Социальная проблема насилия и способы её решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Наличие паттерна – важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………..2
1 ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ…………………………………………..…………4
1.1 Определение домашнего насилия и его виды……………….…………..4
1.2 Цикл насилия…………………………………………………………….11
2 ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ…………………………….….14
2.1 Виды насилия над детьми……………………………………………….14
2.2 Последствия жестокого обращения…………………………………….17
3 СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ…………………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..26
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………..………………….28

Файлы: 1 файл

КИБЕРНАСИЛИЕ.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

д)      у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности – педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

2) Различные заболевания как следствие жестокого обращения:

а)      при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей;

б)      при сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

3) Психосоматические заболевания:

а)      ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита;

б)      при эмоционально-психологическом насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии – необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота.

в)      часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

4) Психологические особенности детей, пострадавших от насилия:

а)      часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины, или они бывают чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.

б)      любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

в)      несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии)

г)       низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности, «я хуже всех».

д)      высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

5) Социальные последствия жестокого обращения с детьми:

а)      трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.

б)      пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия

в)      проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой  вид насилия формирует у детей  и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые  делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Общественные потери насилия над детьми следующие:

-      потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств;

-      потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения;

-      потери в их лице родителей, способных воспитать детей, здоровых в физическом и нравственном отношении;

-      воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся обидчиками. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ

 

Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин. Весьма актуальной данная проблема является и для России, находящейся в затянувшемся и болезненном периоде от одного политического и социально-экономического уклада к другому. Как показывает история цивилизации, глобальные изменения в обществе всегда сопровождаются ожесточением. Потеря прежних социальных ориентиров и конфликт жизненных ценностей, неуверенность в будущем, нестабильность социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни, а также необходимость принимать нестандартные решения (что само по себе является дискомфортным, а нередко и стрессовым фактором) способствуют нарастанию и более интенсивному проявлению агрессивности и жестокости.

В этой связи с психологической точки зрения современное насилие рассматривается как своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода давящих на нее стрессовых факторов и условий социальной жизни, к которым ей трудно адаптироваться.

Насильственные действия членов семьи по отношению друг к другу имели место во всех обществах и во все времена, но не всегда они рассматривались в качестве социальной проблемы.

Существует так называемое структурное насилие, легитимно оно представлено в культуре, социальных символах и ритуалах. Например, «педагогическое» насилие над детьми, «домостроевское» обращение с женщинами или же «спартанское» отношение к старикам и инвалидам в те или иные времена было зарегистрировано законом или поддерживалось общественной моралью. Иначе говоря, те или иные формы насилия могут восприниматься населением как «справедливое дело».

Таким образом, оправдание или осуждение насилия зависит от социальной ориентации общества и соответственно может усиливаться или ослабевать. Однако в последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и индивидуальных проблем. В частности, сформировалось понимание, что недостаточно только наказывать виновных, так же необходимо реабилитировать жертву насилия и работать с человеком, совершившим насилие, в избежания повторения ситуации.

В теории и практике социальной работы в настоящее время также  существует несколько различных  подходов к объяснению причин возникновения  насилия в семье. В соответствии с одними внимание акцентируется  на влиянии психологических (внутреннее напряжение, стресс, хронические психические  проблемы насильника) либо психосоциальных  факторов (внутрисемейные взаимоотношения  и семейная история). Согласно другим подходам отмечается воздействие таких  ситуативных факторов, как наркотическое  или алкогольное опьянение, материальные трудности, зависимость жертвы, провокационное поведение со стороны жертвы, дестабилизирующее  влияние внешней среды (возраст, безработица, профессиональные и другие проблемы насильника, его социальная изоляция) и др.

В результате применения тех  или иных подходов отечественные  и зарубежные исследователи эмпирически получили некоторые характеристики семейного насилия. Качественный и количественный анализ данных по зарегистрированным случаям семейного насилия показывает следующее:

- насильственные действия  чаще совершаются по отношению к женщинам и детям;

- психологическое и физическое  насилие является наиболее распространенными;

- насильниками чаще всего  выступают родственники, а не чужие люди;

- насилие повторяющееся  явление;

- потерпевшие и родственники не идут в милицию, ищут поддержку у друзей или в специальных учреждениях;

- частота насилия не связана с этнической принадлежностью;

- уровень образования  не коррелирует с частотой насилия;

- удельный вес душевнобольных 10–15 %, психологические расстройства (депрессии и т. д. составляют 60 %);

- насилие чаще сохраняется  в семьях, где брак сохраняется ради детей;

- семейное насилие носит  циклический характер.

