Социально-педагогическая работа с беспризорными и безнадзорными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России приняла общенациональные масштабы в начале 1990-х годов. Однако лишь спустя десять лет, в конце 2001 года, она была признана на государственном уровне и даже стала рассматриваться как угроза национальной безопасности. В начале XXI века, по разным оценкам, в России насчитывалось от одного до пятимиллионов беспризорных и безнадзорных детей. Девяносто процентов из них – «социальные сироты», т. е. сироты при живых родителях. Причины детской беспризорности и безнадзорности довольно многообразны, что отражает сложность этого общественного явления.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 35.99 Кб (Скачать файл)

Тема: Социально-педагогическая работа с беспризорными и безнадзорными  детьми

Содержание

Введение…………………

Глава 1. Общая характеристика беспризорных и безнадзорных детей.

    1. Беспризорность и безнадзорность как социальное явление
    2. Причины беспризорности и безнадзорности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в России становятся очень актуальными проблемы детской  безнадзорности и беспризорности. Данные проблемы приобретают угрожающий характер в масштабах всей страны. В большой степени возникновению детской безнадзорности и беспризорности способствуют конфликтная обстановка в семьях, бедность, отсутствие должного внимания к детям, жестокое обращение с детьми в частности и нестабильная экономическая ситуация в стране, безработица, несовершенство законодательной системы в целом. Данные социальные явления порождают собой достаточно тяжелые социальные последствия. Это и детская преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.

К одной из наиболее главных причин возникновения социального сиротства  и беспризорности можно отнести  так же ослабление института семьи, ведь именно он является основополагающей базой развития ребенка.  

Проблемы детской безнадзорности и беспризорности должны решаться незамедлительно, они требуют глубокого осмысления причин возникновения и серьезного отношения всех субъектов общества - государственных структур, социальных работников, ученых и общественных организаций.  Дети - это будущее общества. Его богатство, поэтому необходимо и очень важно уделять повышенное внимание проблемам безнадзорности и беспризорности, ведь именно в семье растет и развивается ребенок, получает первые необходимые социальные навыки, в семье закладываются жизненные ценности и ориентации.  И немаловажно, как и в каком ключе происходят данные процессы. Иначе, что можно ожидать от необразованных молодых людей, выросших на улице? Поэтому создание благоприятных условий для детей наиболее важное направление государственной и общественной политики.

Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России приняла общенациональные масштабы в начале 1990-х годов. Однако лишь спустя десять лет, в конце 2001 года, она была признана на государственном уровне и даже стала рассматриваться как угроза национальной безопасности. В начале XXI века, по разным оценкам, в России насчитывалось от одного до пятимиллионов беспризорных и безнадзорных детей. Девяносто процентов из них – «социальные сироты», т. е. сироты при живых родителях. Причины детской беспризорности и безнадзорности довольно многообразны, что отражает сложность этого общественного явления.

Исходя из вышеизложеного можно сделать вывод, что тема данной курсовой работы «социально – педагогическая работы с беспризорными и безнадзорными детьми» является весьма актуальной.

 

Глава 1. Общая  характеристика беспризорных и безнадзорных детей.

    1. Беспризорность и безнадзорность как социальное явление.

Проблема детской беспризорности и безнадзорности, возникшая в  последнее десятилетие, в российском обществе явление не столь новое, сколько неожиданное. В отличие от прежних периодов, сопровождавшихся войнами, революциями, большими потерями населения, современная беспризорность - феномен мирного времени. Высокие полюса социального и экономического расслоения общества, разрушение прежних социальных ценностей и мотивов поведения незамедлительно отразились на жизнедеятельности незащищенных слоев населения, прежде всего детства.

Проблема беспризорных детей  с особой остротой возникала в  различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными  потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного  уклада жизни. В подобных условиях бездомный  ребенок рано включается в уличную  борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка  меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в  промежуток между первой мировой  и гражданской войнами, после  голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.

Множество проблем современной  семьи порождает ситуацию, когда  дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражаетсяв  увеличении  количества безнадзорных и бепризорных детей. Определить, сколько в России беспризорных детей, довольно сложно. 

