Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:05, реферат
Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица иди социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологи наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. Альтруистическая ориентация носит общегуманаый характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности.
ВВЕДЕНИЕ………………….…………………………………………………..3-4
1. Понятие об альтруизме…………………………………………...……...…..4-5
2. Психологические концепции альтруизма…………………………….…….5-9
3. Социальные теории альтруистического поведения……………...……….9-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..12
ЛИТЕРАТУРА………………………………
Федеральное агентство по образованию РФ
Уральский Институт Экономики, Управления и Права
Нижнетагильский филиал
Реферат
По социальной психологии
На тему: «Социально-психологические факторы альтруистического поведения»
Выполнил: студентка заоч./отд.
гр
2013г
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………
1. Понятие об альтруизме…………………………………………...…
2. Психологические концепции альтруизма…………………………….…….5-9
3. Социальные теории альтруистического поведения……………...……….9-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Альтруизм (лат. Alter - другой) - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.
Изучение проблемы альтруизма сплетает фундаментальные теоретические и актуальные практические задачи. Конкретные исследования истоков и психологических механизмов альтруизма в перспективе открывают возможность влиять на такие трудно управляемые социально-психологические процессы, как морально-нравственное развитие, воспитание, общественная поддержка и взаимопомощь в экстремальных ситуациях.
Среди неоднозначного спектра исследований альтруизма, с нашей точки зрения, выделяется концепция профилей личности по доминирующему инстинкту В.И. Гарбузова, где альтруизм, как инстинкт добра и гуманизма, морально ограничивает тенденции всех инстинктов, выступая в роли своеобразной «совести», не содержит эгоизма. Высшая ценность для данного профиля личности – Человек.
Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица иди социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологи наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. Альтруистическая ориентация носит общегуманаый характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности. Например, субъект может оказывать помощь и поддержку незнакомому человеку или действовать в интересах группы людей, реальным членом которой он не является. Принцип альтруизма играет существенную роль в формировании нравственного облика личности.
Альтруистическая ориентация является довольно распространенной формой человеческой активности, играющей роль в межличностных контактах, внутригрупповом взаимодействии, общении и совместной деятельности людей.
Альтруизм (или альтруистическое поведение) имеет разные дефиниции: он определяется как любовь и забота о других; стремление к благополучию других при отсутствии выгоды для себя, склонность безвозмездно жертвовать собой ради группы и др. Это понятие тесно связано с термином просоциального поведения, которое имеет более общий характер и характеризует различные формы поведения, осуществляемые в интересах различных социальных объектов, в противовес поведению, преследующему личные цели.
В истории психологии сложилось несколько точек зрения, объясняющих природу альтруизма.
Альтруистические
нормы. Под ними понимаются такие
термины как потребность
В рамках бихевиоризма альтруизм рассматривается как поведение обусловленное негативным или позитивным эмпатическим подкреплением (т.е. исчезновением неприятного чувства, возникающего при виде страданий другого человека или появлением приятного чувства при виде освобождения человека от этих страданий). Здесь альтруизм отождествляется с эгоистическим поведением. Ряд других авторов (Вейсс и др.) считают, что альтруистический поступок имеет самостоятельное подкрепляющее значение.
В психоанализе альтруизм рассматривается как стремление редуцировать присущее человеку чувство вины перед другим путем бескорыстного поступка. Основываясь на этой гипотезе ряд авторов предположили, что испытуемые нарушившие определенное правило, будут более склонны к альтруистическому поведению (например больше соглашались на участие в эксперименте, в котором их подвергали ударам электротока). Аналогичные результаты были получены в исследовании Харрис и др. Так, католики, идущие на исповедь, жертвуют гораздо большую сумму на благотворительные цели, чем верующие выходящие после исповеди. Авторы объясняют этот феномен уменьшением чувства вины после исповеди.
Синтез представлений об альтруизме некоторых западных (Шварца, Хекхаузена, Рейковского и др.) и отечественных психологов (Божович, Запорожца и др.) позволяет выделить два типа альтруистических мотивов: личностно-нормативный (мотив морального долга) и эмоциональный (мотив сочувствия). Первый является следствием нормативного воспитания личности и формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм, которые стали внутренними императивами, регулирующими деятельность. Реализация этого мотива сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения. Мотив сочувствия основан на воспитании идентификационных и эмпатических способностей. Его реализация не возможна без процесса сочувствия и вчувствования в переживания нуждающегося в помощи человека. Этот механизм основан временном исчезновении границ между моим «Я» и «Я» другого человека.
