Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.
Объектом социальной психологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.

Файлы: 1 файл

1 Социальная психология.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

Такой лидер вызывает у  всей группы куда больше симпатий, чем  формальный и пользуется большим  авторитетом, но не уважением, ведь оно  все отдается формальному лидеру, иногда как средство продвижения  по карьерной лестнице, а иногда просто из симпатии к руководителю.

Явление формального и  неформального лидерства современная  психология изучает уже длительное время, а отдельные ученые уже  смогли добиться в этой области существенных результатов.

Как показывают многие исследования, неформальное лидерство все-таки можно  искоренить, как класс, ведь вся проблема кроется в стиле управления основного, первоначального лидера, то есть руководителя коллектива.

Авторитарный стиль управления формального (официального) лидера может  принести большие плоды в общем  деле организации, но наличие неформального  лидера в таком коллективе просто обеспечено, ведь к своему боссу  практически все будут относиться как к жестокому тирану.

Тем не менее, либеральный  или демократический стиль управления не даст высоких результатов в  деятельности группы, однако неформальное лидерство здесь имеет намного  меньше шансов развития, ведь руководитель просто теряет авторитет, а неофициальных  лидеров и вовсе не нужно, поскольку  каждый сможет сам за себя постоять, не побоявшись самого руководителя.

Как вы видите, получается замкнутый  круг. В одном случае можно искоренить зарождения формального лидерства, но просто гарантировать убытки общему делу, а в другом случае от неформального  лидерства не сбежишь.

Психологи рекомендуют как  можно эффективнее использовать два этих стиля управления, но не увлекаться принципами отдельного стиля. Как это сделать – совершенно непонятно. Над этим вопросом ломают голову не только ученые, но и большинство  авторитарных руководителей.

1 Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

2. В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в  тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это какие-то свои собственные  побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов  – ближайших, более отделенных и  общих. Важно, чтобы человек видел  не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.

Деятельность оценивается  по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее  многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в  сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах  движений эти элементы отличаются своей  траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют  движения, обеспечивающие установку  тела и сохранение позы, перемещение  и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые  жесты, наконец, речевые движения.

3 Фактически эти отличия уже были описаны выше. Однако для того, чтобы сформулировать их конкретнее и точнее, понадобится охарактеризовать поведение животных и затем сравнить его с деятельностью человека. Поведение животных в основе своей является реактивным, представляет собой реакции на разнообразные, значимые для жизни животного, внешние стимулы. Исключение составляют только виды поведения, которые управляются изнутри активизированными в данный момент времени биологическими потребностями. У человека тоже наблюдаются такие виды поведения, однако этим поведение человека не исчерпывается в отличие от поведения животных. Кроме этих видов активности человек располагает многими другими формами поведения, которых нет у животных. Следует, однако, признать, что помимо реактивного поведения, формируемого методом условных рефлексов, высшие животные также располагают формами поведения, представляющими так называемое оперантное поведение, освоенное с помощью оперантного обусловливания. Эта форма поведения имеется и у человека, но у него она представлена намного шире, чем у животных. Вместе с тем у животных определенно нет форм поведения, которые управляются не биологическими, а социальными или культурными потребностями, а также видов поведения, которое носит волевой или сознательный характер. Наконец, у животных нет главного, что характеризует человека и является в его поведении основным, — созидательной, целенаправленной деятельности, рассчитанной не на удовлетворение актуальных, то есть действующих только в данный момент времени, потребностей, а на удовлетворение будущих потребностей, которые могут стать актуальными через некоторое время. Деятельность как форма поведения преобладает у человека, а что касается других видов поведения, то они для человека играют не главную, а второстепенную роль.

4    Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам {продукту деятельности) , по организации, по особенностям мотивации.  
   Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.  
   Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.  
   В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) , упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.  
   Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II— в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.  
   Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.  
   Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.  
   Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.  
   Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.  
   Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока: Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что. они “видят”. Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца — и на основе роли активно овладевают языком. Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных развлекательных играх.  
   Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

5 Социальное действие - одно из центральных понятий социологии, т.к. это простейший элемент любого вида социальной деятельности.

Социальное действие - действие человека, которое по предполагаемому  действующим лицом или лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируются  на них.

Особенности социального  действия по М. Веберу: 
1) рациональная осознанность 
2) ориентированность на поведение других людей. К ним не относятся действия, ориентированные на социальные объекты (охота, рыбалка, изготовление продуктов). На практике социальное действие - частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.

Социальные действия включают элементы: 
1) действующее лицо 
2) потребность в активизации поведения 
3) цель действия 
4) метод действия 
5) другое действующее лицо, на которое направлено действие 
6) результат действия 
7) внешнее окружение или ситуация: материальный вещественный мир

Любое социальное действие начинается с возникновения потребности  у индивида (физической) в безопасности, в достижении определенного положения, в самоутверждении.

Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидуумом ситуации и  возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее  приводит к формированию мотивационной  установки, означающей потенциальную  готовность к свершению социального  действия. Таким образом социальное действие является важно ступенью в социологии.

Социальное взаимодействие - звено социальной цепи. Большую  роль в социальном взаимодействии играют взаимные ожидания. если ожидание не удовлетворяют одну из сторон, то взаимодействие может прерваться.

Сотрудничество - взаимосвязанное  действие индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой. Соперничество (конкуренция) - попытки отстранения опережения или подавления соперника. В результате повторения действий появляются взаимодействие.

6 Виды межличностных отношений:

1} по модальности  (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные);

2) по целям (деловые, личные);

3) по направленности (вертикальные (различные иерархические  уровни), горизонтальные (один уровень).

Структура межличностных  отношений:

1) когнитивный компонент  (предполагает осознание того, что  нравится, а что не нравится  в межличностных отношениях);

2) поведенческий  компонент (реализуется в конкретных  действиях. Если человек нравится, поведение будет доброжелательным);

3) эмоциональный  компонент (переживание, оценка  другого человека, обусловленные социокультурными нормами групп).

7Отношения между людьми в процессе взаимодействия различны:

♦ Я и Другой — Мы (если многое связывает).

♦ Я и Он (если связей мало).

♦ Я и Другой —Свои (если способствуем улучшению друг друга и хотим стать ближе).

♦ Я и Другой — Чужие (если делаем друг другу хуже и хотим отдалиться).

 

Это четыре типа значимых отношений. Когда вы говорите: «Я хотел  бы познакомиться с ним поближе» или «Он мне симпатичен», это  значит, что вы выбрали отношения  «Он Свой».

Часто отношения  развиваются таким образом: Он Свой — Мы Свои — Мы Чужие — Он Чужой.

Он Свой (человек нравится вам, вы рады видеться с ним чаще), вдруг обнаруживаете, что не можете быть порознь: Мы Свои. Однако чем крепче связи, тем более зависимыми вы начинаете себя чувствовать, выявляются взаимные недостатки, начинается борьба за влияние — свое возвышение или принижение партнера. И если ваши отдельные Я окажутся сильнее, чем Мы, то они победят, а в отношениях наступит стадия — Мы Чужие. Вас по-прежнему связывает очень многое, но одному — тесно, другому — обидно, поэтому оба невольно пытаются отдалиться, иногда совсем разорвать отношения — Он Чужой. Таким образом, завершился цикл: рост — расцвет — увядание.

8 Различают прямое и косвенное общение. Прямое общениепредполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое  и инструментальное общение.Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к достижению (успех возможен только при общении и взаимодействии с другими людьми),потребности во власти (для этого нужны подчиненные),потребности в аффилиации (стремление постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные отношения с ними).

В зависимости от используемых средств говорят овербальном и невербальном общении (подробно об этом говорится в следующей главе).

9 В наиболее обобщенных классификациях (Галина Михайловна Андреева) выделяется три стороны общения:

Информация о работе Социальная психология