Социально-педагогическая работа с подростками склонными к суицидальному поведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:24, реферат

Описание работы

Проблема самоубийств (суицидов) в настоящее время приобретает особенное значение в связи с их несомненным ростом в последние годы. За последние 5 лет в России число самоубийств возросло на 60%. Попытки самоубийств 60 или 70 раз в день оканчиваются успешно. Каждый год в одних только США появляется примерно 25800 сообщений о суицидах. Бесспорно, что настоящее число суицидов еще выше, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти или она скрывается под названием «смерть от несчастного случая».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….2
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения…………………….….5
1.2 Причины возникновения суицидального поведения…………….…...9
1.3 Суицидальное поведение в подростковом возрасте……………...…13
1.4 Профилактика суицида как направление социально-
педагогической работы с подростками…………………………….…….15
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

реферат АСЕЕВА....docx

— 40.46 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..….2

1.1 Понятие суицида  и суицидального поведения…………………….….5

1.2 Причины возникновения суицидального поведения…………….…...9

1.3 Суицидальное поведение в подростковом возрасте……………...…13

1.4 Профилактика суицида как направление социально-

педагогической  работы с подростками…………………………….…….15

Заключение………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема самоубийств (суицидов) в настоящее время приобретает  особенное значение в связи с  их несомненным ростом в последние  годы. За последние 5 лет в России число самоубийств возросло на 60%. Попытки самоубийств 60 или 70 раз  в день оканчиваются успешно. Каждый год в одних только США появляется примерно 25800 сообщений о суицидах. Бесспорно, что настоящее число  суицидов еще выше, поскольку не всегда сообщается о реальной причине  смерти или она скрывается под  названием «смерть от несчастного  случая». Некоторые считают, что  достоверное число суицидов могло  бы быть в пределах 100 000 в год. С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая максимума в пубертате. Таким образом, пик суицидального риска падает на 15-19 лет. Впрочем, есть основания считать, что число суицидальных попыток в детском возрасте (с 6 до 12 лет) также увеличивается.

Особую тревогу  в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и  юношей. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди  лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в  ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят  на 2-3-м месте. До конца 60-х годов  число самоубийств составляли относительно незначительную часть от общего числа  суицидов. С 1960 года их частота среди  подростков увеличилась на 265%. Считается, что на каждое завершенное самоубийство приходится примерно 100 суицидальных попыток. Каждый год 10 000 пожилых американцев кончают с собой. Хотя пожилые люди составляют только 11% населения, на них приходится 25% из зарегистрированных самоубийств. Суицид, ранее стоявший на 22-м месте в качестве причины смерти в США, ныне находится на 9-м месте, а в некоторых штатах даже на 6-м. Сегодня общее число смертей вследствие самоубийств превышает суммарное количество смертей от тифа, дизентерии, скарлатины, дифтерии, коклюша, менингококковой инфекции, полиомиелита, кори, малярии, бронхита и ревматизма. Число суицидов значительно недооценивается по ряду причин. Семьи неохотно соглашаются с тем, чтобы смерть была названа самоубийством не только из-за социальной стигматизации, которой они опасаются, но и, например, из-за возможной потери страховки. Многие страховые компании при этих обстоятельствах смерти не выплачивают полной суммы страховки. Важным моментом является также тот факт, что власти не всегда приходят к согласию относительно причины смерти. Во Франции число самоубийств среди подростков за последние 10 лет утроилось и теперь не уступает количеству несчастных случаев на автострадах. В США количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет за этот же период удвоилось и достигает 5000 в год. В 1978 г. в США по всем возрастным группам зарегистрировано 13 суицидов на 100 тыс. населения (29000 суицидов), среди важнейших причин смертности суициды занимают 10-е место. В то же время в возрастной группе от 15 до 24 лет суициды составляли 41 на 100 тыс. населения соответствующего возраста и заняли 3-е место среди причин смертности. За последние 30 лет частота суицидов в США среди юношей 15-19 лет возросла на 300%, девушек - на 200%.

Частота суицидов среди  студентов-медиков мужского пола в  США составляет 15,6 на 100 тыс. в год, а женского пола - 18,9 на 100 тыс. населения  соответствующего возраста, при этом 76% суицидов совершаются студентами I-II курсов. В армии США суициды  отмечаются у 11,6% на 100 тыс. служащих.

Число детей и  подростков с суицидальным поведением, находившихся под наблюдением психиатрической  службы в Луизвилле, возросло с 1973 по 1980 гг. на 530%. Всего во Франции в 1983 г. в результате самоубийств погибло  более 1200 человек, что составляет почти 2% от всех причин смертности и 10% смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. В Японии в 1986 г. покончили  жизнь самоубийством 25524 человека, при  этом за год число самоубийств  выросло на 8,2%.

Обследование призывников  в Швейцарии показало, что 2% из них  в подростковом возрасте совершили  суицидальные попытки и у 24% отмечались суицидальные мысли.

В Польше число самоубийств  среди подростков и юношей (12-20 лет) за последние 10 лет увеличилось в 4 раза, из них лица мужского пола составляют 21% и женского - 79%.

По данным агентства  социальной безопасности (АСБ), в России уровень самоубийств в молодежной среде составляет 53 случая на 100 тыс. населения. В последние годы в  России совершается ежегодно около 55 тыс. самоубийств, а убийств около 40 тысяч.

А.Г. Амбрумова и  соавторы, обследовав 770 детей, подростков и юношей с суицидальным поведением, показали, что в допубертатном  возрасте (до 13 лет) попытку самоубийства совершили 14,4%, в пубертатном (13-16 лет) - 51,8% и постпубертатном (17- 18 лет) - 33,8%.

Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и  уровней социализации детей и  подростков, особенности психопатологических  состояний, специфика профилактики - все это дает основание некоторым  авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную  область знаний.

Большинство авторов  отмечает, что суицидальное поведение  у детей до 13 лет - явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Указанные обстоятельства служат причиной отдельного рассмотрения вопроса о суицидальных тенденциях поведения в подростковом возрасте.

Таким образом, целью  нашей курсовой работы является изучение особенностей суицидального поведения  в подростковом возрасте, понятия  суицида, возрастные особенности суицидального  поведения, мотивов, причин и поводов.

 

1.1 Понятие  суицида и суицидального поведения.

В русском языке  слово «самоубийство» означает “намеренное  лишение себя жизни”. В научной  литературе исследователи также  говорят, что самоубийство - деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Что же лежит в основе существования  такого явления, как самоубийство?

Амбрумова А. Г. и  ряд других исследователей выдвигают  концепцию о том, что суицид - это  феномен социально-психологической  дезадаптации личности, т.е. ключевые понятия  для данного явления - социально-психологическая  адаптация и дезадаптация.

Под адаптацией вообще понимается приспособление - соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация - это и  процесс, и его результат. Тогда  понятие дезадаптации отражает различную  степень и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью. К системам, занимающим промежуточное  положение между этими двумя  полюсами, в одинаковой мере применим термин адаптация и дезадаптация; первый из них отражает позитивные приспособительные и компенсаторные компоненты, а второй характеризует  систему со стороны ее недостаточности  или дезорганизованности.

На уровне личности акцент в процессе адаптации переносится  на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и  ее высшей формой - сознанием. Объективным  критерием успешности социально-психологической  адаптации человека служит его поведение  в обычной и экстремальных  ситуациях.

Авторы различают  лимитирующую и трансформирующую адаптацию.

В условиях экстремальной  ситуации разные личности неодинаково  перестраивают свою приспособительную  тактику. Наиболее устойчивые из них за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий уровень адаптации. Другая часть характеризуется временным снижением этого уровня, но без слома основных направлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, т.е. дезадаптация не привела к болезни, не породила патологических форм адаптации.

В тех случаях, когда  экстремальные нагрузки падают на почву, измененную конституционально ( как  это имеет место при психопатиях  и некоторых неврозах). Тогда вероятность  полома значительно возрастает. В  таких случаях социально-психологическая  дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, появление патологических форм адаптации. Этот вариант характерен для пограничных расстройств, при  которых наиболее подвержены срыву  ценностно-ориентационная и коммуникативная  деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления.Психические же расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новых  уровень патологического реагирования.

Рассматривая социально-психологическую  дезадаптацию в динамике, ведущей  к суициду, выделяются две фазы: предиспозиционная  и суицидальная.

Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой детерминантой  суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению. Конфликт при этом может быть внешним и внутренним.

Напряженность и  сила конфликта зависят от силовых  соотношений образующих его тенденций: чем больше выражено различие сил, тем  проще конфликт разрешается; самым же трудным, приобретающим черты экстремальности, считается конфликт равносильных тенденций.

Разрешение конфликта  зависит от значимости сферы, в которой  он происходит, и от системы резервных  адаптационных механизмов. В случае их слабости, т.е. в условиях предиспозиционной  дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию, единственной реакцией, подменяющей  собой все другие типы, оказывается  суицид как способ самоустранения от всякой деятельности.

Таким образом, из всего  сказанного можно сделать вывод  о том, что суицид есть “следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого  микросоциального конфликта”.

Теперь следует  осветить сам механизм формирования внутри личности суицидальной направленности.

Собственно суицидальное поведение - “любые внутренние и внешние  формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни”.

Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а  также суицидальные тенденции, среди  которых можно выделить замыслы  и намерения. Практически целесообразно  пользоваться тремя ступенями из этой шкалы:

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как  самопроизвольного действия (“хорошо  бы умереть”, “заснуть и не проснуться”  и т.п.).

Суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к  самоубийству, глубина которой нарастает  по мере разработки плана ее реализации. Продумываются способы, время и  место самоубийства.

Суицидальные намерения  предполагают присоединение к замыслу  решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения  суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом).

Длительность его  может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический  пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо  проходит описанные выше этапы. Однако эта последовательность обнаруживается далеко не всегда. При острых пресуицидах  можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

Внешние формы суицидального  поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.

Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся  смертью. Она в своем развитии проходит две фазы обратимая и  необратимая.

Исходя из суицидальной попытки и ее фаз, можно в каждом конкретном случае решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство.

В соответствии со всем вышеизложенным, суицид можно  рассматривать как действие, подчиненное  конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую  систему предметной деятельности с  соответствующим ей мотивом.

Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят  все суицидальные акты, не завершившиеся  летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия  и т.д.). Суицидальными попытками  считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент  чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

А.Г. Амбрумова выделяет самоубийства (истинные суициды) и попытки  самоубийства (незавершенные суициды). Бруксбэнк говорит о суициде  и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного  самоповреждения, не приводящий к смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение  у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир  выделяет следующие типы суицидального  поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у  подростков крайне редко (менее чем  у 1%); третий, четвертый и пятый  типы соответственно у 25, 18 и 56,3%.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с подростками склонными к суицидальному поведению