Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:52, реферат
Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России приняла общенациональные масштабы в начале 1990-х годов. Однако лишь спустя десять лет, в конце 2001 года, она была признана на государственном уровне и даже стала рассматриваться как угроза национальной безопасности. В начале XXI века, по разным оценкам, в России насчитывалось от одного до пятимиллионов беспризорных и безнадзорных детей. Девяносто процентов из них – «социальные сироты», т. е. сироты при живых родителях. Причины детской беспризорности и безнадзорности довольно многообразны, что отражает сложность этого общественного явления.
Тема: Социально-педагогическая
работа с беспризорными и
Содержание
Введение…………………
Глава 1. Общая характеристика беспризорных и безнадзорных детей.
Введение
В настоящее время в России становятся очень актуальными проблемы детской безнадзорности и беспризорности. Данные проблемы приобретают угрожающий характер в масштабах всей страны. В большой степени возникновению детской безнадзорности и беспризорности способствуют конфликтная обстановка в семьях, бедность, отсутствие должного внимания к детям, жестокое обращение с детьми в частности и нестабильная экономическая ситуация в стране, безработица, несовершенство законодательной системы в целом. Данные социальные явления порождают собой достаточно тяжелые социальные последствия. Это и детская преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.
К одной из наиболее главных причин
возникновения социального
Проблемы детской
Проблема детской
Исходя из вышеизложеного можно сделать вывод, что тема данной курсовой работы «социально – педагогическая работы с беспризорными и безнадзорными детьми» является весьма актуальной.
Глава 1. Общая характеристика беспризорных и безнадзорных детей.
Проблема детской
Проблема беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.
Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражаетсяв увеличении количества безнадзорных и бепризорных детей. Определить, сколько в России беспризорных детей, довольно сложно.
Беспризорные и безнадзорные
дети имеют сложный социальный, медицинский
и психолого-педагогический статус.
Условия, в которых живут эти
дети и подростки, тормозят их социальное,
физическое, умственное развитие. Проживание
вне семьи или интернатных
учреждений, в подвальных и чердачных
помещениях, в антисанитарных условиях,
без медицинской помощи и регулярного
питания подрывает состояние
здоровья детей, ведет к их социальной
дезадаптации, разрушает познавательную
деятельность, без которой невозможна
их дальнейшая социализация. В социальные
приюты дети поступают в состоянии
истощения, отягощенного рядом серьезных
заболеваний. Так, нарушение психики отмечено
у 70 % беспризорных детей, почти 15 % имели
опыт употребления наркотиков и психотропных
веществ, они наиболее уязвимы с точки
зрения заболевания ВИЧ-инфекцией. Социальное
и психическое развитие беспризорных
детей деформировано. Для них характерна
низкая степень социальной нормативности,
искаженность ценностных ориентации,
мотивов поведения, низкий уровень знаний.
Большинство начинают учиться читать
только попав в социально -реабилитационные
учреждения.
Медицинское обследование беспризорных
и безнадзорных детей показывает, что
все они имеют соматические заболевания,
которые у большинства носят хронический
характер. Дети по нескольку лет не бывают
на приеме у врача, а поскольку зачастую
они не посещают детские дошкольные учреждения
и школы, то полностью лишены какого-либо
медицинского наблюдения. Здесь могут
быть отклонения как в физическом, так
и в психическом развитии. Нередко выявляется
задержка умственного развития, искажение
развития личности (от эмоциональной сферы
до жизненной перспективы), нарушение
половой идентификации. В этом источник
склонности к наркотизации и формирования
криминогенного поведения.
Длительное неудовлетворение основных
психических потребностей ребенка в семье,
школе, социальном окружении негативно
влияет на его психологический статус.
Большинство беспризорных и безнадзорных
детей имеют эмоциональные расстройства
различной степени выраженности, для них
характерны невротические реакции, неврозоподобные
состояния. Отмечается наличие страхов,
тревожность, нарушение сна, замкнутость,
агрессивность, низкая самооценка, нарушение
доверия к окружающим людям. У беспризорных
детей пониженное самоуважение, их действия
зачастую бывают неадекватны ситуации,
что происходит из-за разочарования в
семье и школе, они часто импульсивны,
страдают из-за недостатка доверия, у них
нередко возникают проблемы при выборе
трудовой деятельности. Многие дети не
имеют навыков счета, письма, чтения, объем
знаний и общий кругозор их чрезвычайно
скудны. В силу неблагоприятных жизненных
обстоятельств эти дети не приучились
к учебной деятельности и умственной работе.
