Социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:55, творческая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть социально - педагогическую работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1. Познакомиться с общими понятиями девиантного поведения
2. Выявить возможные причины в поведении детей подросткового возраста.
3. Рассмотреть коррекцию отклонений в поведении детей подросткового возраста.

Содержание работы

1.Введение
2. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста
3. Причины и факторы появления девиантного поведения у подростков
4. Педагогическая профилактика и коррекция отклонений в поведении детей подросткового возраста
5. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
6.Заключение
7.Литература

Файлы: 1 файл

Proekt_na_ekzamen Танхасаева.docx

— 27.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

 

 

Социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного  поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

1.Введение

2. Психолого-педагогическая  сущность девиантного поведения  детей подросткового возраста

3. Причины и факторы  появления девиантного поведения  у подростков

4. Педагогическая профилактика  и коррекция отклонений в поведении  детей подросткового возраста

5. Социально-педагогическая  реабилитация подростков девиантного  поведения

6.Заключение

7.Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в  переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации  представителей тех или иных социальных групп к современной экономической  ситуации, порождают деформацию межличностных  связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы  социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, — эти и другие негативные тенденции  в развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно  важную задачу по изучению природы, закономерностей  девиантного поведения и его  субъектов — девиантной личности (девианта) и асоциальных объединений (криминальных групп, организаций и  т.д.).

Цель: рассмотреть социально - педагогическую работы с подростками девиантного поведения.

Задачи:

1Познакомиться  с общими понятиями девиантного  поведения

2. Выявить возможные причины в поведении детей подросткового возраста.

3. Рассмотреть коррекцию отклонений в поведении детей подросткового возраста.

 

2.Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста

Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система  поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Под отклонениями в поведении подростков понимают такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают  учителей (родителей, воспитателей, общественность). Сюда относятся обычные детские  шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки (6). Эти особенности  поведения не только свидетельствуют  об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Девиантное поведение  детей подросткового возраста, с  одной стороны, может рассматриваться  как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих  особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или  целенаправленного воздействия  на ее формирование (т.е. воспитательного  средства).

В психолого-педагогической литературе существует дифференцированный подход к характеристике девиантного  поведения.

Выделяют четыре варианта девиантного поведения:

- первый - отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых  этических норм. Это может быть  поведение, не соответствующее  возрасту при нормальном психическом  развитии (подросток любит играть  с игрушками детсадовской поры);

- второй - нарушения  общепринятых норм, не являющиеся  правонарушениями. Это жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;

- третий - правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые  нормы, статьи административного  или уголовного законодательства;

- четвертый - девиантное  поведение, в значительной степени  обусловленное патологическими  факторами, заболеваниями. Оно  может быть у детей с психопатическими  чертами личности, у невротиков, у психически больных людей.

В других классификациях девиантное поведение связано с  неблагоприятными условиями социального  развития и характеризуется как  устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность:

Как всякое действие, девиантное поведение имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими  особенностями личности, её возрастными  особенностями, социальным опытом, общим  развитием (12).

Соответственно  девиантное поведение может проявляться  в нескольких плоскостях:

- как особенности  отдельных психических процессов  (повышенная подвижность нервных  процессов или их заторможенность;  их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность  подростка; сосредоточенность или  растерянность; болтливость или  замкнутость; импульсивность и  непредсказуемость, повышенная возбудимость  и аффективность);

- как социально  обусловленные качества личности  и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость,  капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);

- как низкая  общая культура, негативное отношение  к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие,  необязательность, невыполнение заданий,  пропуски занятий, прогулы, уход  из дома и из школы, бродяжничество);

- как вредные  привычки (курение, употребление  алкоголя, токсических и наркотических  средств, увлечение азартными  играми).

Все эти качества и свойства личности таких подростков, сложности в отношениях с окружающими  и поведении ведут к трудоемкости их обучения и воспитания.

Проявления отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости  от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и  обстоятельств жизни и деятельности (2). Таким образом, девиантное поведение  подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие  явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда  серьезны и наказываются в уголовном  порядке -- преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Таким образом, девиантное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может  проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой  стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений.

3.Причины и факторы появления девиантного поведения у подростков

Во всех случаях  девиантного поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом  за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний подростков. Напряжение ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности  правильно оценивать свое поведение (19).

Отклонения в  поведении детей могут быть обусловлены  следующими группами причин:

- социально-педагогической  запущенностью, когда подросток  ведет себя неправильно в силу  своей невоспитанности, отсутствия  у него необходимых позитивных  знаний, умений, навыков или в  силу испорченности неправильным  воспитанием, сформированностью  у него негативных стереотипов  поведения;

- глубоким психическим  дискомфортом, вызванным неблагополучием  семейных взаимоотношений, отрицательным  психологическим микроклиматом  в семье, систематическими учебными  неуспехами, несложившимися взаимоотношениями  со сверстниками в коллективе  класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему  со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.;

- отклонениями  в состоянии психического и  физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями  характера и другими причинами  физиологического и психоневрологического  свойства;

- отсутствием условий  для самовыражения, разумного  проявления внешней и внутренней  активности; незанятостью полезными  видами деятельности, отсутствием  позитивных и значимых социальных  и личных, жизненных целей и  планов;

- безнадзорностью,  отрицательным влиянием окружающей  среды и развивающейся на этой  основе социально-психологической  дезадаптацией, смещением социальных  и личных ценностей с позитивных  на негативные.

Микросреда, в которой  вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами девиантного поведения  и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления  отклонений в сфере морали и поведения  создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с  большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых  образцов поведения и моральных  границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение подростков, являются:

I. Процессы, происходящие  в обществе:

-- отсутствие ясной  позитивной государственной идеологии,  направленной на изменение иерархии  общественных ценностей;

-- несовершенство  законов и работы правоохранительных  органов, безнаказанность преступлений;

-- безработица (явная  и скрытая);

-- отсутствие социальных  гарантий и государственной поддержки  экономически несостоятельных семей;

— доступность  табака, алкоголя, наркотиков.

II. Состояние семьи,  ее атмосфера:

-- неполная семья;

-- материальное  положение семьи (как бедность, так и богатство);

-- низкий социально-культурный  уровень родителей;

-- отсутствие семейных  традиций;

-- стиль воспитания  в семье;

-- отрицание самоценности  подростка;

-- злоупотребление  родителями алкоголя, наркотиков;

Таким образом, перечисленные  факторы риска носят внешний, объективный характер. Однако, помимо негативных внешних, объективных воздействий  на подростка оказывают влияние  внутренние факторы риска, которые  педагоги должны различать. К ним  относятся: ощущение собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в  себе, недостаточный самоконтроль и  самодисциплина, незнание или неприятие  социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать  адекватные решения в различных  ситуациях, неумение выражать свои чувства  и реакции на себя самого и других людей.

4.Педагогическая профилактика и коррекция отклонений в поведении детей подросткового возраста

Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся  поведение, необходимо в первую очередь  нейтрализовать негативное влияние  социальной среды, ограничить отрицательное  воздействие социальных факторов (неблагополучной  семьи, асоциальной группы, противоправного  межличностного общения).

С.А.Беличева считает, что  эффективная ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных  мер социально-педагогического, организационно-административного  и медико-педагогического.

1. В воспитательной работе  с подростками важным условием  эффективной воспитательно-профилактической  деятельности является повышение  уровня психолого-педагогических  знаний воспитателей, родителей,  что позволит избавиться от  педагогических ошибок, которые  особенно часто совершаются из-за  незнания либо непонимания возрастных  психофизиологических ошибок «трудного», «кризисного» подросткового возраста.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения