Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Работа социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) в Республике Беларусь организуется в соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь об образовании и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» (далее – Положение об СППС).

Файлы: 1 файл

Контрольная работа, гр.ПС-21.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
им. ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Социально-педагогические и психологические службы»

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

 

Агурич Валентина Анатольевна

Учащаяся 2 курса группы ПС-21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель, 2015

Содержание

 

Система и структура  
социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь

Работа социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) в Республике Беларусь организуется в соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь об образовании и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» (далее – Положение об СППС). Объединение специалистов в СППС направлено на интеграцию и координацию их деятельности, повышение результативности социально-педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также развитие контактов с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, иными государственными и общественными организациями, благотворительными фондами и частными лицами в интересах эффективной поддержки детства.

Целью деятельности СППС является содействие социальной адаптации обучающихся и оптимизация образовательного процесса. В задачи службы входит обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов.

На основании Положения об СППС каждое учреждение общего среднего образования разрабатывает свое Положение об СППС, которое утверждается руководителем учреждения. Оно должно максимально учитывать специфику функционирования учреждения образования, контингент участников образовательного процесса, социум, регламентировать порядок реализации конкретных функций.

СППС учреждения образования создается и ликвидируется приказом (распоряжением) руководителя учреждения с соблюдением трудового законодательства,  коллективного договора и уведомления профсоюзного комитета.

Специалистами СППС являются педагог социальный и педагог-психолог. По усмотрению руководителя учреждения в состав СППС учреждения образования могут быть включены педагог-организатор, дефектолог, медработник, юрист, методист. Содержание работы этих специалистов в составе СППС учреждения образования определяется их должностными обязанностями.

При наличии вакансий, либо отсутствии в штатном расписании учреждения образования ставки педагога-психолога и (или) педагога социального, СППС не создается. В этом случае ответственность за организацию работы по обеспечению социально-педагогической поддержки и оказанию психологической помощи обучающимся несет руководитель учреждения.

Должностные инструкции педагога-психолога и педагога социального составляются на основании квалификационных характеристик, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих» и должны включать в себя функциональные обязанности специалистов СППС.

Информация о работе специалистов СППС учреждения образования должна систематически доводиться до сведения учащихся, их родителей, педагогов. Для этого используются информационные стенды в учебных кабинетах и общих коридорах, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации для родителей, встречи с учащимися в классах и группах.

Основные цели и принципы  
социально-педагогической и психологической помощи и поддержки

Целью деятельности СППС является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса.

Основные задачи СППС учреждения образования:

  • обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся;
  • оказание психологической помощи обучающимся.

Принципы деятельности СППС:

  • законность;
  • уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
  • добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;
  • доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;
  • конфиденциальность;
  • научная обоснованность;
  • профессионализм.

СППС в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:

  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
  • изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
  • выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
  • информирование администрации учреждения образования, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, их допустивших;
  • осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
  • участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
  • изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
  • организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
  • разработка и реализация индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
  • участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
  • участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
  • повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
  • оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;
  • участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;
  • участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
  • изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;
  • разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты и охраны детства.

 

 

 

Виды, основания и порядок  
предоставления социальных услуг

СППС учреждения общего среднего образования оказывает социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь всем участникам образовательного процесса. Приоритет – организация работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите, детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, детьми с особенностями психофизического развития. Систематическая социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь в учреждении образования оказывается участникам образовательного процесса в целях предупреждения и профилактики возможных нарушений в развитии личности обучающихся, повышения их адаптационных возможностей, а также развития психологической культуры участников образовательного процесса. Особое внимание СППС уделяется отдельным участникам образовательного процесса в разрешении психологических и социальных проблем, преодолении последствий трудных (кризисных) жизненных ситуаций.

В соответствии с разделом 16 Кодекса Республики Беларусь об образовании всем обучающимся гарантирована социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь.  Несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет они предоставляются с согласия их родителей (законных представителей), с учетом мнения самого несовершеннолетнего, а после 14 лет - с согласия самого обучающегося.

