Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель исследования: изучить физиогномику как науку о невербальном общении
Задачи исследования:
1)определение понятий физиогномика и общение;,
2)исследование их видов;
Введение……………………………………………………………………….....1
Глава 1. Общение в системе социальных и психологических знаний…..3
1.1. Понятие общения……………………………………………………………3
1.2. Структура общения………………………………………………………….5
1.3.Виды общения………………………………………………………………..6
1.3.1.Невербальное общение…………………………………………………….9
Глава 2. Физиогномика, как наука о невербальном общении…………...10
2.1. Понятие физиогномики…………………………………………………….11
2.2.Виды физиогномики………………………………………………………...12
2.3.Основы методологии физиогномики………………………………………16
2.4.Взаимосвязь особенностей строения лица с характером человека………21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………..…23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общение в системе социальных и психологических знаний…..3
1.1.
Понятие общения……………………………………………………………
1.2.
Структура общения………………………………………………………….
1.3.Виды
общения……………………………………………………………
1.3.1.Невербальное общение…………………………………………………….9
Глава 2. Физиогномика, как наука о невербальном общении…………...10
2.1.
Понятие физиогномики…………………………
2.2.Виды
физиогномики………………………………………………
2.3.Основы
методологии физиогномики………………
2.4.Взаимосвязь особенностей строения лица с характером человека………21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..…23
Введение
Актуальность данной темы заключается в том , что физиогномика помогает в проведении персонального анализа. Она дает возможность выработать «персональный характер», указывает на каких чертах необходимо сосредоточиться, чтобы полностью воплотить данные нам природой наилучшие качества, а какие следует компенсировать. Физиогномика изучает лицо человека, чтобы по соотношению его частей и мимике выявить душевные качества индивидуума и предсказать его будущее. Лицо - неисчерпаемый источник информации. Невербальные средства общения т.е. жесты, телодвижения, прикосновения, взгляд, имеет огромное значение в нашем общении. Благодаря им наша речь становится более эмоциональной, понятной, доступной слушателю. Искусству чтения по лицу, как и любым другим видам искусства, следует учиться настойчиво, терпеливо и долго. Внешность человека – это симфония, но она лишь составляющая цельности натуры личности.
Объект исследования: невербальное общение и его виды
Предмет исследования: физиогномика
Цель исследования: изучить физиогномику как науку о невербальном общении
Задачи исследования:
1)определение понятий физиогномика и общение;,
2)исследование их видов;
3)изучение методов оценки внешних признаков лица.
4)историография: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006. с. 63- 68, «Как узнать характер человека». Изд. 4-е. Полезная библиотека. Спб., 1910
Структура работы - введение, две главы с подпунктами, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Сущность общения.
1.1.Понятие общения
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Другое определение
· Обмен информацией;
· Выработку единой стратегии взаимодействия;
· Восприятие и понимание людьми друг друга.
Процесс общения состоит
Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).
При этом необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинестетико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.
Содержание общения
В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации 1
1.2. Структура общения
Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия.2 Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции:
Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах взаимодействия людей друг на друга в условиях их массовых действий. К таким механизмам в социальной психологии традиционно относятся процессы психического заражения, внушения (или суггестии) и подражания. Хотя каждый из них в принципе возможен и в случае непосредственного контакта, гораздо большее, самостоятельное значение они получают именно в ситуациях общения больших масс людей. В этой схеме не рассматриваются ни механизм, ни формы, ни функции общения в том широком смысле слова, о котором шла речь выше. В принципе, следует, например, говорить о двух рядах функций общения: социальных и собственно социально- психологических. Однако практическая социальная психология анализирует преимущественно вторые, проблемы же, связанные с пониманием общения в более широком плане, здесь просто не ставятся. Это объясняется тем обстоятельством, что в сложившейся традиции проблемы эти исследуются в русле других дисциплин, в частности в социологии. Считать это большим достоинством психологии не приходится. Однако на данном этапе ее развития практически к такого рода проблемам она не приступала.
1.3.Виды общения
Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
Различают межличностное и масс
Выделяют также межперсональное
В ролевом общении человек
Общение может быть доверительным и кон
Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосре
В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.
Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.
Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.4
Манипуляции используются непорядочными
людьми в бизнесе и других деловых
отношениях, а также в средствах
массовой информации. При этом владение
и использование средств
Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.
В свою очередь, диалогическое общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.5
«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».6