Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:55, творческая работа
Цель: рассмотреть социально - педагогическую работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1. Познакомиться с общими понятиями девиантного поведения
2. Выявить возможные причины в поведении детей подросткового возраста.
3. Рассмотреть коррекцию отклонений в поведении детей подросткового возраста.
1.Введение
2. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста
3. Причины и факторы появления девиантного поведения у подростков
4. Педагогическая профилактика и коррекция отклонений в поведении детей подросткового возраста
5. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
6.Заключение
7.Литература
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
Социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения
План:
1.Введение
2. Психолого-педагогическая
сущность девиантного
3. Причины и факторы
появления девиантного
4. Педагогическая профилактика
и коррекция отклонений в
5. Социально-педагогическая
реабилитация подростков
6.Заключение
7.Литература
1.Введение
Девиантные проявления
не являются уникальными и новыми,
однако их исследование становится особенно
актуальным в настоящее время, в
переломный период развития нашего общества.
В современном обществе взаимодействие
личности, семьи и социума осуществляется
в условиях качественного преобразования
общественных отношений, которые вызывают
не только позитивные, но и негативные
изменения в различных сферах
социальной жизни. Различные трудности,
возникающие в процессе адаптации
представителей тех или иных социальных
групп к современной
Цель: рассмотреть социально - педагогическую работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1Познакомиться
с общими понятиями
2. Выявить возможные причины в поведении детей подросткового возраста.
3. Рассмотреть коррекцию отклонений в поведении детей подросткового возраста.
2.Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста
Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Под отклонениями в поведении подростков понимают такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают учителей (родителей, воспитателей, общественность). Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки (6). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Девиантное поведение детей подросткового возраста, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).
В психолого-педагогической литературе существует дифференцированный подход к характеристике девиантного поведения.
Выделяют четыре варианта девиантного поведения:
- первый - отклонения,
не являющиеся нарушением
- второй - нарушения
общепринятых норм, не являющиеся
правонарушениями. Это жадность, эгоизм,
замкнутость, недоверчивость, жестокость,
которые, если их не
- третий - правонарушения,
т.е. поведение, нарушающее
- четвертый - девиантное
поведение, в значительной
В других классификациях
девиантное поведение связано с
неблагоприятными условиями социального
развития и характеризуется как
устойчивое проявление отклонения от
социальных норм, имеющее социально-пассивную,
корыстную и агрессивную
Как всякое действие,
девиантное поведение имеет внутренний
механизм, своеобразную пружину (цель,
мотив), которые обусловлены
Соответственно девиантное поведение может проявляться в нескольких плоскостях:
- как особенности
отдельных психических
- как социально
обусловленные качества
- как низкая
общая культура, негативное отношение
к нравственным нормам и
- как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).
Все эти качества
и свойства личности таких подростков,
сложности в отношениях с окружающими
и поведении ведут к
Проявления отклонения
в поведении подростков, их нравственном
и социальном развитии могут быть
самыми различными в зависимости
от индивидуальных особенностей и личностных
проявлений, конкретных условий и
обстоятельств жизни и
Во-первых, это поведение,
отклоняющееся от норм психического
здоровья, подразумевающее наличие
явной или скрытой
Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке -- преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Таким образом, девиантное
поведение, различающееся и содержанием,
и целевой направленностью, может
проявляться в различных
3.Причины и факторы появления девиантного поведения у подростков
Во всех случаях
девиантного поведения
Отклонения в поведении детей могут быть обусловлены следующими группами причин:
- социально-педагогической
запущенностью, когда
- глубоким психическим
дискомфортом, вызванным неблагополучием
семейных взаимоотношений,
- отклонениями
в состоянии психического и
физического здоровья и
- отсутствием условий
для самовыражения, разумного
проявления внешней и
- безнадзорностью,
отрицательным влиянием
Микросреда, в которой
вращается современный
Внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение подростков, являются:
I. Процессы, происходящие в обществе:
-- отсутствие ясной
позитивной государственной
-- несовершенство
законов и работы
-- безработица (явная и скрытая);
-- отсутствие социальных
гарантий и государственной
— доступность табака, алкоголя, наркотиков.
II. Состояние семьи, ее атмосфера:
-- неполная семья;
-- материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
-- низкий социально-культурный уровень родителей;
-- отсутствие семейных традиций;
-- стиль воспитания в семье;
-- отрицание самоценности подростка;
-- злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков;
Таким образом, перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер. Однако, помимо негативных внешних, объективных воздействий на подростка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны различать. К ним относятся: ощущение собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.
4.Педагогическая профилактика и коррекция отклонений в поведении детей подросткового возраста
Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).
С.А.Беличева считает, что
эффективная ранняя профилактика правонарушений
несовершеннолетних может быть обеспечена
лишь путем применения широких комплексных
мер социально-педагогического, организационно-
1. В воспитательной работе
с подростками важным условием
эффективной воспитательно-
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения