Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть понятие психологической совместимости в семье.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть социально-психологическую модель семейных отношений.
2. Определить психологическую совместимость как основной фактор семейного благополучия.
Существенной чертой индивидуального стиля деятельности может быть ригидность - постоянная тенденция человека к сохранению в неизменности своих нравственных, эстетических, мировоззренческих и других взглядов, шаблонов и стереотипов поведения, особая закоренелость привычек, способов мышления, решения различных жизненных задач. Как бы антиподом такой важной черты может быть лабильность, подвижность, пластичность нервной системы человека, достаточная легкость в смене работы, места жительства, привычек, мнений и взглядов [10].
Одни из главных черт характера,
от которых во многом зависит успех
семейной жизни - это отношение к
себе, самооценка и отношение к
супругу. Человек, слишком хорошо оценивающий
себя должен постоянно бороться, чтобы
и другой его тоже оценивал. Он старается
увеличить психологическую «
Совместимость супругов основывается также на возможности совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей). Наиболее значимы 5 потребностей:
- Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье: матери, отца; мужа, жены; хозяина, хозяйки; женщины, мужчины; главы семьи, большинство из которых является новыми для вступающих в брак. Одной из причин конфликтов семье служит расхождение представлений супругов об исполнении каждым из них семейных ролей.
- Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.
а) брачные партнеры рассматриваются
как совместимые или
б) общение, как мы уже отмечали выше, выполняет в семье очень важную психотерапевтическую функцию. В общении, основанном на сопереживании, взаимном уважении, супруги находят поддержку своих поступков, настроений, чувств, переживаний, получают эмоциональную разрядку. И, напротив, взаимное отчуждение, дезорганизующее общение супругов, формирует у них чувство одиночества, незащищенности, взаимной неудовлетворенности, провоцируя семейные конфликты.
- Познавательные потребности супругов. Проводившиеся ранее исследования показали, что интеллектуальные ценности являются наиболее важными для супругов.
- Материальные потребности, включающие потребности в совместном приобретении необходимых семье материальных ценностей и в обеспечении благополучия. Предполагается, что эгоистические тенденции одного или нескольких супругов, проявляющиеся в стремлении максимально удовлетворить собственные материальные потребности в ущерб интересам другого партнера и всей семьи в целом, могут привести к возникновению конфликтов.
- Потребность в защите «Я - концепции» как совокупности образов «Я» обеспечивающих представление человека о самом себе как об известной целостности и определенности, которая возникает не только на основе восприятия индивида, но и как результат восприятия его другими людьми. Поскольку «Я-концепция» формируется, развивается и поддерживается в социальном взаимодействии, постольку для идентификации человека с самим собой, для поддержания целостности и ценности его личности крайне необходимо, чтобы собственное представление о себе совпадало с тем, что, по его мнению, думают о нем окружающие. Особенно важно в этом плане мнение значимых других, в соответствии с которыми человек ожидает и определенного отношения к себе окружающих, устойчивых проявлений в общении с ним, поддерживающих у него чувство своей определенности, значимости, важности. [6]
Психологическая совместимость субъектов – явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость, личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.
Н. Н. Обозов выделяет 5 основных уровней
супружеской совместимости [15]
1. Физиологический – на этом уровне рассматриваются возрастные особенности партнеров, особенности метаболических процессов организма и т. п.. Нарушения физиологического уровня совместимости проявляются в рассогласовании и дисгармоничности сексуальной жизни супругов.
2. Психофизиологический – основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей и эмоциональных особенностей партнеров. Следствием нарушения данного уровня является несогласованность эротических контактов, имеющих психологическую природу.
3. Психологический – предполагает согласованность характеров, мотивов поведения, личностных качеств партнеров. Рассогласование приводит к отчуждению супругов, высокому уровню конфликтности пары, сложностям в распределении главенства внутри семьи.
