Социально-психологические факторы альтруистического поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица иди социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологи наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. Альтруистическая ориентация носит общегуманаый характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………….…………………………………………………..3-4
1. Понятие об альтруизме…………………………………………...……...…..4-5
2. Психологические концепции альтруизма…………………………….…….5-9
3. Социальные теории альтруистического поведения……………...……….9-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..12
ЛИТЕРАТУРА………………………………

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ 2.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию РФ

Уральский Институт Экономики, Управления и Права

Нижнетагильский филиал

 

 

 

 

Реферат

По социальной психологии

На тему: «Социально-психологические факторы альтруистического поведения»

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка  заоч./отд.

гр 

                                                                  Проверил: преподаватель

 

 

 

 

 

 

2013г

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………….…………………………………………………..3-4

1. Понятие об альтруизме…………………………………………...……...…..4-5

2. Психологические концепции альтруизма…………………………….…….5-9

3. Социальные теории альтруистического поведения……………...……….9-11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..12

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Альтруизм (лат. Alter - другой) - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.

Изучение проблемы альтруизма сплетает фундаментальные теоретические и актуальные практические задачи. Конкретные исследования истоков и психологических механизмов альтруизма в перспективе открывают возможность влиять на такие трудно управляемые социально-психологические процессы, как морально-нравственное развитие, воспитание, общественная поддержка и взаимопомощь в экстремальных ситуациях.

Среди неоднозначного спектра исследований альтруизма, с  нашей точки зрения, выделяется концепция  профилей личности по доминирующему  инстинкту В.И. Гарбузова, где альтруизм, как инстинкт добра и гуманизма, морально ограничивает тенденции всех инстинктов, выступая в роли своеобразной «совести», не содержит эгоизма. Высшая ценность для данного профиля личности – Человек.

Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица иди социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологи наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. Альтруистическая ориентация носит общегуманаый характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности. Например, субъект может оказывать помощь и поддержку незнакомому человеку или действовать в интересах группы людей, реальным членом которой он не является. Принцип альтруизма играет существенную роль в формировании нравственного облика личности.

Альтруистическая ориентация является довольно распространенной формой человеческой активности, играющей роль в межличностных контактах, внутригрупповом взаимодействии, общении и совместной деятельности людей.

 

  1. ПОНЯТИЕ ОБ АЛЬТРУИЗМЕ

 

  Альтруизм (или альтруистическое поведение) имеет разные дефиниции: он определяется  как любовь и забота о других; стремление к благополучию других при отсутствии выгоды для себя, склонность безвозмездно жертвовать собой ради группы и др. Это понятие тесно связано с термином просоциального поведения, которое имеет более общий характер и характеризует различные формы поведения, осуществляемые в интересах различных социальных объектов, в противовес поведению, преследующему личные цели.

В истории психологии сложилось несколько точек зрения, объясняющих природу альтруизма.

Альтруистические  нормы. Под ними понимаются такие  термины как потребность отдавать, норма социальной ответственности. Согласно последней, если другой человек  зависит от тебя в достижении своей  цели, то ты должен ему помогать. Мера, в которой человек следует этой норме зависит от степени ее актуализации в сознании индивида. Последняя же определяется прошлым опытом человека. Как показали эксперименты Гринласса, альтруистическая «норма социальной ответственности» (стремление помогать всем людям) актуализируется в том случае, если предыдущая помощь индивиду носит позитивный характер или вообще отсутствовала; если же она имела негативный характер, то актуализируется «норма реципрокности» (добро за добро).

В рамках бихевиоризма альтруизм рассматривается как поведение обусловленное негативным или позитивным эмпатическим подкреплением (т.е. исчезновением неприятного чувства, возникающего при виде страданий другого человека или появлением приятного чувства при виде освобождения человека от этих страданий). Здесь альтруизм отождествляется с эгоистическим поведением. Ряд других авторов (Вейсс и др.) считают, что  альтруистический поступок имеет самостоятельное подкрепляющее значение.

В психоанализе альтруизм рассматривается как стремление редуцировать присущее человеку чувство вины перед другим путем бескорыстного поступка. Основываясь на этой гипотезе ряд авторов предположили, что испытуемые нарушившие определенное правило, будут более склонны к альтруистическому поведению (например больше соглашались на участие в эксперименте, в котором их подвергали ударам электротока). Аналогичные результаты были получены в исследовании Харрис и др. Так, католики, идущие на исповедь, жертвуют гораздо большую сумму на благотворительные цели, чем верующие выходящие после исповеди. Авторы объясняют этот феномен уменьшением чувства вины после исповеди.

