Социально-педагогическая работа с беспризорными и безнадзорными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России приняла общенациональные масштабы в начале 1990-х годов. Однако лишь спустя десять лет, в конце 2001 года, она была признана на государственном уровне и даже стала рассматриваться как угроза национальной безопасности. В начале XXI века, по разным оценкам, в России насчитывалось от одного до пятимиллионов беспризорных и безнадзорных детей. Девяносто процентов из них – «социальные сироты», т. е. сироты при живых родителях. Причины детской беспризорности и безнадзорности довольно многообразны, что отражает сложность этого общественного явления.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 35.99 Кб (Скачать файл)

– состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;

– организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;

– разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.

Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.

 
3. Этапы деятельности социального педагога в специализированных учреждениях

Целью данных учреждений является – создание комфортной социально-психологической атмосферы для ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восстановление его контакта с социумом.

Деятельность социального педагога в данных учреждениях можно разделить на четыре этапа. Основной целью взаимодействия социального педагога и ребенка является – возвращение ребенка в социально организованную среду.

1. Вводный этап. Он может  длиться от трех дней до  трех месяцев.

Цель этапа – частичное  включение ребенка в социально организованную среду.

На этом этапе, эффективное  взаимодействие осложняется следующими особенностям безнадзорных и беспризорных детей:

– трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками;

– отчуждённость и агрессивность по отношению к взрослым;

– негативное отношение к педагогу и полное недоверие к нему.

На вводном этапе ребенок  является основным субъектом деятельности, поэтому взаимодействие осуществляется лишь по его инициативе и наличию  желания общаться. Предъявление к  ребенку жестких требований в  данном случае недопустимо. Данное положение  соответствует либеральному стилю  педагогического руководства, который  характеризуется тем, что ребенку  предоставляется большая свобода, чем педагогу.

В этот период педагогу необходимо продемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание  его проблемам, готовность помочь. В  его работе преобладают методы стимулирования, поощряется любая инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Из словесных методов  чаще всего используется беседа (важно  объяснить ребенку, что для посещения  клуба ему не обязательно менять свой образ жизни), из которой педагог  может узнать общую информацию о  ребенке (педагогом заполняются  карты наблюдения).

На успешное завершение данного  этапа указывают такие показатели, как добровольное согласие ребенка  посещать учреждение, заинтересованность его предлагаемыми видами деятельности и установление первичного контакта с педагогами.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  
Введение ……………………………………………………………….3 
Глава 1. Общая характеристика беспризорности и безнадзорности 
детей ……………………………………………………………………5 
1.1 Беспризорность и безнадзорность как социальное 
явление 19-20 века..……………………………………..……………. 5 
1.2   Причины беспризорности и безнадзорности детей   ………... …. 9 
1.3 Основные нормативно-правовые акты в области социальной 
защиты безнадзорных и беспризорных детей……………………….12 
Глава 2. Социально-педагогическая работа с беспризорными и 
безнадзорными детьми……………………………………….………..16 
2.1 Роль и задачи социальной педагогики …………………………...16 
2.2 Функции социального педагога…………………………………...18 
Глава 3. Практика социально-педагогической работы с беспризорными 
безнадзорными детьми………………………………………………......21  
3.1 Профилактическая работа социального педагога с детьми…. …….21 
3.2 Реабилитационно-развивающие мероприятия……………….. …….26 
3.3 Взаимодействие социального педагога с другими участниками 
процесса профилактики……………………………………………….....28  
Заключение ……………………………………………………….....30...

Заключение

Нестабильность жизни  в стране и в мире в целом  наносит удар по обществу, семье, а  в конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес  к проблемам семьи и детства  обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением  численности несовершеннолетних в  общей совокупности численности  населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального  контроля и самоконтроль.

Следствием этого становятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и  создание достойных условий для  его существования и развития.

Растущая из года в год  безнадзорность детей – следствие  социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие  появилось множество факторов, подрывающих  стабильность семьи, препятствующих родителям  воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени.  Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе  образовательные учреждения  на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию. 

Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных  услуг,  также требует затрат со стороны семьи.  

 Проблема безнадзорности  и беспризорности тесно смыкается  в нашем понимании с такими  негативными явлениями, распространенными  в среде несовершеннолетних, как  правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.

Состояние и динамика детской  безнадзорности и бродяжничества  в РФ можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.

Литература: 

 

1. Белов Н.А.  Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6

2. Ковалев В.В.  Психические отклонения у подростков  правонарушителей. - М.: Медицина, 1992

3. Максимов Л.Н.  Организация работы с беспризорными  детьми в 1920-е годы//Нескучный  Сад.- 2003.- №1

4. Миронов С.О положении  детей в Российской Федерации  //Известия.-2005.- №7

5. Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3

6. Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская  правда.- 2005.- №8

7. Шихалиева С. Дети, вы  чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

8. Садовская Ю. Беспризорников  гораздо больше, чем мест для  них в детских приютах//Аргументы  и факты.- 2004.- №4

9. Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних»,  ст.14, 15

10.   Закон РФ  №103-ФЗ от 20.07.2000 г.  «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14

11.   Тематический обзор материалов на сервере #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1

 

[2] Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7

 

[3] Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999, ст.14, 15

 

[4] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3

 

[5] Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8

 
  

[6] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.-  №3

 
 

[7] Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6 

 

[8] Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6 

 

[9]  Садовская  Ю. Беспризорников  гораздо  больше,  чем  мест для  них  в  детских  приютах//Аргументы и  факты.- 2004.- №4

 

[10]  Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

[11] Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7

 

[12] Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992 

 

[13] Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992 

 

[14]  Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.-  №3

 
 
 

[15] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3

 

[16] Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9 

 

[17] Тематический обзор  материалов на сервере #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Пищулин  Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3

 

[19] Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15

 

[20] Закон РФ  №103-ФЗ от 20.07.2000 г.  «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14

 

[21] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3

 
 
 

[22]Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г.  «Об основах системы профилактики  безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15

 
 

[23] Тематический обзор материалов на сервере http://news.ru.


Информация о работе Социально-педагогическая работа с беспризорными и безнадзорными детьми