Нельзя не признать, что сегодня полной и отражающей реальность статистики о масштабах и частоте случаев насилия в семье не существует ни в стране, ни в г. Балаково по вполне понятным причинам: закрытость семьи как системы (нежелание выносить сор из избы); взаимозависимость жертв и мучителей; отсутствие доступа в семью для социальных работников; недостаточность информации из медицинских учреждений и правоохранительных органов, что не позволяет делать выводы о размерах данного явления.

Регистрация случаев насилия  затруднена еще и тем, что бывает сложно отнести некоторые акты насилия к уголовно-наказуемым деяниям. Одновременно существуют факторы, препятствующие обращению реальных или потенциальных жертв в милицию. Это обоснованные опасения жертв, что преступник не будет арестован, недоверие к правовой Системе, боязнь оскорбительного характера процесса расследования, нежелание делать свою тайну достоянием общества и многое другое.

С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье — показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутренних отношений.

Социально-психологический  подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который человек получил в семье.

Социокультурный подход рассматривает  проблему более широко — в контексте социальной и экономической ситуации внутри общества в целом. Например, различия в общественном статусе мужчины (утверждение своего превосходства) и женщины (экономическая и психологическая зависимость) переносятся и на внутрисемейные отношения.

При муниципальных поликлиниках открыты кабинеты медико-социальной помощи для граждан города, куда во время кризисных ситуаций могут обратиться нуждающиеся. Социальная политика местного самоуправления в качестве основной цели определила максимально возможное смягчение негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения и пересмотр действующей системы организации социальных служб.

К наиболее распространенным институциональным формам работы со случаями семейного насилия относятся  кризисные центры, убежища (приюты), "телефоны доверия" ("горячая  линия"), пансионаты для престарелых, учреждения социального обслуживания семьи и детей, психолого-медико-социальные центры, а также временные (фостерные) или постоянные приемные семьи.

Центром социальной помощи семье  и детям разработана серия картосхем, отражающих территориально-пространственные аспекты практики социальной работы с различными типами семей. По своему функциональному назначению эти картосхемы выполняют справочно-информационные и оперативные функции. На картосхемах отображено пространственное расположение на территории города «семей риска», где есть нравственная, физическая, экономическая, психологическая угроза жизни детей и другим членам семьи. По этим картосхемам выявлены наиболее неблагополучные территории (районы) города. В этих районах с неблагополучным социальным климатом открыта сеть социально-консультативных пунктов, как одна из форм организации социальной работы с семьей по месту жительства.

Согласно концепции развития муниципальных органов социальной защиты населения социально-консультативные  пункты открыты при всех территориальных органов местного самоуправления. В дальнейшем на базе этих пунктов предполагается открытие социальных агентств, которые будут предоставлять весь спектр социальных услуг. Также в задачи социальных агентств будет входить создание банка данных социальной инфраструктуры района, его паспортизация, а также паспортизация семей, проживающих на его территории.

Новый подход в управленческом плане по моделированию системы социальных служб, работающих на профилактику социальных недугов в обществе, отражает концептуальный подход от личности к семье, от семьи к дому, микрорайону и предполагает развитие системы организации социальной работы снизу вверх, что делает ее более эффективной и управляемой .6

Таким образом, обобщение  и распространение социальной работы будет способствовать нормализации взаимоотношений внутри семьи. Естественно, для обеспечения успеха на поприще искоренения насилия, как никогда необходимо тесное и эффективное взаимодействие законодательных и исполнительных структур, всех заинтересованных инстанций к решению столь болезненной общественной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек может столкнуться  с насильственными действиями в  любое время и в любой ситуации: на работе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и  семья. Неотъемлемая часть безопасности – это безопасность в семье. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка, т.е. в ней  подчеркивается, что дом – символ безопасности. Однако многие члены  семьи оказались узниками в этой крепости.

Насилие в семье разрушает  нравственность, приводит к ослаблению семейного воспитания, препятствует обучению подрастающего поколения, порождает безнадзорность и т.д. Насилие в семье не только подрывает  основы жизнедеятельности самой  семьи, но разрушает фундамент безопасности общества.

Считается, что решение  проблемы требует изменений и  в законодательстве, и в структурах, реализующих законодательство, и  в общественном сознании. Социальная работа с жертвами семейного насилия  должна основываться на том постулате, что насилие в семье – это  социальное явление, характеризующееся  взаимосвязанностью и взаимопроникновением различных его форм (таких как  физическое, сексуальное, экономическое  насилие, жестокое обращение с детьми, психическое насилие, принуждение  к потреблению алкоголя, наркотических  средств в немедицинских целях, к занятию проституцией и другие преступные деяния).

Информация о работе Социальная проблема насилия и способы её решения