Синтез представлений  об альтруизме некоторых западных (Шварца, Хекхаузена, Рейковского и др.) и  отечественных психологов (Божович, Запорожца и др.) позволяет выделить два типа альтруистических мотивов: личностно-нормативный (мотив морального долга) и эмоциональный (мотив сочувствия). Первый является следствием нормативного воспитания личности и формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм, которые стали внутренними императивами, регулирующими деятельность. Реализация этого мотива сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения. Мотив сочувствия основан на воспитании идентификационных и эмпатических способностей. Его реализация не возможна без процесса сочувствия и вчувствования в переживания нуждающегося в помощи человека. Этот механизм основан временном исчезновении границ между моим «Я» и «Я» другого человека.   

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АЛЬТРУИЗМА

 

Первой среди концепций данной группы назовем теорию социального обмена. В ней говорится о том, что любое альтруистическое взаимодействие направляется «социальной экономикой». «Мы обмениваемся не только материальными ценностями и деньгами, но и такими социальными ценностями, как любовь, услуги, информация и статус. При этом мы используем стратегию «минимакса», то есть стремимся свести к минимуму собственные затраты и получить максимально возможное вознаграждение». Проекция данной теории в прошлое позволяет без труда увидеть её «культурных» и «эволюционных» предшественников. Это правила взаимного обмена, на основе которых построен ритуал потлача и которые, в свою очередь, сами базируется на реципрокном альтруизме, описанном Трайверсом. В то же время в теории социального обмена легко заметить поправку, внесённую современной культурой общества потребления. Если в потлаче правилом хорошего тона были значительная расточительность и щедрость, что надежно закрепляло отношения с партнером на зависимых для последнего условиях, то в стратегии «минимакса» речь ведётся о максимальной экономии собственного ресурса. В этом контексте интересны наблюдения Чалдини. С одной стороны, он рассматривает обмен как универсальное социальное правило, которому практически невозможно противостоять, с другой стороны, говорит о мошенниках, которые научились использовать «норму обмена» в своих целях (Чалдини, 1999). Стратегия «минимакса» - это скорее уловка рационального разума, заботящегося о собственной выгоде, а не о поддержании социального баланса.

Вторая из серии  психологических концепций теория альтруизма рассматривает оказание любой помощи, как проявление замаскированного эгоизма. Причем, если в первом случае речь ведется о сотрудничающем поведении, построенном на взаимовыгодном обмене, то в теории «замаскированного эгоизма» фокус восприятия сдвинут в сторону мотивационной составляющей помогающего поведения, а само оно практически не рассматривается. Знакомство с данным подходом формирует ощущение, что его единственным назначением стало оправдание чрезмерного эгоизма и конкуренции западной цивилизации.

Основной посылкой «теории эгоизма» является то, что  альтруистичным поведение не может  быть в принципе, оно всегда преследует некоторую выгоду и весь вопрос сводится только к тому, чтобы определить какую именно. Среди возможных выгод от альтруизма сторонники данной концепции называют факторы, которые условно можно классифицировать по двум группам: самовознаграждения и самоуспокоения. К первой группе относятся: повышение самооценки от помощи другим, рост чувства собственного достоинства, повышение уверенности в себе. Во вторую группу можно зачислить все то, что связано с уменьшением внутренней тревоги и защитой собственного Эго: избавление от чувства вины, бегство от личных проблем и угрызений совести и пр.

Вся перечисленная  мотивация, как самовознаграждающая, так и самоуспокаивающая действительно  может иметь место при том  или ином альтруистическом поступке. Это и логично. Если бы мы, оказав кому-нибудь помощь, испытывали досаду, вину, горечь, печаль, сожаление, злость и раздражение, то вскоре отучились бы от альтруистических взаимоотношений. Во внутреннем самовознаграждении нет ничего плохого. Кроме того, описанная самомотивация может иметь место и при откровенно эгоистических поступках, то есть она не четко дифференцирует эти два типа поведения, а значит, и не работает как классифицирующий критерий. К тому же подход со стороны «замаскированного эгоизма» совсем не объясняет «подвиги Александра Матросова», которые, к слову, являются универсальным типом поведения для всех народов и культур. Например, только во время войны США во Вьетнаме 63 солдата получили награды за то, что собственными телами закрыли своих товарищей во время взрывов (Hunt, 1990; данные по: Майерс, 1998). Говорить о таких людях, что у них была эгоистическая мотивация, как минимум, неуместно. Они поступили, так как поступили и, скорее всего, иначе и не могли. Тех долей секунды, которые отделяли зрительную информацию от самого поступка, явно было не достаточно для осознанного принятия решения. На наш взгляд, концепция «замаскированного эгоизма» носит скорее не научный, а мировоззренческий характер и является философским оправданием эгоцентрического типа поведения.