Беспризорные и безнадзорные дети имеют сложный социальный, медицинский  и психолого-педагогический статус. Условия, в которых живут эти  дети и подростки, тормозят их социальное, физическое, умственное развитие. Проживание вне семьи или интернатных  учреждений, в подвальных и чердачных  помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного  питания подрывает состояние  здоровья детей, ведет к их социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация. В социальные приюты дети поступают в состоянии  истощения, отягощенного рядом серьезных заболеваний. Так, нарушение психики отмечено у 70 % беспризорных детей, почти 15 % имели опыт употребления наркотиков и психотропных веществ, они наиболее уязвимы с точки зрения заболевания ВИЧ-инфекцией. Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано. Для них характерна низкая степень социальной нормативности, искаженность ценностных ориентации, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают учиться читать только попав в социально -реабилитационные учреждения. 
   Медицинское обследование беспризорных и безнадзорных детей показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. Дети по нескольку лет не бывают на приеме у врача, а поскольку зачастую они не посещают детские дошкольные учреждения и школы, то полностью лишены какого-либо медицинского наблюдения. Здесь могут быть отклонения как в физическом, так и в психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенного поведения. 
   Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус. Большинство беспризорных и безнадзорных детей имеют эмоциональные расстройства различной степени выраженности, для них характерны невротические реакции, неврозоподобные состояния. Отмечается наличие страхов, тревожность, нарушение сна, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям. У беспризорных детей пониженное самоуважение, их действия зачастую бывают неадекватны ситуации, что происходит из-за разочарования в семье и школе, они часто импульсивны, страдают из-за недостатка доверия, у них нередко возникают проблемы при выборе трудовой деятельности. Многие дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны. В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств эти дети не приучились к учебной деятельности и умственной работе. На первый план выходят выживание, поиск куска хлеба, страх перед насилием, стремление его избежать. Они привыкли к различным асоциальным формам жизнедеятельности: жизнь в подвалах, на чердаках и помойках, попрошайничество, воровство, бродяжничество.   Особенности развития личности ребенка из неблагополучной семьи создают для него определенные сложности и в процессе обучения в школе. Такие дети плохо усваивают материал, пропускают занятия, конфликтуют с учителями и одноклассниками. Позиция школы стала дополнительным фактором риска. При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка из школы педагогические коллективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом, школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка, способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилось количество подростков в возрасте 14—15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться. 
   Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы, кружки, комнаты школьника и т. д.). На смену этой системе не создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью. Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху.

 

 

 

Причины детской беспризорности и безнадзорности.

Одной из главных причин детской безнадзорности является кризис семей: рост

бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.     

 В результате роста  смертности мужчин в молодых  возрастах, разводов и внебрачной  рождаемости увеличивается число  неполных семей, имеющих меньшие  возможности для содержания и  воспитания детей. В неполной  семье воспитывается сегодня  каждый седьмой российский ребенок.  Ослаб воспитательный потенциал  семей, разрушаются их нравственные  устои, утрачиваются фундаментальные  человеческие ценности. Увеличивается  число детей, пострадавших от  жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия.  В больницы помещаются малолетние  дети, длительное время остающиеся  без присмотра и пищи. Пополняется  число детей из семей, в которых  родители потеряли способность  накормить и одеть детей, дать  им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального  образа жизни родителей, отказа  от содержания и воспитания, предоставленные  самим себе, дети забрасывают  учебу, отдают свободное время  улице, неблагополучной компании, бесцельному времяпрепровождению.  По данным МВД РФ, ежегодно  убегают из дома по причине  плохого обращения с ними родителей  более 90 тысяч детей. Около  тысячи в месяц исчезают бесследно  [17].          

 В ряде случаев беспризорность  детей – следствие педагогической  беспомощности родителей, их искаженного  представления о границах самостоятельности  детей, отсутствия контроля за  их времяпрепровождением, озабоченности  взрослых лишь проблемой удовлетворения  естественных и материальных  потребностей, нарушение взаимопонимания  и доверия между детьми и  родителями. Источником ослабления  внимания к детям являются  ситуации разводов, которые не  только травмируют психику ребенка,  но и нередко обусловливают  разлад с родителями; взаимное  недовольство взрослых и детей,  стремление последних к автономизации;  желание до минимума свести  контакты с родными.     

