Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:32, реферат
Развитие мышления в детском возрасте проходит ряд последовательных стадий, которые тесно связаны между собой и потому не могут быть строго разграничены. В раннем детстве преобладает наглядно-действенное мышление, когда ребенок, еще не владея речью, познает мир главным образом путем восприятия и действия (преддошкольный возраст).
На следующем этапе развития начинает доминировать (преобладать, господствовать) наглядно-образное и речевое мышление, при котором предметы или их образы связываются со словом. Этот вид мыслительной деятельности характерен для дошкольного возраста, когда ребенок мыслит образами, а слово, которым он владеет, помогает ему делать обобщения.
Развитие мышления в детском возрасте
проходит ряд последовательных стадий,
которые тесно связаны между
собой и потому не могут быть строго
разграничены.
В раннем детстве преобладает наглядно-действенное
мышление, когда ребенок, еще не владея
речью, познает мир главным образом путем
восприятия и действия (преддошкольный
возраст).
На следующем этапе развития начинает
доминировать (преобладать, господствовать)
наглядно-образное и речевое мышление,
при котором предметы или их образы связываются
со словом. Этот вид мыслительной деятельности
характерен для дошкольного возраста,
когда ребенок мыслит образами, а слово,
которым он владеет, помогает ему делать
обобщения. У ребенка появляется способность
к рассуждениям (в пределах его опыта).
С началом школьного обучения у детей
начинает быстрее, чем до школы, развиваться
понятийное мышление, в процессе которого
ребенок оперирует понятиями. Вначале
оно тесно связано с конкретными предметами
и явлениями (преобладает конкретно-понятийное
мышление), но постепенно у младших школьников
формируется умение абстрагироваться
(отвлекаться) от конкретного, давать обобщения
и более или менее отвлеченные выводы
(абстрактно-понятийное мышление).
В этом развитии мыслительных процессов
огромное значение имеет учение, оно расширяет
круг представлений и знаний детей. Происходит
усвоение новых понятий, они приводятся
в систему, чаще применяются умозаключения,
в том числе условные, гипотетические.
В процессах мышления ребенка 6—7 лет преобладает
направленность на решение конкретных
задач, связанных с деятельностью (игрой,
рисованием, изготовлением разных поделок,
простейшими трудовыми процессами). Обобщение
у детей этого возраста чаще охватывает
внешние признаки, имеющие отношение к
практическому употреблению предметов.
Это видно из определений, которые ребенок
дает вещам. Так, он говорит, что «дом —
это где живут», «лопата — чтобы копать»
и т. п.
Ребенку в начале обучения доступно понимание
многих причинных связей явлений, однако
это понимание редко выходит за пределы
его небольшого личного опыта.
Так, ученик III класса правильно объясняет,
что маленькая стальная иголка тонет в
воде, а большое бревно плавает, так как
сталь тяжелее дерева. Но на вопрос, почему
же стальной пароход плавает, а дубовый
кряж тонет в воде, он не может дать правильного
ответа. Первоклассник, объясняя явление,
может указать первую пришедшую на ум
причину. Так, на вопрос, почему сталь считается
металлом, ученик I класса ответил: «Потому
что из нее делают стальные рельсы». Второклассник
же сказал: «Потому что сталь тяжелая и
крепкая, тяжелее дерева». Здесь уже есть
попытка указать на качество и даже сравнить
сталь с деревом. Ученик III класса, отвечая
на этот вопрос, сказал, что сталь отличается
крепостью и ковкостью, «ее можно гнуть,
она не ломается, как чугун».
Мыслительная деятельность детей-дошкольников
отличается тем, что часто знание приобретается
ими не ради установлений связей и отношений
между предметами и явлениями, а только
из интереса к самим объектам окружающей
действительности.
С началом систематического школьного
обучения овладение знаниями становится
особым видом деятельности ребенка. Перед
ним встает специальная задача — приобретение
научных представлений и понятий, изучение
законов развития природы и общества.
Это способствует быстрому развитию детского
мышления.
Мыслительные процессы у младших школьников
обычно бывают тесно связаны с действиями.
У них еще большое место занимают непосредственные
впечатления, которые иногда могут утруднять
необходимое отвлечение от конкретного,
чтобы понять абстрактное. По словам писателя
В. Г. Короленко, дети «слишком сильно живут
непосредственными впечатлениями, чтобы
устанавливать между ними те или иные
широкие связи». Вспоминая свое детство,
он писал: «Старшие не раз с ласковым пренебрежением
уверяли меня, что я ничего не понимаю,
а я удивлялся, что же тут понимать? Я просто
видел все, что описывает автор» («История
моего современника»).
Понимание причин явлений, происходящих
в окружающей действительности, с каждым
годом растет у младших школьников. Если
первоклассник не может объяснить, почему
муха ходит пд потолку и не падает, то третьеклассник
объясняет это таю «Потому что она легкая,
а лапки у нее крепко вцепляются в потолок».
