Социально-педагогическая работа с подростками склонными к суицидальному поведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:24, реферат

Описание работы

Проблема самоубийств (суицидов) в настоящее время приобретает особенное значение в связи с их несомненным ростом в последние годы. За последние 5 лет в России число самоубийств возросло на 60%. Попытки самоубийств 60 или 70 раз в день оканчиваются успешно. Каждый год в одних только США появляется примерно 25800 сообщений о суицидах. Бесспорно, что настоящее число суицидов еще выше, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти или она скрывается под названием «смерть от несчастного случая».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….2
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения…………………….….5
1.2 Причины возникновения суицидального поведения…………….…...9
1.3 Суицидальное поведение в подростковом возрасте……………...…13
1.4 Профилактика суицида как направление социально-
педагогической работы с подростками…………………………….…….15
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

реферат АСЕЕВА....docx

— 40.46 Кб (Скачать файл)

Суицидальное поведение  у подростков в 46% случаев сопровождалось пьянством и эпизодическим употреблением наркотиков и сильнодействующих психотропных средств, в 38% - правонарушениями, в 18% - склонностью к побегам из дому и бродяжничеству и в 12% случаев - транзиторными сексуальными девиациями.

1.2 Причины  суицидального поведения.

Еще Дюркгейм выделил  четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический - с другой.

Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Такие поступки, совершаемые  по альтруистическим мотивам, высоко оцениваются  обществом. Однако в подростковом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего  эгоистические. Дюркгейм ввел понятие "аномиз" - тип социально-психологической  изоляции, наступающей при ослаблении связей, соединяющих индивида и его  социальную среду. Аномическое самоубийство, по Дюркгейму, является результатом тяжелого разногласия между личностью и окружающей его средой.

Однако такие  сложные виды деятельности, как суицидальное поведение, вызваны, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую  систему мотивации действий и  поступков человека.

Мотивы могут  быть осознанными, высшими (интересы, убеждения, стремления, страсти, идеалы), и неосознанными, низшими (установки, влечения и т.п.).

В противоположность  Фрейдизму, который усматривает  неодолимую пропасть между осознанными  мотивами и неосознанными побуждениями, биологизируя и мистифицируя их, научная  психология, опираясь на современные  достижения физиологии, подчеркивает связь и взаимопереходы между  ними, обусловленность и тех и  других общественно-историческими  условиями развития личности.

Основной движущей жизненной силой человека, определяющей его активность, наряду с различного рода потребностями (естественные, культурные и т.д.) является цель. Цель может  меняться, формироваться в процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится бесперспективной.

Суицидальное поведение  у подростков часто объясняется  тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии  правильно определить цель своей  жизни и наметить пути ее достижения. И.П. Павлов объяснял самоубийство утратой "рефлекса цели". В связи с  этим он писал: "Рефлекс цели имеет  огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии  каждого из нас. Жизнь только для  того красива и сильна, кто всю  жизнь стремится к постоянно  достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит  от одной цели к другой. Наоборот, жизнь перестает привязывать  к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто  в записках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели". И.П. Павлов категорически отвергает мнение о том, что все лица, совершившие суицидальное действие, являются душевнобольными.

Нередко при анализе  суицидов путают понятия: причина, условия  и повод.

Причина суицидального  поведения - понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический  анализ проблемы. Причина - это все  то, что вызывает и обусловливает  суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую  дезадаптацию личности. Помимо главной  причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности  и т.д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями  понимают такой комплекс явлений, который  хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет  причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины  в неодинаковых условиях приводят к  различным следствиям. Анализируя причины  суицидов, приходится повсеместно встречаться  с зависимостью их от условий.

Повод в отличие  от причины - это событие, которое  выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный  характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому  анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.

А.Е. Личко к числу  наиболее частых причин суицидов среди  подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Д.Д. Федотов и  соавтор отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное  унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем  и приемом других наркотических  средств, вследствие присущих данному  возрасту сексуальных проблем. Суициды  и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые  и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и  любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.

А.А. Султанов, изучая причины суицидального поведения  у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная  с нарушением социализации, когда  место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с  семьей, чаще всего обусловленные  неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения  суицидальной ситуации и предпосылок  для быстрой ее реализации.

По нашим данным, основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились  болезненные состояния (психозы - 10%, пограничные состояния - 15%, соматические заболевания - 1%), в 12% - трудная семейная ситуация, в 18% - сложная романтическая  ситуация, в 15% - нездоровые отношения  со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые отношения  со взрослыми, в том числе с  учителями (дидактогении), в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков и в 9% - прочие, в том числе и невыясненные, причины.

1.3.2 Суицидальное  поведение в подростковом возрасте.  

Среди подростков попытки  самоубийства встречаются существенно  чаще, чем у детей, причем лишь немногое из них достигают своей цели. Частота  законченных суицидов подростков не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа. А.Е.Личко 'отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить  с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи, Б.Н.Алмазов, обследовав группу подростков 14—18 лет, умышленно: нанесших себе порезы, установил, только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. Большинство: же эксцессов были совершены  после ссоры со сверстниками, а  также как бравада или обряд  «братания».Личко, А.А. Александров, проведя  обследование группы подростков в возрасте 14—18 лет, пришли к выводу,

что у 49 % суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции. В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств, например депрессии. К «детским» признакам  депрессии присоединяются чувство  скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и  непослушание, злоупотребление алкоголем  и наркотиками.