Первой среди концепций данной группы назовем теорию социального обмена. В ней говорится о том, что любое альтруистическое взаимодействие направляется «социальной экономикой». «Мы обмениваемся не только материальными ценностями и деньгами, но и такими социальными ценностями, как любовь, услуги, информация и статус. При этом мы используем стратегию «минимакса», то есть стремимся свести к минимуму собственные затраты и получить максимально возможное вознаграждение». Проекция данной теории в прошлое позволяет без труда увидеть её «культурных» и «эволюционных» предшественников. Это правила взаимного обмена, на основе которых построен ритуал потлача и которые, в свою очередь, сами базируется на реципрокном альтруизме, описанном Трайверсом. В то же время в теории социального обмена легко заметить поправку, внесённую современной культурой общества потребления. Если в потлаче правилом хорошего тона были значительная расточительность и щедрость, что надежно закрепляло отношения с партнером на зависимых для последнего условиях, то в стратегии «минимакса» речь ведётся о максимальной экономии собственного ресурса. В этом контексте интересны наблюдения Чалдини. С одной стороны, он рассматривает обмен как универсальное социальное правило, которому практически невозможно противостоять, с другой стороны, говорит о мошенниках, которые научились использовать «норму обмена» в своих целях (Чалдини, 1999). Стратегия «минимакса» - это скорее уловка рационального разума, заботящегося о собственной выгоде, а не о поддержании социального баланса.
Вторая из серии
психологических концепций
Основной посылкой «теории эгоизма» является то, что альтруистичным поведение не может быть в принципе, оно всегда преследует некоторую выгоду и весь вопрос сводится только к тому, чтобы определить какую именно. Среди возможных выгод от альтруизма сторонники данной концепции называют факторы, которые условно можно классифицировать по двум группам: самовознаграждения и самоуспокоения. К первой группе относятся: повышение самооценки от помощи другим, рост чувства собственного достоинства, повышение уверенности в себе. Во вторую группу можно зачислить все то, что связано с уменьшением внутренней тревоги и защитой собственного Эго: избавление от чувства вины, бегство от личных проблем и угрызений совести и пр.
Вся перечисленная
мотивация, как самовознаграждающая,
так и самоуспокаивающая
Третий подход к альтруизму рассматривает альтруизм как следствие эмпатии. Действительно, такой социальный навык, как эмпатия, не только помогает осуществлять альтруистическое поведение, но и лежит в основе социального интеллекта. О вкладе эмпатии в реализацию альтруистического типа поведения говорится также в работах ряда отечественных авторов. Благодаря эмпатии мы сочувствуем человеку, то есть, испытываем сходные с ним чувства и на основе этого сопереживаем ему, то есть комплиментарно откликаемся на его эмоции.
Эмпатия - это аффективное понимание другого; не удивительно поэтому, что она лежит в основе социального поведения. Другое дело, что эмпатия, как составляющая социального интеллекта, может лежать и в основе манипуляции человеком, то есть порождать поведение, весьма далекое от альтруистического. Эмпатия - это инструмент понимания и весь вопрос в том, как его использовать. О возможной асоциальной направленности эмпатии говорит, например, Л.П.Журавлёва. Эмпатия действительно необходима для кооперативного поведения, но совсем не достаточна. Если у животных эмоция влечет за собой поведенческую реакцию, то у человека между этими двумя составляющими может быть развернутый внутренний план.
В качестве доказательства
«эмпатийного» происхождения
Заметим, что альтруизм, основанный на эмпатии, ряд философов и ученых рассматривают как «истинный» только с существенными оговорками. Например, В.С.Соловьев указывает на целый ряд возможных аспектов безнравственного поведения, мотивированного только чувством сострадания (1996). Схожую мысль высказывает и Г.М.Андреева (1980). Действительно, будучи мотивированным исключительно эмпатией, можно, например, накормить и дать денег серийному убийце, бежавшему из колонии. Мы действительно поступим «из сострадания», безусловно, альтруистически, но предвидение возможных последствий у любого нормального человека вызовет сомнения в правильности подобного «альтруизма».
Сторонники
взгляда на альтруизм сквозь призму
эмпатии связывают данный социальный
навык с психологическим
Информация о работе Социально-психологические факторы альтруистического поведения