Третий подход к альтруизму рассматривает альтруизм  как следствие эмпатии. Действительно, такой социальный навык, как эмпатия, не только помогает осуществлять альтруистическое поведение, но и лежит в основе социального интеллекта. О вкладе эмпатии в реализацию альтруистического типа поведения говорится также в работах ряда отечественных авторов. Благодаря эмпатии мы сочувствуем человеку, то есть, испытываем сходные с ним чувства и на основе этого сопереживаем ему, то есть комплиментарно откликаемся на его эмоции.

Эмпатия - это аффективное понимание другого; не удивительно поэтому, что она лежит в основе социального поведения. Другое дело, что эмпатия, как составляющая социального интеллекта, может лежать и в основе манипуляции человеком, то есть порождать поведение, весьма далекое от альтруистического. Эмпатия - это инструмент понимания и весь вопрос в том, как его использовать. О возможной асоциальной направленности эмпатии говорит, например, Л.П.Журавлёва. Эмпатия действительно необходима для кооперативного поведения, но совсем не достаточна. Если у животных эмоция влечет за собой поведенческую реакцию, то у человека между этими двумя составляющими может быть развернутый внутренний план.

В качестве доказательства «эмпатийного» происхождения альтруизма обычно приводится пример наблюдения за младенцами, которое осуществил Хоффман. Новорожденные, которым от роду всего один день, плачут больше, если слышат крик других детей. В родильных домах стоит заплакать одному, как к нему сразу же присоединяется целый хор плачущих голосов (Hoffman, 1981). Примечательно, что представители другого психологического направления изучения альтруизма - «эгоистического» - даже эмпатию осмыслили в терминах эгоцентризма. С их точки зрения, люди помогают нуждающимся, не потому, что сопереживают им, а потому, что «хотят избавиться от собственных негативных эмоций и дискомфорта по этому поводу» (данные по: Майерс, 1998).

Заметим, что  альтруизм, основанный на эмпатии, ряд  философов и ученых рассматривают  как «истинный» только с существенными  оговорками. Например, В.С.Соловьев указывает на целый ряд возможных аспектов безнравственного поведения, мотивированного только чувством сострадания (1996). Схожую мысль высказывает и Г.М.Андреева (1980). Действительно, будучи мотивированным исключительно эмпатией, можно, например, накормить и дать денег серийному убийце, бежавшему из колонии. Мы действительно поступим «из сострадания», безусловно, альтруистически, но предвидение возможных последствий у любого нормального человека вызовет сомнения в правильности подобного «альтруизма».

Сторонники  взгляда на альтруизм сквозь призму эмпатии связывают данный социальный навык с психологическим механизмом идентификации. Эмпатия усиливает  идентификацию с нуждающимся, и  мы, фактически, помогаем уже не ему, а самим себе в чужом образе (Шопенгауэр, 1998). Действительно, глубинный анализ некоторых альтруистических поступков позволяет расценивать их, как попытку «выкупить» собственное благополучие у судьбы, расплачиваясь с несчастными в актуальном времени. Однако альтруистический поступок от этого «в степени со-помощи» никак не теряет. Если человек жертвует своей жизнью ради «последующего спасения на небесах», он не становится меньшим альтруистом, а лишь тем, кто рационализировал религиозным способом собственное поведение. И если отдельным альтруистам легче «творить добро», руководствуясь принципом справедливости, согласно которому им за это добро потом воздастся, то такое понимание причинно-следственных связей является не более, чем их способом концептуализации и моделирования мира. Менее альтруистичным их поведение не будет. С другой стороны, нужно же альтруистам субъективировать и разъяснять мотивы собственного поведения?

Информация о работе Социально-психологические факторы альтруистического поведения