Социальная ситуация в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Подростковый возраст характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском своего места в обществе. Подросток начинает интенсивно рефлектировать на себя, на других, на общество, иначе расставляются акценты - семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Сравнение себя с взрослыми и более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый: он начинает чувствовать себя взрослым, стремится к признанию окружающими его самостоятельности и значимости. Суть социальной ситуации развития заключается в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми, при этом непосредственное влияние на подростка оказывает группа сверстников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…….……3
Особенности развития психики в подростковый период …………………..4
Физиологические особенности подростков ………...……….………….....8
Подросток в социуме………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы………………………………………...……13

Файлы: 1 файл

1-й реферат - копия.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

Так как родители реагируют  на физические изменения своих детей. Может также оказывать серьёзное  влияние на адаптацию подростков.

Как же изменяются подростки, какие физические изменения у  них происходят?

Биологическими признаками подросткового периода является заметное ускорение темпов роста, быстрое  развитие репродуктивных органов и  появление вторичных половых  признаков, таких как волосяной  покров на теле, увеличение мышечной и  жировой массы тела, гениталий. Некоторые  изменения одинаковы как для  мальчиков, так и для девочек: увеличение размеров, рост силы и выносливости. Однако большинство изменений являются специфичными для каждого пола.

Физические изменения, возникающие  при вступлении в подростковый возраст, контролируются гормонами, синтезируемыми эндокринными железами и постоянно  поступающими в кровь. Гормоны, которые, в конечном счете, инициируют подростковые рост и изменения, в незначительном количестве представлены уже в эмбриональной  стадии. Резкое увеличение их выработки  происходит в возрасте около 10.5 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков, хотя, как правило, существуют значительные вариации. Затем наступает интенсивное подростковое развитие, период быстрого роста физических размеров и силы, сопровождаемый изменениями пропорций тела. Особенно у девочек интенсивное развитие является признаком входа в подростковый период; более заметные изменения связаны с пубертатном, следующим за интенсивным развитием примерно через год.

Интенсивный рост обычно сопровождается неуклюжестью и неловкостью, когда  дети учатся управлять своими «новыми» телами. В некоторой степени неуклюжесть  вызвана тем, что интенсивный  рост не всегда симметричен: одна нога может быть временно длиннее или  рука больше, чем другая. Нетрудно представить, что интенсивный рост сопровождается жадным аппетитом. Другим изменением является рост в размерах и активности сальных  желез кожи, в результате чего на лице подростка могут появиться  угри. В этот период развивается  новый вид потовых желез, вызывающий более сильный запах тела.

У обоих полов проявляется  значительное разнообразие в сроках гормональных изменений, связанных  с началом подросткового периода. Существует «раннее» и «позднее»  созревание и его сроки могут  оказывать заметное влияние на адаптацию. «Мужские» И «Женские» гормоны  имеют представители обоих полов. При этом у мужчин больше гормонов, называемых андрогенами, наиболее важным из которых является тестостерон, а  у женщин - эстрогена и прогестерона. Каждый из гормонов воздействует на определенный ряд центров или рецепторов.

Подростковый возраст  является переходным главным образом  в биологическом смысле. Поскольку  этот возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма.

3. Подросток в социуме

В социальном плане подростковая фаза - это преодоление первичной  социализации. Все подростки этого  возраста школьники, они находятся  на иждивении родителей, их ведущей  деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст  крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития, обусловленные  в значительной мере биологически. Важнейшее психологическое новообразование  возраста - чувство взрослости - представляет собой главным образом новый  уровень притязаний. Предвосхищающих будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознание подростка. В целом этот период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Из факторов социализации, рассматривая по отдельности, самым  важным и влиятельным была и остается родительская семья, как первоначальная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включают социальное положение, род занятий, материальные условия и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка, помимо сознательного. Целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Практически нет ни одного социального или психического аспекта  поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий  в настоящем. Также оказывает  влияние на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений  между её членами. Неблагоприятные  условия характерны для подрастающего  большинства так называемых трудных  подростков, трудных в социальном и психологическом смысле. Но не меньшее влияние на личность подростка  оказывает стиль его взаимоотношений  с родителями, который лишь отчасти  обусловлен их социальным положением.

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой  разницы нет. Он начинает требовать  от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное  новообразование этого возраста возникновение представления о  себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

В процессе формирования идентичности важную роль играют близкие друзья. Что бы принять свою идентичность, подросток должен почувствовать  принятие и одобрение её другими. Особо возрастает в подростковый период значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки от других, чтобы справляться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями  подросткового возраста. Наиболее вероятно, что они будут искать поддержку  у сверстников, которые проходят через подобный опыт. При исследовании, сколько времени подростки проводят со сверстниками в сравнении со временем, проводимым с родителями. Результат  получился таков: 50% с друзьями, 20%- родители, родственники, а оставшееся время наедине сами с собой.