 Побеги подростков  из дому могут совершаться  под влиянием товарищей. В подобных  случаях следует не только  пресекать бродяжнический образ  жизни подростка, но и сделать  для него привлекательным пребывание  в семье, ученическом коллективе  общественной организации.     

 Подростки могут покинуть  родной очаг и из-за излишнего  контроля и авторитарного стиля  поведения родителей. К этому  добавляется тяга к путешествиям. Подчас побег из дому совершают  дети с повышенной активностью  поведения. Это связано с тем,  что их большая живость и  неугомонность вызывают негативные  реакции со стороны взрослых  и часто ведут к конфликту.  Кроме того, бродяжничество открывает  полный простор для проявления  их активности и инициативы.      

 Дольше всего в побеге  остаются не успевающие по  ряду учебных предметов подростки.  Стеснительные, замкнутые школьники  решаются на уход из дому  обычно под влиянием более  старших и опытных товарищей.      

 Неблагоприятное влияние  на социализацию детей зачастую  оказывают средства массовой  информации, ведущие открытую и  скрытую пропаганду сексуальной  вседозволенности, порнографии, насилия,  преступности, наркомании. Изменились  репертуары детских театров и  кино, политика книгоиздания для  детей. В детской и молодежной  среде часто культивируются худшие  образцы заграничной морали и  культуры.   

    Важнейший фактор беспризорности - рост числа семей беженцев и вынужденных переселенцев, условия, жизни которых крайне неудовлетворительны. У многих из них нет постоянного жилья и необходимых источников существования. Доподлинно не известно, сколько детей осталось без родителей в Чечне и других "горячих точках", сколько детей убежали из шахтерских поселков и "голодных деревень" или из сиротских, исправительных и других учреждений.      

 Причины детской беспризорности  могут быть различными, но результат  общий - дети вынуждены месяцами  и годами жить на вокзалах  и в подвалах, не имея нормального  питания, не получая ухода.  Часто дети попадают в криминальную  среду, живут и воспитываются  по ее законам.      

 В последние годы  в России появилось заметное  количество подростков-бомжей. Часто  они похищаются членами преступных  организаций и используются для  рабского труда в сельскохозяйственном  производстве, в стихийных рынках, вовлекаются в детскую проституцию  и наркоманию, что увеличивает  вероятность распространения СПИДа.  Другая опасность - хулиганство, мелкие кражи, разбой и вымогательство, вызванные необходимостью иметь кусок хлеба.      

 В настоящее время  важнейшим институтом воспитания  является семья, ибо она представляет  собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно  протекают важные процессы становления  нравственности и гражданского  самосознания и самоопределения  личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья в первую  очередь должна давать детям  ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать  свои отношения с людьми, ведь  на примере родителей дети  готовятся к будущему материнству,  отцовству.    

 В государственной  политике необходимо повернуться  лицом к социально незащищенной  семье, помочь предотвратить ее  полную гибель, неизбежное отторжение  от нее ребенка. Чем больше  государственных, общественных, благотворительных  учреждений будут принимать в  этом живое, а не формальное  участие, тем реальнее шансы  сократить ряды беспризорных  и безнадзорных детей.  
  
  
  
 

 

 

 

Среди основных причин называют следующие:

- социально-экономические  факторы (низкий материальный  уровень жизни семьи, плохие  жилищные условия); 
   - медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами); 
   - социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми); 
   - социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями); 
   - криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деятельность социального педагога с беспризорными и безнадзорными

Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления – это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя:

– работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;

– своевременную коррекцию семейных отношений;

– поиск форм занятости детей в свободное время;

– формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;

– постановка детей на социально-педагогический учет;

– патронирование отдельных детей.

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:

– постановку ребенка на учет;

– экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;

– диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;

– решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;

– информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;

Информация о работе Социально-педагогическая работа с беспризорными и безнадзорными детьми