Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.
Объектом социальной психологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.

Файлы: 1 файл

1 Социальная психология.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

1 Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.

Объектом социальной психологии являются сообщества людей. Присущие сообществам  и человеку в них, особые психологические  факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.

Социально-психологические  факторы – это наблюдаемые  или фиксируемые проявления социально-психологической  реальности. Они оказывают влияние  на все психологические проявления индивида: его восприятие, мышление, память, воображение, эмоции и волю.

Социально-психологические  закономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимости  социально-психических явлений.

2 Общая характеристика общения. Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу Действий.

В процессе общения формируются, проявляться и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.

Можно выделить главные трактовки  общения: общение — вид самостоятельной человеческой деятельности; общение — атрибут других видов человеческой деятельности: общение — взаимодействие субъектов.

Структурные компоненты общения. Основными структурными компонента и общения (но Г. М. Андреевой) являются: коммуникативная структура (состоит  в обмене информацией между общающимися  индивидами); интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами но общению и установления на этой основе взаимопонимания).

Опираясь на концепцию  А. Н. Леонтьева, выделяют следующие  компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других люден, к самопознанию; действия общения  — единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому  человеку (инициативные и ответные действия); задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые  в процессе общения; средства общения  — операции, с помощью которых  осуществляются действия общения: продукты общения — образования материального  и духовного характера, получаемые в итоге общения.

Интерактивная сторона общения  выражается во взаимодействии партнеров  при организации и осуществлении  совместной деятельности, при этом имеют значение мотивы и цели общения  каждой из сторон, их взаимодействие, виды взаимодействия — содружество, конкуренция, конфликт.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга. Основными механизмами взаимопонимания являются: 
1) идентификация — способ понимания другою человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе; 
2) апереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам; 
3) рефлексия — осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера но общению; 
4) обратная связь — получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал иа партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

3Политическая психология (англ. political psychology) — междисциплинарная область на стыке политологии, психологии и социологии. Предметом П. п. являются психологические компоненты политического поведения человека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. В последнее время многие авторы склонны считать предметом П. п. двусторонний процесс влияния психологических факторов на политическое поведение и политических действий — на психологические состояния (М. Дойч). Высказывалось мнение о включении П. п. в состав социальной (или макросоциальной) психологии, изучающей отношения между индивидом и обществом, большими социальными группами.

П. п. получила развитие г. о. в США и Канаде, в меньшей мере — в западноевропейских странах. С нач. 1990-х гг. появляются политико-психологические исследования рос. авторов (Е. Шестопал, Г. Дилигенский, А. Юрьев, Л. Гозман, Е. Гантман-Егорова и др.).

П. п. исследует широкий круг проблем как внешней политики (психология войны и мира, терроризм, принятие политических решений, этнические и межгосударственныеконфликты, взаимное восприятие партнеров по переговорам), так и внутриполитической жизни (мотивация политического участия в традиционных институтах и новых движениях, дискриминация меньшинств, психология формирования политических идентичностей и т. д.).

4 Реализация управленческих функций осуществляется субъектом менеджмента по отношению к организации, социальной группе, коллективу как объектам менеджмента.

Социальная психология рассматривает  коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой  продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. С этой точки зрения не каждая группа может быть рассмотрена  как коллектив, а лишь такая, которая  сформировала определенные психологические  характеристики, возникающие как  результат развития ее основной деятельности и представляющие особое важность для ее членов.

Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива. Прежде всего, коллектив -- это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников).

Во-вторых, это добровольный характер объединения, причем под "добровольностью" в этом месте понимается не стихийность  образования коллектива, а такая  характеристика группы, когда она  не просто "задана" внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее  входящих, системой активно построенных  ими отношений, на базе общей деятельности. Существенным признаком коллектива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает  как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства  и менеджмента. Наконец, коллектив  представляет собой особую форму  взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не наперекор, а сообща с  развитием коллектива.


5

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав  группыЧисленность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группыПодразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм(набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессыПодразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

6 Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. 

Предмет психологии больших групп 
Разные исследователи по-разному определяют предмет психологии больших групп.  
Так, Г. М.Андреева вопросами, подлежащими изучению, полагает следующие:  
* какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;  
* какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи:  
* каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;  
* какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений. 

В основу детальной классификации  больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки.  
По времени существования разделяются длительно существующие большие группы (классы, партии) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа).  
По характеру организованности-неорганизованности — организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).  
По примеру классификации малых групп можно говорить об условных и реальных группах. Признак контактности взаимодействия выступает тоже как существенный. Половозрастные группы, профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.  
Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп. 

7 Конфликт (лат. Conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. 

Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и  личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные  ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется  с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и  т. п. Бытует мнение, что конфликт —  явление всегда нежелательное и  его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает  конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной  личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций. 
Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

8Используя накопленный опыт, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы: 
·        адекватность отражения конфликта; 
·        открытость и эффективность общения конфликтующих сторон; 
·        создание климата взаимного доверия и сотрудничества; 
·        определение существа конфликта; 
·        выработка взаимовыгодных решений путем переговоров.

9 Лидерство и руководство – это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи. Лидер коллектива или менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Для него люди – это коллеги, а не подчиненные. Свое взаимодействие с ними он строит больше на фактах и в рамках конкретно установленных и всем известных целей. Лидер воодушевляет людей, привносит энтузиазм в работу. Он четко видит конечный результат и знает, как проходить этапы к его достижению. Лидер уверен в том, что он делает, лидер воодушевлен тем, что он делает. Лидер способен сам ставить коллективу достижимую цель. Руководитель имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего он по необходимости ориентируется на кем-то установленные цели свыше и лично в них не заинтересован. Руководитель на первое место ставит порядок во взаимодействии с подчиненными. Эмоциональная составляющая отношений практически исключена. Подчиненные – это работники, выполняющие свои обязанности. Руководитель всегда ожидает и обязан принимать уважение от своих сотрудников. Лидеры умеют учитывать и прислушиваться к потребностям работников, уважают их ценности и движущие эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции в общении, всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства – как любви, так и ненависти. Лидеры не требуют к себе уважения, они его заслуживают. Руководители во имя достижение целей и мотивации подчиненных используют контроль. Наказания преобладают над поощрениями. Недочеты и провалы обсуждаются больше, чем достижения и успехи. Лидеры строят свои отношения с людьми на доверии, мотивируя и вдохновляя их личным примером. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы. Признание успехов и достижений преобладает над ошибками. Ошибки свои и коллективные признаются легко и ищутся пути их исправления. 
10 
Формальное и неформальное лидерство существуют в любой организации, несмотря на количество ее участников или возраст со дня формирования.

Такие отношения и порождают  два типа лидеров, которые также  относятся к разряду формальных и неформальных. В этой статье мы попробуем более подробно разобраться  в этом. 

К формальному лидерству  относятся законные, то есть официальные  предписания, которые самой важной персоной определяют руководителя (лидера) коллектива. Не официальное лидерство, как вы уже поняли, относится к  неформальным отношениям в группе.

Дело в том, что все  участники группы не могут быть довольны одним человеком (руководителем), поэтому  со временем в коллективе появляется неформальный или, как еще его  называют, неофициальный лидер, призванный прийти на помощь каждому нуждающемуся.

Информация о работе Социальная психология