Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:52, реферат
Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России приняла общенациональные масштабы в начале 1990-х годов. Однако лишь спустя десять лет, в конце 2001 года, она была признана на государственном уровне и даже стала рассматриваться как угроза национальной безопасности. В начале XXI века, по разным оценкам, в России насчитывалось от одного до пятимиллионов беспризорных и безнадзорных детей. Девяносто процентов из них – «социальные сироты», т. е. сироты при живых родителях. Причины детской беспризорности и безнадзорности довольно многообразны, что отражает сложность этого общественного явления.
– состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;
– организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;
– разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.
Социально-педагогическая помощ
3. Этапы деятельности социального педагога в специализированных
учреждениях
Целью данных учреждений является
– создание комфортной социально-
Деятельность социального педагога в данных учреждениях можно разделить на четыре этапа. Основной целью взаимодействия социального педагога и ребенка является – возвращение ребенка в социально организованную среду.
1. Вводный этап. Он может длиться от трех дней до трех месяцев.
Цель этапа – частичное
включение ребенка в социально
На этом этапе, эффективное взаимодействие осложняется следующими особенностям безнадзорных и беспризорных детей:
– трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками;
– отчуждённость и агрессивность по отношению к взрослым;
– негативное отношение к педагогу и полное недоверие к нему.
На вводном этапе ребенок
является основным субъектом деятельности,
поэтому взаимодействие осуществляется
лишь по его инициативе и наличию
желания общаться. Предъявление к
ребенку жестких требований в
данном случае недопустимо. Данное положение
соответствует либеральному стилю
педагогического руководства, который
характеризуется тем, что ребенку
предоставляется большая
В этот период педагогу необходимо продемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание его проблемам, готовность помочь. В его работе преобладают методы стимулирования, поощряется любая инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Из словесных методов чаще всего используется беседа (важно объяснить ребенку, что для посещения клуба ему не обязательно менять свой образ жизни), из которой педагог может узнать общую информацию о ребенке (педагогом заполняются карты наблюдения).
На успешное завершение данного
этапа указывают такие
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика
беспризорности и безнадзорности
детей ……………………………………………………………………5
1.1 Беспризорность и безнадзорность
как социальное
явление 19-20 века..……………………………………..…………….
5
1.2 Причины беспризорности
и безнадзорности детей ………... …. 9
1.3 Основные нормативно-правовые
акты в области социальной
защиты безнадзорных и
беспризорных детей……………………….12
Глава 2. Социально-педагогическая
работа с беспризорными и
безнадзорными детьми……………………………………….………..16
2.1 Роль и задачи социальной
педагогики …………………………...16
2.2 Функции социального
педагога…………………………………...18
Глава 3. Практика социально-педагогической
работы с беспризорными
безнадзорными детьми………………………………………………......
3.1 Профилактическая работа
социального педагога с детьми…. …….21
3.2 Реабилитационно-развивающие
мероприятия……………….. …….26
3.3 Взаимодействие социального
педагога с другими участниками
процесса профилактики………………………………………………
Заключение ……………………………………………………….....30..
Заключение
Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением численности несовершеннолетних в общей совокупности численности населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального контроля и самоконтроль.
Следствием этого становятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и создание достойных условий для его существования и развития.
Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.
Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также требует затрат со стороны семьи.
Проблема безнадзорности
и беспризорности тесно
Состояние и динамика детской безнадзорности и бродяжничества в РФ можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.
Литература:
1. Белов Н.А.
Дети-бомжи: как это началось//
2. Ковалев В.В.
Психические отклонения у
3. Максимов Л.Н.
Организация работы с
4. Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7
5. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
6. Спартин В. О беспризорниках,
о безденежье и безмозглости//
7. Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
8. Садовская Ю. Беспризорников
гораздо больше, чем мест для
них в детских приютах//
9. Закон РФ №120-ФЗ от
24.06.1999 г. «Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений
10. Закон РФ №103-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14
11. Тематический обзор материалов на сервере #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1
[2] Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7
[3] Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999, ст.14, 15
[4] Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
[5] Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8
[6] Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
[7] Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6
[8] Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6
[9] Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2004.- №4
[10] Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
[11] Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7
[12] Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992
[13] Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992
[14] Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
[15] Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3
[16] Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
[17] Тематический обзор
материалов на сервере #"#_
[19] Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
[20] Закон РФ №103-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14
[21] Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3
[22]Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г.
«Об основах системы
[23] Тематический обзор материалов на сервере http://news.ru.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с беспризорными и безнадзорными детьми