Социальная ситуация в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Подростковый возраст характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском своего места в обществе. Подросток начинает интенсивно рефлектировать на себя, на других, на общество, иначе расставляются акценты - семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Сравнение себя с взрослыми и более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый: он начинает чувствовать себя взрослым, стремится к признанию окружающими его самостоятельности и значимости. Суть социальной ситуации развития заключается в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми, при этом непосредственное влияние на подростка оказывает группа сверстников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…….……3
Особенности развития психики в подростковый период …………………..4
Физиологические особенности подростков ………...……….………….....8
Подросток в социуме………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы………………………………………...……13

Файлы: 1 файл

1-й реферат - копия.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

по  дисциплине: «Возрастная психология»

на  тему: «Социальная ситуация в подростковом возрасте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….……3

  1. Особенности развития психики в подростковый период …………………..4
  2. Физиологические особенности подростков ………...……….………….....8
  3. Подросток в социуме………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….12

Список используемой литературы………………………………………...……13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подростковый возраст  характеризуется выходом ребенка  на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском  своего места в обществе. Подросток  начинает интенсивно рефлектировать на себя, на других, на общество, иначе  расставляются акценты - семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Сравнение себя с взрослыми  и более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый: он начинает чувствовать себя взрослым, стремится к признанию окружающими  его самостоятельности и значимости. Суть социальной ситуации развития заключается  в том, что подросток включается в новую систему отношений  и общения со сверстниками и взрослыми, при этом непосредственное влияние  на подростка оказывает группа сверстников. Уже в самом лингвистическом  значении слова "подросток" (от латинского - расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из-под опеки) содержится квинтэссенция  особенностей развития подростка.

Уместным, на мой взгляд, будет привести слова А.Б. Боссарт: «…на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или не человек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или не произошел. И мы как будто не причем…». И особенно - жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт - подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. И от того, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности развития психики в подростковый период

Существует множество  фундаментальных исследований, гипотез  и теорий подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска», Э.Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется  резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как  второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается  к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной  личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно  и сознательно формирует и  воспитывает себя. Преодолевая усилием  воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким  уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые  он назвал доминантами.

Это «эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности);

"доминанта  дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

"доминанта  усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

"доминанта  романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение  подростком процессом образования  понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования  понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание  действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях".

Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский  отмечал, что "она обращается у  него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для  себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии".

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

- Вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

- Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

- Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о «тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток "находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения".

Все перечисленное свидетельствует  об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается  вопрос "Кто я?"

Как уже отмечалось, многие авторы сводили эти симптомы к  началу полового созревания. Однако, как  подчеркивает Д.Б. Эльконин, само изменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот на себя еще более интимным.

Что становится главным для  подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе  товарищества, полного доверия и  стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится  из учебной деятельности, хотя она  остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно, как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно - в мысли, в мечте - проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой будущая жизнь может быть мысленно "продействована".

Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных  норм - это и есть личность. По Д.Б. Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью,

Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста, в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию Л. И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлена в будущее, хотя "это будущее представляется ему еще очень туманно". Характеризуя подростковый возраст, Л. И. Божович писала: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь".

В переходный период происходят преобразования в самых различных  сферах психики. Кардинальные изменения  касаются" мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают  мотивы, которые связаны с формирующимся  мировоззрением, с планами будущей  жизни. Структура мотивов характеризуется  иерархической системой, "наличием определенной системы соподчиненных  различных мотивационных тенденций  на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов, Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения". Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

С мотивационной сферой тесно  связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте.

Нравственные убеждения  возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения был заложена гораздо раньше. В убеждении, по мнению Л. И. Божович находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием  убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что  приводит к качественным сдвигам  во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию". Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л. И. Божович называла "самоопределением". С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка"

А в конце переходного  периода самоопределение характеризуется  не только пониманием самого себя - своих  возможностей и стремлений, но и  пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

2. Физиологические особенности подростков

Физиологический подростковый возраст стоит в одном ряду с эмбриональным периодом и периодом младенчества, как время чрезвычайно  быстрых биологических изменений. Тем не менее, подростки испытывают боль и радость, наблюдая за этим процессом. Они видят, как их тело преображается, и ощущают сменяющие друг друга  чувства очарования, восторга и ужаса.

Удивленные, смущенные и  растерянные, они постоянно сравнивают себя с другими и пересматривают образ своего «Я». Представители  обоих полов с тревогой следят за своим развитием, его своевременностью и правильностью, основывая свои суждения, как на реальном знании, так  и на ложной информации. Подростки  сравнивают себя с принятыми в  обществе нормами относительно своего пола; фактически стремление примерить  различия между реальным и идеальным является ключевой проблемой подростков.

Информация о работе Социальная ситуация в подростковом возрасте