В целом можно  говорить о значительном влиянии  на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л. Я. Жезловой, в предпубертатном возрасте преобладают  «семейные» проблемы, а в пубертатном  — «сексуальные» и «любовные».

Другим чрезвычайно  важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние  подростковой субкультур ответ на сообщения  в СМИ в 1999 г. о самоубийстве Игоря  Сорйна, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернейшинал»; несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек  и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко  связано с интимно-личностными  отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны  к депрессии. Степень депрессии  часто является показателем серьезности  суицидальной угрозы.

Молодежь кончает  с собой почти в эпидемических  масштабах. В течение последнего десятилетия частота суицидов у  них возросла почти в 3 раза. Новые  впечатляющие статистические данные показывают, что наибольшая их частота наблюдается  в возрасте от 15 до 24 лет, причем за прошедшие 30 лет суициды детей от 5 до 14 лет  возросли в 8 раз. Кроме того, судебные эксперты полагают, что за множеством случаев так называемой «смерти  вследствие несчастного случая» (в  результате автомобильных аварий, употребление токсических препаратов или использования  огнестрельного оружия) в действительности скрываются суициды.

Молодые люди предпринимающие  попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. В этих случаях они чувствуют  себя биологическими чужаками, понимают, что шагают не в ногу с родителями и не подходят в качестве приемных членов семейного круга. Кроме того, у них часто безо всякой причины  может появиться чувство своей  нежеланности, они уверены в том, что родители не хотят их появления  на свет. Это называется феноменом  «отвергнутого ребенка».

Еще одним значительным событием, которое может предшествовать суицидам молодежи, является переживание  утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или  семейных потерь (смерть близких или  развода). Для этих ситуаций характерно внезапное крушение важных психологических  опор и потеря привязанностей. Существует также тесная связь между саморазрушающим поведением подростков и жестокостью, насилием, отвержением или заброшенностью в семьях.

Суицидальная молодежь редко хочет умереть: она жалеет уйти от обстоятельств, которые считает  невыносимыми.

Взрослым необходимо уделять больше времени внимательному  выслушиванию своих детей и стараться  понять, что они на самом деле имеют в виду и о чем думают. Со своей стороны молодежь тоже должна с пониманием относиться к взглядам и ценностям взрослых. Детям и  родителям для более эффективного общения вовсе не обязательно  соглашаться всегда и во всем. Если возникают различия во взглядах, то тем и другим важно показать словом и жестом, что между ними сохраняются  безусловная любовь и поддержка.

1.4 Профилактика  суицида как направление социально-педагогической работы с подростками.

Распознавание суицида: профилактика.

Социологи рассматривают  самоубийство как барометр социального  напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы  также различаются от человека к  человеку, и не выявлено какого-то единого  причинного фактора суицида.

Почти каждый, кто  всерьез думает о самоубийстве, так  или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они  являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди  тех, кто намеревается совершить  суицид, от 70 до 75% тем или иным образом  раскрывает свои стремления. Иногда это  будут едва уловимые намеки; часто  же угрозой является легко узнаваемыми. Очень важно, что ѕ тех, кто  совершает самоубийства, посещают своих  врачей до этого по какому-либо поводу в течении блажайщих месяцев. Они ищу возможности высказаться и быть выслушанными.

Призыв к действиям  общества.

В нашем обществе на проблему смерти наложено суровое  табу. Проблема смерти стала основной запретной темой, заменив секс как  неприличную тему для разговора.

Смерть не только камуфлируется; ее обсуждение тщательно  избегается. Для многих эта тема является непристойной, они не обсуждают  или даже не упоминают о ней. До сих пор в воздухе растворен  предрассудок, что если о ней не говорить, то она просто-напросто исчезнет. Смерть «уйдет» сама. Существует и  подход, который некоторые социологи  называют «умиранием смерти».

Однако это отношение  к смерти существовало не всегда. В  средние века и позже многие считали  смерть обыкновенным аспектом жизни. Из-за высокой смертности она была частым гостем в семьях. В отличие от этого ребенок, рожденный сейчас в Америке, вероятно, проживет более 74 лет, на целые 29 лет дольше, чем  могли рассчитывать в начале ХХ века его предки. Поскольку наши предки были в постоянном контакте со смертью, то они смотрели на нее как на обычный и естественный феномен.

После прогресса  медицинской науки и изменений  религиозности общества, возникли демографические  сдвиги. Некоторые еще хорошо помнят времена, когда большинство бабушек  и дедушек, радетелей и детей  жили совместно или, по крайней мере, в близи друг от друга. Но сегодня  с расширением миграции членов большинства  семей разделяют штаты или  даже континенты. И это также ограждает  их от переживаний, связанных с болезнью и приближающейся смертью.

Следует заметить, что престарелые, наиболее подверженные смерти, находятся часто вне поля зрения близких. В современном западном обществе они стареют в специальных  учреждениях. Некоторые старики  доживают свой век в домах для  престарелых, сообществах пожилых  граждан или, в ряде случаев, в больницах. Там они ожидают смерти подобно тому, как в древности ее ждал прокаженный. А многие, более того, даже не видят процесса естественного старения.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с подростками склонными к суицидальному поведению