Исключительные случаи оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки без согласия родителей или лиц их заменяющих предусматриваются Декретом № 18, Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» (далее – Закон), Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728. Данные нормативные правовые акты предусматривают оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки:

- при установлении факта ненадлежащего  исполнения родителями родительских  обязанностей в случаях, когда  родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей;

- при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

- в случае признания несовершеннолетнего  находящимся в социально опасном  положении;

- в случае признания несовершеннолетнего  нуждающимся в государственной защите;

- в случае нахождения несовершеннолетнего  в чрезвычайной ситуации природного  и техногенного характера;

-  при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно (в т.ч. по телефону доверия).

Конфиденциальная информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой Законом.

Сведения, полученные в ходе оказания психологической помощи, результаты обследований могут быть сообщены педагогом-психологом иным лицам только с согласия законного представителя обучающегося или самого обучающегося, достигшего возраста 14 лет.

Данные сведения могут быть представлены по письменным запросам в следующих случаях:

- в связи с проведением предварительного  расследования или судебным разбирательством;

- руководителям органов или  учреждений, исполняющих наказание  и иные меры уголовной ответственности, для обеспечения личной безопасности  и ресоциализации  несовершеннолетнего;

- руководителям государственных  организаций здравоохранения, оказывающих  психотерапевтическую, психиатрическую, наркологическую, сексологическую  помощь, для оказания такой помощи;

- руководителям учреждений образования  в целях улучшения условий  организации обучения и воспитания обучающихся в  этих учреждениях;

- научным работникам в связи  с проведением ими научных  исследований или специалистов, занимающихся педагогической деятельностью  в области психологии, психотерапии  и др. в связи с осуществлением  ими педагогической или исследовательской деятельности – в форме, исключающей наличие сведений личного характера, позволяющих идентифицировать конкретного гражданина.

Специалисты СППС обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.

Педагоги-психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних о психологических проблемах несовершеннолетних, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.

Выписка из документации педагога-психолога об оказании психологической помощи может предоставляться по запросу законного представителя обучающегося, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно.

С целью повышения психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса целесообразно обеспечить функционирование на сайте учреждения образования веб-страницы СППС, на которой будут освещены актуальные проблемы молодежи, даны рекомендации по решению возникающих вопросов, касающихся личностного, профессионального и социального развития обучающихся.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ:  
«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И  
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА  
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

  1. Специалистами СППС являются…
    1. только педагог-психолог и социальный педагог;
    1. педагог-психолог и социальный педагог, а также возможно включение педагога-организатора, медработника, юриста, методиста;
    2. дефектолог, педагог-психолог и социальный педагог, руководитель учреждения образования;
    3. социальный педагог, педагог-психолог,  инспектор милиции.
  1. СППС учреждения образования создается и ликвидируется приказом…
    1. президента Республики Беларусь;
    2. руководителем учреждения ;
    3. представителя органа социальной защиты населения;
    4. профсоюзного комитета
  1. Основные задачи СППС:
    1. индивидуальные консультации с психологом;
    2. проведение групповых тренингов;
    3. обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи;
    4. оптимизация образовательного процесса.
  1. Целью деятельности СППС является…
    1. социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса;
    2. социальная адаптация обучающихся;
    3. оказание психологической помощи;
    4. консультирование и проведение тренинговых занятий с обучающимися.
  1. На основани чего осуществляется деятельность СППС?
    1. конституции Республики Беларусь;
    2. трудового законодательства;
    3. коллективного договора;
    4. плана работы СППС.
  1. Объем, формы, продолжительность социально-педагогической и психологической помощи определяется:
    1. письменной просьбой родителей или законных представителей;
    2. специалистами службы СППС;
    3. социальным педагогом совместно с медработником;
    4. руководителем учреждения образования.

Информация о работе Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка в Республике Беларусь