Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть понятие психологической совместимости в семье.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть социально-психологическую модель семейных отношений.
2. Определить психологическую совместимость как основной фактор семейного благополучия.
Введение
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Семья является одной из важных сфер жизни человека, в которой имеет место постоянное и тесное общение и в которой складываются своеобразные межличностные отношения. Ведь брак определяется как юридически закрепленные семейные отношения между мужчиной и женщиной, которые проявляются на фоне постоянного общения их друг с другом. Заключение брака предполагает взятие на себя определенных обязательств во взаимоотношениях друг с другом. Семейные отношения начинаются с выбора супруга и расширяются и усложняются по мере роста семьи и необходимости воспитания детей.
Семья - это сложное социальное образование, каждый член которого одновременно является и неповторимой личностью, индивидуальностью, и составной частью единого целого — семейной группы. В свою очередь, эта группа не так проста, как может показаться на первый взгляд. Не случайно исследованием ее проблем активно занимаются философы, социологи, этнографы, демографы, правоведы, историки, экономисты, психологи, педагоги, медики.
Для того чтобы брак был стабильным и удачным, необходима бытовая и психологическая совместимость супругов. Совместимость - такой эффект общения людей, который характеризуется максимально возможной удовлетворенностью отношениями, ощущением единства, целостности пары (что выражается в ощущении сходства, подобия, одинаковости). Для супругов общение является не только средством решения семейно-бытовых вопросов, но и самоцелью - как «общение ради общения». Именно совместимость покажет, насколько удачно сложится каждодневное общение, насколько легко супруги будут переносить постоянное присутствие друг друга, каким образом и насколько успешно они будут решать бытовые и материальные проблемы, насколько схожи их взгляды на воспитание детей и т.д.
Выявлению факторов супружеской совместимости посвящены работы А.Н. Волковой, Я.Л. Коломинского, Ю.Н. Олейника, Н.Н. Обозова, В.А. Терехина и др.
Цель курсовой работы – раскрыть понятие психологической совместимости в семье.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1.1 Структура, формы, функции семьи
Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, дочь и сын по отношению к своим родителям [3,4,10,17].
С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.
Итак, семья — это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Кроме того, семье присущи такие особенности, как пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают, в ней человек рождается); максимальный гетерогенный состав группы (возрастные, половые, личностные, социальные, профессиональные и другие различия членов семьи); максимальная степень неофициальности контактов в семье и повышенная эмоциональная значимость семейных событий [23].
Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения [24]. Выделяются моногомная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары - мужа и жены: полигамная – это брак одного с несколькими (полинадрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).
Родственные связи определяют простой, нуклеарной, или сложный, расширенный тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.
Расширенная семья объединяет две или более нуклкарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные или в новую семью.
Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.
В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет) стали создавать материанские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».
Любая семья
создается с целью
Ведущая
роль в современной семье
В группу супружеских функций входят функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества — организациях, учреждениях, семьях и проч.), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие. Группа родительских функций включает функции рождения и воспитания (первичной социализации) детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных (недееспособных) членов семьи.
Главным в анализе семейных отношений
является понятие «роль». Роли человек
присваивает в ходе социализации,
под влиянием ближайшего социального
окружения, которому он подражает, которое
его поощряет за одни поступки и
наказывает за другие. В результате
в человеке укореняются те или
иные представления о должном
поведении, которые он и воплощает
в своей жизни. Эти роли переносятся
и в семью. Например, «отец» и «мать»
- это роли, определяемые функцией в
социализации и обеспечении
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
В структуру семьи входит ролевое
взаимодействие в семье. Это совокупность
норм и образцов поведения одних
членов семьи по отношению к другим.
Традиционные роли, когда женщина
вела домашнее хозяйство, воспитывала
детей, а муж был хозяином, собственником
имущества и обеспечивал
Таким образом, мы можем сказать, что семья - это такая система, где каждый ее член выполняет соответствующие своей роли функции и обязанности, чтобы обеспечить других членов семьи всем необходимым. Протекание жизненных процессов в семье неотделимо от процесса общения и взаимодействия, характер этого взаимодействия во многом обуславливает «успешность» семьи.
1.2 Общение и взаимодействие в семье
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее [9].
От взаимодействия в семье зависит
степень удовлетворенности
Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.
Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях супругам очень важно понять позицию друг друга, поставить себя на место друг друга.
В семейном общении очень важны
нравственные принципы, главным из
которых является - уважение другого,
его «я». Во многих семьях после трудного
трудового дня супруги
Отсутствие адекватного
Рассмотрим основные компоненты культуры общения. К ним относятся:
-сопереживание,
-терпимость,
-уступчивость,
-доброжелательность [16].
Особая способность к общению - умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.
В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой [18].
Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.
Во многих семьях в большинстве
своём дети чаще общаются с матерью,
чем с отцом. Беседы же с отцом
имеют кратковременный
Информация о работе Социально-психологическая модель семейных отношений