На первый план выходят выживание, поиск
куска хлеба, страх перед насилием, стремление
его избежать. Они привыкли к различным
асоциальным формам жизнедеятельности:
жизнь в подвалах, на чердаках и помойках,
попрошайничество, воровство, бродяжничество.
Особенности развития личности ребенка
из неблагополучной семьи создают для
него определенные сложности и в процессе
обучения в школе. Такие дети плохо усваивают
материал, пропускают занятия, конфликтуют
с учителями и одноклассниками. Позиция
школы стала дополнительным фактором
риска. При формальном соблюдении требований
не отчислять ребенка из школы педагогические
коллективы дистанцировались от подростков
с трудными судьбами. Таким образом, школа
также может выступать институтом, отторгающим
проблемного ребенка, способствующим
его безнадзорности. За последние годы
резко увеличилось количество подростков
в возрасте 14—15 лет, покинувших по разным
причинам учреждения общего и профессионального
образования и не начавших трудиться.
Отрицательную роль сыграло также ослабление
работы с детьми по месту жительства (клубы,
кружки, комнаты школьника и т. д.). На смену
этой системе не создана новая, что фактически
обезоруживает общество перед детской
безнадзорностью. Бедность в условиях
коммерциализации культурной, образовательной,
спортивно-оздоровительной сферы закрыла
детям и подросткам доступ к развивающим
занятиям, разумному досугу и отдыху.
Причины детской беспризорности и безнадзорности.
Одной из главных причин детской безнадзорности является кризис семей: рост
бедности, ухудшение условий
В результате роста
смертности мужчин в молодых
возрастах, разводов и
В ряде случаев
Побеги подростков
из дому могут совершаться
под влиянием товарищей. В
Подростки могут покинуть
родной очаг и из-за излишнего
контроля и авторитарного
Дольше всего в побеге
остаются не успевающие по
ряду учебных предметов
Неблагоприятное влияние
на социализацию детей
Важнейший фактор беспризорности - рост числа семей беженцев и вынужденных переселенцев, условия, жизни которых крайне неудовлетворительны. У многих из них нет постоянного жилья и необходимых источников существования. Доподлинно не известно, сколько детей осталось без родителей в Чечне и других "горячих точках", сколько детей убежали из шахтерских поселков и "голодных деревень" или из сиротских, исправительных и других учреждений.
Причины детской
В последние годы
в России появилось заметное
количество подростков-бомжей. Часто
они похищаются членами
В настоящее время
важнейшим институтом
В государственной
политике необходимо
Среди основных причин называют следующие:
- социально-экономические
факторы (низкий материальный
уровень жизни семьи, плохие
жилищные условия);
- медико-санитарные факторы (хронические
заболевания родителей и отягощенная
наследственность, пренебрежение санитарно-гигиеническими
нормами);
- социально-демографические факторы
(неполные и многодетные семьи, семьи с
престарелыми родителями, семьи с повторными
браками и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи
с конфликтными отношениями супругов,
родителей и детей, педагогической несостоятельностью
родителей и их низким общеобразовательным,
культурным уровнем, деформированными
ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания,
аморальный и паразитический образ жизни
родителей, семейные дебоши, проявления
жестокости и садизма, наличие судимых
членов семьи, приверженных к субкультуре
преступного мира).
2. Деятельность социального педагога с беспризорными и безнадзорным
Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорным
Профилактическая
– работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;
– своевременную коррекцию семейных отношений;
– поиск форм занятости детей в свободное время;
– формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;
– постановка детей на социально-педагогический учет;
– патронирование отдельных детей.
Коррекционно-реабилитационное
направление предполагает скорую социально-
– постановку ребенка на учет;
– экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;
– диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;
– решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;
– информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;
Информация о работе Социально-педагогическая работа с беспризорными и безнадзорными детьми