Общество сверстников  необходимо для развития социальных навыков. Взаимное равенство, характеризующее  взаимоотношения подростков, помогает развивать позитивные реакции в различных кризисных ситуациях, с которыми им приходится сталкиваться. Они учатся у своих друзей и сверстников формам поведения, необходимым в будущем, и тем ролям, которые подходят им лучше всего. Социальная компетентность является главным элементом в способности подростков заводить новых друзей и поддерживать отношения со старыми. Социальная компетентность отчасти определяется способностью подростков проводить социальные сравнения.

У подростков и старших  школьников развитие новых требований к взрослым и сверстникам порождает  многообразие взаимоотношений. Если в  младших классах положение ребенка  зависит от успеваемости, поведения  и от того, как ребенок выполняет  требования взрослых, то для большинства  подростков наиболее важным становится соответствие ожиданиям групп сверстников. Отсюда особая ценность таких качеств  личности, как смелость, сообразительность, умение понять товарища и помочь ему. Подросток сам готов оказать  поддержку сверстнику, но и от товарища ждет помощи - стремление к справедливости особо обостряется и существенно  сказывается на взаимоотношениях школьников. В общении с ровесниками подросток  получает возможность подняться  на новый уровень социальной и  моральной зрелости, для него это  самостоятельная, важная и ценная сфера  жизни. В общении со сверстниками в подростковом возрасте явно преобладают  две тенденции: стремление к общению  и стремление получать признание  быть принятым в данной группе. Группы сверстников с заданной организационной  структурой и неофициальные группы, объединенные общностью интересов  и взаимными симпатиями, приобретают  для подростка особую притягательность. Случается что личностные качества подростка, которые очень ценятся в одной группе могут, отвергаться в другой. Отличающейся иными ценностными ориентациями.

В подростковом возрасте конфликты  возникают в связи с различными ценностными представителями членов групп и различиями в их нравственных качествах. Для разрешения конфликтных  ситуаций решающее значение имеет мнение и позиция коллектива. Это тем  более важно и значимо, что  подростки чутко прислушиваются к осуждению и неодобрению  коллектива сверстников мнением  которых они дорожат. Конфликты  в подростковом возрасте отнюдь не являются неизбежными, но, тем не менее, в связи с нередкими случаями неудовлетворенности подростков с  взрослыми, непризнанием в среде  сверстников и усиливающимся  стремлением к индивидуализации, их возникновение не может быть неожиданностью для педагога.

 

Заключение

Переходный самый трудный  возраст. За достаточно короткий период примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) - человек из ребенка  превращается во взрослого.

Трудности подросткового  возраста неизбежны. Но далеко не для  всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки - друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.

В современных научных  представлениях подтверждается существование  подросткового кризиса как необходимого этапа развития личности, признается его важность.

Несмотря на значительные научные достижения, сами подростки  и их родители плохо осведомлены  в этой области, что приводит к  значительным трудностям и болезненности  в протекании данного периода.

Изучив литературу по возрастной психологии, а особенно психологию подростка приходишь к такому выводу. Все что происходит в жизни  ребенка, будь малыша или подростка  ни в коем случае нельзя нам взрослым оставлять без внимания, без своего участия. Ведь наше не знание, а порой  и нехотение знать что либо, могут нанести ребенку травму. Я призываю родителей обращать внимание на своих детей, на их проблемы. Участвовать  в их жизни и тогда никакой  кризис не будет страшен. И пройдет  мене болезненно. Необходимо быть другом своему ребенку-подростку.

Подростковый период знаменует  собой переход к взрослости, и  особенности его протекания накладывают  отпечаток на всю жизнь. А.И.Герцен писал: «Совершеннолетие законом определяется в 21 год. В действительности, убегающий от арифметических однообразных определений, можно встретить старика лет двадцати и юношу лет пятидесяти. Есть люди, совершено не способные быть юными. Для одного юность - эпоха, для другого - целая жизнь. В юности есть нечто, долженствующее проводить до гроба, но не все: юношеские грезы и романтические затеи очень жалки в старике и очень смешны в старухе. Останавливаться скверно, - надобно быстро нестись в жизни; оси загорятся - пускай себе, лишь бы не заржавели».

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная  психология. Учебное пособие для  студентов вузов. М. «Академия», 1999. - 672 с.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968, -364с.

3. Возрастная и педагогическая  психология. /Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., М.,1979. -145с.

4. Кон И.С. Психология  старшеклассников. М., 1980, - 256с.

5. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. СПб. «Питер»., 2007.- 944с.

6. Немов Р.С. Психология. М.:Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС»,2001.- 608 с.

7. Обухова Л. Ф. Возрастная  психология. М., «Роспедагенство», 1996 - 368 с.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. М.: Издат. Центр «Академия», 2000. -512 с.

9. Петровский А. В. Социальная психология. М., «Просвещение»,1987.--224 с.

10. Реан А.А. Психология подростка. М.: «Прайм- Еврознак», 2006. - 480с.


Информация о работе Социальная ситуация в подростковом возрасте