Социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:55, творческая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть социально - педагогическую работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1. Познакомиться с общими понятиями девиантного поведения
2. Выявить возможные причины в поведении детей подросткового возраста.
3. Рассмотреть коррекцию отклонений в поведении детей подросткового возраста.

Содержание работы

1.Введение
2. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста
3. Причины и факторы появления девиантного поведения у подростков
4. Педагогическая профилактика и коррекция отклонений в поведении детей подросткового возраста
5. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
6.Заключение
7.Литература

Файлы: 1 файл

Proekt_na_ekzamen Танхасаева.docx

— 27.02 Кб (Скачать файл)

2. Необходимость создания  специальных центров социальной  реабилитации, повсеместно действующих  консультационных пунктов, психологических  служб, оказывающих органам профилактики  помощь в диагностике, определении  характера трудновоспитуемости,  состояния нервно-психического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных  коррекционно-реабилитационных программ.

3. Ведущая роль в предупреждении  правонарушений отводится мерам  общего социально-педагогического  характера, то есть совершенствованию  системы образования и воспитания  подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и, прежде всего, условий их семейного воспитания.

Беличева С.А. отмечает, «для педагогически запущенных подростков избыток свободного времени является криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик этой части молодежи». Поэтому большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют внешкольные воспитательные учреждения, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало фактором развития, а не фактором криминализации подрастающего поколения.

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми, так  и сверстниками, и «лечение» социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии пол ростка. Чрезвычайно  важным представляется также анализ социометрического статуса подростка  в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются  его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и сои таковая имеется, определение  ее корней и причин, а также возможных  путей преодоления.

В программе коррекционных  мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические  особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу  свои педагогические действия.

5.Социально-педагогическая  реабилитация подростков девиантного  поведения

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного  характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности  ребенка, активной жизненной позиции  ребенка, способствующих интеграции его  в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными  центрами. Задачами таких учреждений являются:

  • профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
  • медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
  • формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
  • выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
  • психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
  • содействие в возвращении в семью;
  • обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
  • забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений –  социальная защита и поддержка нуждающихся  детей, их реабилитация и помощь в  жизненном самоопределении. В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение  уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

Реабилитационная программа  создается индивидуально для  каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы  является формирование и коррекция  нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков  коммуникативного общения.

Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после  его выхода из реабилитационного  центра в восстановление гармоничных  отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного  патронажа и коррекции возникающих  конфликтов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели  основные аспекты девиантного поведения. Постарались рассмотреть сущность девиантного поведения, причины  и факторы. И какие меры принимать  по профилактике и реабилитации девиантного  поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Баженов В.Г. Воспитание педагогически  запущенных подростков. - Киев, 1992. - 228 с.

2. Башкатов И.П. Социально-психологические  особенности развития криминогенных  групп подростков/ Под ред. С.А.Беличевой. - Тюмень, 1985.

3. Бестужев - Лада И.В. Факторы  риска. - М., 1994. - 264 с.

4. Василькова Ю.В. Методика и  опыт работы социального педагога. - М., 2002. - 160 с.

5. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа  и социальная среда: взаимодействие. - М., 1981.

6. Воспитание трудного ребёнка:  Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И.Рожкова. - М., 2001. - 240 с.

7. Гернет М.И. Социальные факторы  преступности. - М., 1985.

8. Гонеев А.Д. Основы коррекционной  педагогики. - М., 2004. - 272 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения