. Также для девочек из семей, во главе которых находится отец-обидчик, риск подвергнуться сексуальному насилию с его стороны почти в семь раз выше, чем для их ровесниц из семей, где нет насилия.
Известно, что насилие
оказывает негативное множественное
воздействие на ребенка, становясь
причиной травматического опыта, переживаемого
им. Это выражается как в физических
повреждениях, так и во вреде, который
наносится его психическому здоровью.
Результатом насилия могут
Второй тип вовлеченности,
который во многом смыкается с
первым – это непосредственная вовлеченность
в качестве объекта манипуляций.
Этот тип представляет собой одну
из тактик установления власти и контроля,
часто используемую обидчиком. Данный
тип вовлеченности обычно проявляется
в такой форме как
Третий тип вовлеченности подростков в ситуацию домашнего насилия обозначают как опосредованную вовлеченность: ребенок не является жертвой агрессивных действий, а «всего лишь» наблюдает за развитием ситуации, в которой присутствует насилие. Проблема здесь заключается в том, что домашнее насилие наносит ущерб ребенку не только тогда, когда он является непосредственным объектом насилия со стороны отца, но даже когда он просто наблюдает за его жестокостью по отношению к матери. Как свидетельствуют западные специалисты, психологическая травма, которую получают подобные дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Испытываемые ими поведенческие, соматические и эмоциональные проблемы практически такие же. Детям – «просто» свидетелям домашнего насилия наносится огромная психологическая травма, которая приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.
Если физическое насилие
может и не касаться ребенка, то психологические
травмы присутствуют у всех детей, выросших
в атмосфере агрессии. Насилие
в семье является серьезным барьером
на пути нормального психического развития
подростка. Проведенные на Западе исследования
подтверждают, что последствия насилия
в семье незамедлительно
Проблема психического здоровья подростков и молодежи особенно актуальна для современной России. Так, например, по словам главного детского и подросткового психиатра Минздрава РФ В. Волошина, около 2 млн. детей и подростков в России страдают психическими расстройствами. Основными психическими расстройствами у подростков являются поведенческие расстройства, посттравматические стрессовые состояния и депрессии. По словам представителя Минздрава, именно выраженное депрессивное состояние чаще всего становится причиной суицида у детей и подростков, и подвержены ему в основном дети от 11 до 18 лет, хотя бывают случаи, когда депрессия возникает и у детей в 3–4 года. Известно, что психические расстройства не возникают у подростков на пустом месте. Также известно, что характер отношений в семье играет огромную роль в психологическом состоянии детей и подростков. При отсутствии отечественных исследований о причинах подобных психических проблем у подростков и при том масштабе насилия в семье, который существует в нашем обществе, можно предположить, что именно семейное неблагополучие зачастую оказывается основной причиной. Это предположение не будет преувеличением, ведь сама жизнь в ситуации домашнего насилия наносит серьезный ущерб их психическому здоровью.
2.2 Последствия жестокого обращения
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются:
1) Нарушения физического и психического развития:
а) отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;
б) позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
в) значительно хуже успевают в школе, чем их ровесники;
г) часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;
Информация о работе Социальная проблема насилия и способы её решения