Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:05, реферат
Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица иди социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологи наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. Альтруистическая ориентация носит общегуманаый характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности.
ВВЕДЕНИЕ………………….…………………………………………………..3-4
1. Понятие об альтруизме…………………………………………...……...…..4-5
2. Психологические концепции альтруизма…………………………….…….5-9
3. Социальные теории альтруистического поведения……………...……….9-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..12
ЛИТЕРАТУРА………………………………
В завершение рассмотрения
«психологических» концепций
К данной группе теорий относятся два подхода к альтруизму, которые объединяет понятие социальной нормы. Разница между этими подходами состоит лишь в том, что в рамках первого взгляда в основе альтруистического поведения лежит норма взаимности, а в рамках второго - норма социальной ответственности.
Идея положить в основу бескорыстно помогающего поведения норму взаимности принадлежит А.Гоулднеру (Gouldner, 1979). Он утверждал, что существует универсальный кодекс чести, базовый постулат которого таков: тем, кто нам помогает, мы должны оказывать ответную помощь, а не причинять зло. Также Гоулднер выделяет и другие базовые социальные нормы, которые содержаться в культурном кодексе любой этнической группы:
Сам Гоулднер был последователем идей реципрокного альтруизма Трайверса, и свои взгляды строил исходя именно из этой концепции. По Гоулднеру, норма взаимности «работает» в любых социальных системах и в любых отношениях. В частности, он рассматривает семейную систему и говорит о важности равноценного взаимного обмена даже в браке. «Порой один из супругов отдает больше, чем получает, но по прошествии длительного времени он может надеяться, что установится определённый баланс во взаимодействии. Во всех подобных взаимоотношениях получать, ничего не отдавая взамен, значит нарушать норму взаимности. Взаимность внутри социальных связей помогает накапливать «социальный капитал» - доверие, совместные действия и связи, являющиеся источником поддержки - все то, от чего зависит здоровье общества» (А.Гоулднер; цит. по: Майерс, 1998). Если же у человека нет возможности оказать ответную равноценную услугу, то ему будет неловко принимать первоначальную помощь, и он может бояться, либо не желать этого делать. Именно поэтому гордые люди с развитым чувством собственного достоинства редко обращаются за помощью. Когда же человек вынужден принимать услугу, на которую не имеет возможности адекватно ответить, страдает его самооценка (Гоулднер).
Конечно, если бы вся наша жизнь строилась на контактах с людьми, поддерживающими все принятые социальные нормы общения, мы бы жили в гораздо более стабильном мире. Но, к сожалению, это не так. Существуют и те, кто с легкостью нарушают любые моральные кодексы, в том числе, и имеющие категорический императивный характер. Для таких людей базовое правило: «тем, кто нам помогает, мы должны оказывать ответную помощь, а не причинять зло» также не является законом. Существует ряд литературных произведений, построенных на описании подобных жизненных коллизий, и они только в малой толике воспроизводят реальное положение дел в сфере нарушения взаимности отношений.
Другой альтруистической нормой, которая в значительной степени определяет бескорыстную помощь, является норма социальной ответственности. Именно эта норма лежит в основе альтруистического поведения в отношении социально незрелых или беспомощных людей - детей, немощных, инвалидов, пожилых и всех тех, кто воспринимаются нами, как неспособные участвовать в равноценном обмене и не могущие ответить нам взаимностью. Таким образом, норма социальной ответственности заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас (Майерс, 1998).
Заметим, что норма социальной ответственности имеет выраженную инстинктивную природу и присутствует у многих видов млекопитающих, ведущих групповой образ жизни. Напомним также, что целый ряд учёных-этологов считает, что инстинкт родительской заботы и бережное отношение к пожилым легли в основу практически всех видов альтруистического поведения.
Две перечисленные теории социальных норм исходят из того, что бескорыстное оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил. На вопрос о том, как эти правила воспроизводятся и ретранслируются из поколения в поколение, отвечают педагогика и педагогическая психология. Укажем только, что воспитание, накопление собственного жизненного опыта, обучение, социальное научение, идентификация и пр. создают целую систему механизмов, обеспечивающих процесс социализации - вхождения ребенка в культуру и овладения им определенной принятой в данном обществе системой норм и ценностей (Бронфенбреннер, 1976).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Альтруизм является следствием эмоциональной реакции - эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания; альтруизм возникает в результате воздействий на субъекта общественных моральных норм. Они представлены человеку главным образом в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.
Альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается реальность, предстающая в форме ценностных ориентаций, при которых центральным критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности; альтруистическое (просоциальное) поведение направленно на благо других и не рассчитано на внешнюю награду. Это поведение обусловлено наличием у человека ряда личностных диспозиций: сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, подозрительности, жадности, скептицизма. Альтруистическое поведение характеризуется переживанием субъекта своего деяния как продиктованного внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Социально-психологические факторы альтруистического поведения