Младшие школьники владеют достаточно
большим числом понятий, но они нередко
являются не научными, а житейскими.
Нравственное воспитание подростков
Нравственное воспитание
подростков в век свободолюбивых
нравов, вседозволенности в словах,
смелости в мечтах и раскованности
в поведении является одним из
животрепещущих и противоречивых вопросов
современности. Именно нравственное воспитание
столь необузданных подростков, которые
зачастую резкостью, грубостью, аморальностью,
беспринципностью и ультимативностью,
а также броским внешним видом
пытаются бороться с одиночеством,
равнодушием и жестокостью
Как раз в переходном возрасте (с 12-ти до 18-ти лет), когда человеческий организм перестраивается и на физиологическом (прежде всего – гормональном), и на психологическом уровне, формируются жизненные принципы, общечеловеческие духовные, культурные и материальные ценности (и представления о них, их достижении, сохранении и приумножении), главные цели, вкусы и взгляды человека, в чём первоочередную роль играет правильное нравственное воспитание подростков. Однако в эпоху капитализма и жажды обогащения, накопления материальных благ, во времена царящих уже даже в семейном очаге рыночных отношений ввиду экономической и политической нестабильности именнонравственное воспитание подростков в рейтинге педагогических задач и родителей, и образовательных учреждений, и государства занимает далеко не лидирующие позиции. Подобная катастрофическая ситуация, как считает нравственное воспитание подростков, априори губительна и для конкретной, покинутой и только формирующейся личности, и для общества в целом, которое с каждым днём ожесточается и наполняется равнодушными одиночествами с разрушенным внутренним миром и больной психикой.
Если нет единственно верного представления о высших ценностях (например, жизнь человека и животного, забота об окружающей природе и существах с ограниченными возможностями, доброта, милосердие, прощение, помощь, любовь, уважение, благодарность в семейных, корпоративных, дружеских отношениях и т.п.), что гарантирует нравственное воспитание подростков, то, соответственно, увеличивается количество ранних неблагополучных браков, брошенных в детских домах детей и преступлений (грабёж, хулиганство, преднамеренные убийства с особой жестокостью и пр.). Нравственное воспитание подростков при его регулярной и систематизированной реализации в домашних условиях и в стенах образовательных учреждений не допустит и поражающих человеческое воображение кровавых разборок школьников, которые они сознательно снимают на видеокамеры и выкладывают эти реалити-шоу зачастую с многочисленными жертвами в социальные сети Интернета.
Таким образом, каждый цивилизованный и адекватный человек понимает простую истину: если нравственное воспитание подростков отсутствует или преподносится в безалаберной форме (скажем, в качестве факультатива, который можно заменить походом в кино или пив-бар), заметно деформируются представления нового поколения о всех ценностях, способах достижения своих целей, тогда стираются напрочь тонкие грани между «можно» и «нельзя», а невозможное (то есть недопустимое, с точки зрения морали) действительно становится возможным. Например, обман, клевета, воровство, предательство дружбы. Родительского доверия или любви к близкому человеку ради богатства, престижного статуса, славы и прочих коварных соблазнов жизни.
А виной такому положению
дел можно назвать
Хотя, вместе с тем, если нравственное воспитание подростков отсутствует, вполне вероятно, что поступки этих детей уже во взрослой самостоятельной жизни будут нелогичными, неуверенными, потому что они будут вести непрерывную борьбу с собственной совестью, не имея чётких и непоколебимых принципов и эталонов, достойных примеров для наследования. Скорее всего, они предпочтут жизненный путь по течению и в штиль, а вот в штормовых ситуациях просто растеряются и погибнут без помощи. А вот нравственное воспитание подростков оказывает такую безвозмездную и бесценную помощь ещё в незабываемые школьные годы и находит индивидуальных подход к каждому типу сложных подростков (согласно мнению Г.Я. Бархерита):
1) агрессивно-защитный подросток
проявляет упрямство,
2) конфликтный ребёнок
очень раздражительный, легко
вспыльчивый, при этом
3) независимый подросток
постоянно уклоняется от
4) демонстративный ученик
выказывает манерное поведение,
5) примыкающий подросток
бывает робкий, неуверенный в
себе, боязливый стеснительный,
6) пассивно-обидчивый ребёнок
подросткового возраста
7) неадаптированный человек
оказывается в коллективе
8) утверждающийся подросток
проявляет ярко выраженные
9) противоречивый ученик
склонен к резкой, непредсказуемой
смене настроения, в зависимости
от внешней ситуации или
К какому бы из перечисленных типажей ни относился школьник, правильное нравственное воспитание подростков вырастит настоящую личность и откорректирует все её изъяны, гарантируя благоприятное будущее и бесконфликтное существование в цивилизованном обществе.
Информация о работе Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста