Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:39, контрольная работа
По мнению ученых, в условиях связей, взаимодействий, отношений людей в группах возникает феномен социального. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей отношений, которые продуцируются индивидами или общностями в процессе установления между ними связей и взаимодействий. Социальное возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности), независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность.
Введение…………………………………………………………………………..
3
1
Социальная психология как наука…………………………………………......
4
2
Основные задачи социальной психологии……………………………….........
6
3
Методы социально-психологического исследования…………………………
8
4
Основные направления исследований………………………………………….
13
Заключение……………………………………………………………………….
18
Список используемых источников……………………………………………..
19
В социальной психологии
чаще всего используют два
метода анализа документов: неформализованный
и формализованный.
Для преодоления этого нового вида «субъективности» применяется формализованный метод количественного анализа документов, или контент-анализ. Этот метод рассчитан на извлечение социально-психологической информации из больших массивов документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов. При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социально-психологических явлений.
Одним из распространенных методов сбора социально-психологической информации является опрос.
Опрос предусматривает,
во-первых, устное или письменное
обращение исследователя к
Все рассмотренные методы сбора информации представляют собой разновидности количественных методов. Эти методы основываются на больших выборках и массовых тенденциях. Качественные методы по преимуществу рассматривают единичные случаи и «штучные ситуации». Они предполагают анализ слов и образов. К качественным методам исследования относятся: глубинное индивидуальное интервью, тестирование, социально-психологические тренинги, психодрама и др.
Глубинные индивидуальные интервью, как и стандартизированные интервью, представляют собой беседу на определенную тему между интервьюером и респондентами, отобранными в соответствии с целями исследования.
В сравнении с другими методами качественного исследования индивидуальное интервью может обеспечить глубинной информацией благодаря тому, что временная продолжительность обсуждаемой темы сосредоточена на одном участнике.
В последние
годы наиболее широкое
Главный недостаток метода фокус-группы связан с феноменом группового давления, которое создает возможность конформного поведения ее членов. Одним из средств преодоления этого недостатка является формирование фокус-группы из незнакомых между собой людей.
К качественным методам исследования можно также отнести и некоторые разновидности социально-психологического тренинга, в которых широко применяются такие средства познания, как групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. В частности, в качестве качественного метода познания используется перцептивный тренинг. Перцептивный тренинг – это вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие способности полного и адекватного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.
Как и в других отраслях психологии, в социальной психологии для получения данных используются психодиагностические методы – тесты. Тест – это стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки изучаемых качеств у исследуемого человека или группы. Существует множество тестов. В социальной психологии применение тестов носит локальный характер, и они преимущественно используются при исследовании психологии личности.
Наиболее надежным методом сбора информации в социальной психологии считается эксперимент. Специфика эксперимента как метода социально-психологического познания заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Эксперимент отличается от наблюдения вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего целенаправленное манипулирование факторами и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта [6].
После завершения
сбора данных, наступает этап
обработки материала. На этом
этапе исследователь может
Предметом социальной психологии как науки является изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленное включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Говоря об основных направлениях исследования малых групп выделяют три основных направления:
─ социометрическое,
─ социологическое,
─ школа «групповой динамики».
Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (которая для Морено означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру, что означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой [7].
Социометрическая методика практически стала рассматриваться как основной (а зачастую и единственный) метод исследования малых групп. И хотя методика сама себе действительно дает определенные возможности для изучения психологических отношений в малых группах, она не может быть неправомерно широко истолкована, как обеспечивающая полный анализ малых групп.
Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. Суть их состояла в следующем. Компания Вестерн Электрик столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Длительные исследования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетворительному объяснению причин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контрольной группе – при неизменной освещенности – производительность труда также возросла. На третьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения освещенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе.
Эти неожиданные результаты заставили Мэйо модифицировать эксперимент и провести еще несколько добавочных исследований: теперь изменялась уже не только освещенность, но значительно более широкий круг условий труда (помещение шести работниц в отдельную комнату, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т.д.). При введении всех этих новшеств производительность труда повышалась, но, когда по условиям эксперимента, нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уровне более высоком, чем первоначальный.
Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабильности – потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производственного процесса. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в бригадах, но и о значении последней, в частности, о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании.
Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Направление исследований в этом центре опиралось на созданную Левиным «теорию поля». Центральная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, была развита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.
Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.
Все перечисленные подходы не дают целостной программы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества [7].
Говоря об основных прикладных исследованиях социальной психологии, необходимо отметить сферы их применения, такие как [1,7]:
- промышленное производство,
- управление,
- развитие организации,
- массовая коммуникация и реклама,
- школа,
- борьба с противоправным поведением,
- наука,
- служба семьи,
- политика.
В промышленном производстве главной проблемой для социальной психологии является формирование производственных коллективов. Наиболее общими для различных предприятий являются такие темы, как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков.
В сфере управления одним из главных вопросов является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах. Требуют решения проблемы такие, как соотношение стиля руководства и эффективности групповой деятельности, разрешение конфликтов, возникших на психологическом уровне, оптимизация процесса принятия группового решения и др. Задачей психолога в сфере управления является пропаганда социально-психологических знаний с целью формулирования своей проблематики.
В программу организационного развития входит и огромная работа с персоналом: развитие доверия, обеспечение большей информированности сотрудников о деятельности организации, умножение возможностей участия каждого в принятии решений; создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации (особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций); обеспечение условий, при которых организация становится самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершенствования структуры с учетом требований роста организации, повышения ее эффективности.
Система средств массовой информации опирается на исследования социальных психологов.
Весь комплекс проблем социальной психологии представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации. Как и во многих других странах основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое другое.
Область профилактики противоправного поведения, профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями – это проблемы, относящиеся к сфере социальной психологии.
В сфере науки
главной из проблем является выявление
специфики такого вида деятельности,
как «коллективная научная