Симптомами нарушения
4. Социально-психологический –
более интегрированный уровень
взаимодействия, предполагает согласование
социальных ролей, интересов,
ценностных ориентации. На данном
уровне формируется семейно -
ролевая согласованность
5. Духовный – предполагает сходство социальных установок относительно важнейших фактов действительности, связанных с реализацией групповых и личных интересов.
Высшим и наиболее сложным уровнем
духовной совместимости является ценностно-ориентационное
единство семьи. [9] Феноменом, противоположным
совместимости, является несовместимость
людей, когда их потребности не находят
удовлетворения во взаимодействии, действия
и поведение в целом
У взаимодействующих людей
При несовместимости в браке
возникает конфликт – происходит
столкновение как субъективных, так
и объективных тенденций в
мотивах, отношениях, действиях и
поведении партнеров. При несовместимости
партнеров по браку наблюдается
неспособность в критических
ситуациях понять друг друга, несинхронность
психомоторных реакций, различия во
внимании, мышлении и в других врожденных
и приобретенных качествах
В процессе совместной жизни в браке партнеры решают совместные задачи. Согласованность в решении этих задач между партнерами по браку определяет их сработанность. При совместной деятельности в случае эффективности возникает удовлетворенность не только собой, но и партнером [9].
Таким образом, мы можем говорить,
что психологическая
2.3.Методы изучения
Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную оценку взаимоотношений супругов, психолог получает с помощью диагностирующих опросников, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.
Исходя из существующего понимания структуры каждого из уровней совместимости, для их изучения используются следующие методы и методики.
Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре.
Общение между супругами лежит в основе семейного благополучия и включает очень важную функцию - помогает человеку обеспечить личный комфорт себе и своим близким. Общение дает возможность проявиться одной из важнейших супружеских ролей – психотерапевтической.
Общение и взаимоотношения супругов в благополучных семьях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей в семье, моральная и эмоциональная поддержка (Е.В.Новикова, 1994).
Особенности распределения семейных
ролей, ожиданий и притязаний в браке,
совместимость супружеской пары
исследуются с помощью
Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) (Приложение А) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.
Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой (ПриложениеВ).
Методика направлена нз изучение ценностно-функциональных аспектов супружеских отношений. Опросник включает в себя 3 шкалы: шкала ролевых притязаний, шкала ролевых ожиданий и шкала семейных ценностей, позволяющая определить ранговое место основных семейных функций в ценностной иерархии субъекта. Методика «РОП» позволяет определить субъективную ценность, а также ролевые ожидания и притязания супругов относительно реализации следующих семейных функций:
- интимно-сексуальная функция;
- функция
личностной идентификации с
- хозяйственно-бытовая функция.
Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.
Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное - неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.
Известно, что характер общения
и взаимоотношений в
Методы исследования индивидуальности супругов
Результаты индивидуально-
Личностная совместимость (психологический уровень супружеской совместимости) – это автоматическое распределение психологической нагрузки, выработка оптимальных способов общения, понимание спонтанных проявлений партнера и адекватное реагирование на них.
Использование результатов исследования индивидуальности супругов – одна из форм коррекционной работы, направленной на улучшение взаимопонимания. Она осуществляется с помощью таких методик, как определение типа темперамента (Г.Айзенк), «16 личностных факторов» (Р. Кеттелл), тест «MMPI» (Дж. Мак-Кинм, С.Хатэуэй), методика рисуночной фрустрации (С. Розецвейг), цветовой тест (М. Люшер).
Для изучения
характерологической
Методика разработана Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе, своем партнере по взаимодействию (в данном случае взаимодействию внутри семьи), своем идеальном «Я» и идеальном образе партнера. Кроме того, она позволяет определить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке Данный опросник не направлен впрямую на диагностику семейных отношений, однако, на сегодняшний день достаточно успешно применяется в данной сфере психологической диагностики. С помощью данной методики определяются следующие типы отношений между супругами:
Информация о работе Социально-психологическая модель семейных отношений