Социально-психологические особенности рабочей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Рабочая группа – это социальная группа, отличающаяся от других форм организации деятельности людей наличием общей цели, четкой трудовой
направленностью, доминированием деловых отношений над эмоциональными связями. Но вместе с тем, ей присущ ряд черт, характерных для организации:
распределение функций между сотрудниками, закреплёнными в правилах и инструкциях;
служебная иерархия, порядок подчинённости;

Файлы: 1 файл

Вариант 19 (Деловое общение в рабочей группе).docx

— 33.78 Кб (Скачать файл)

   Можно отметить, что выявлена напряженная ситуация между всем коллективом и руководителем, с которым создаются конфликтные ситуации. В целом сам коллектив доброжелателен и направлен на общее дело, а именно на повышение производительности труда всей организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процессы  в групповой динамике

   Подобно тому, как нет единого определения понятия «группа», так нет и общего согласия относительно того, что означает термин «групповая динамика». В соответствии с многогранным пониманием групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы малых групп – того, как они формируются, их структуры и процессов, их влияния на отдельных членов группы и на другие группы.

   Групповая динамика включает в себя все процессы взаимодействия, происходящие в малой группе. Сюда входят формирование взаимосвязей, возникновение подгрупп на неформальной основе, влияние одного члена группы на другого, принятие решений, лидерство. Групповой процесс - это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы.

   Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит - осуществляется качественный скачок, т. е. процесс функционирования переходит в процесс развития. То есть все процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают эффективность групповой деятельности.

   Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе.

   На экспериментальном уровне этот процесс был изучен Левиным, немецко-американским психологом, организатором и директором Исследовательского центра групповой динамики Массачусетского технологического института. Эксперимент был осуществлен в США в годы второй мировой войны и имел прикладное значение. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в США снизилось количество пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, однако домохозяйки бойкотировали их покупку. Цель экспериментального исследования Левина состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой формы — выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии. Было создано шесть групп добровольцев-домохозяек из Красного Креста, каждая группа по 13 — 17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить, насколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения мнений, в группах, где прошли групповые дискуссии, — 32%.

   Левин предложил следующую психологическую интерпретацию полученного результата. На лекции домохозяйки пассивно слушали предлагаемые рассуждения, они интерпретировали излагаемые им факты в свете собственного прошлого опыта. После лекции они имели два варианта поведения: покупать или не покупать субпродукты. В момент лекции решение не было принято, и поэтому никакой поддержки группой в пользу принятия решения они не имели; в группе не возникло социальной нормы, которой бы в дальнейшем следовали члены этой группы. Поэтому изменение мнения базировалось исключительно на эффективности убеждения, а она оказалась невысокой. Напротив, в ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовал себя включенным в принятие решения, и это ослабляло сопротивление нововведению. В ходе дискуссии стал очевидным факт, что другие члены группы также движутся в направлении определенного решения, это укрепляло собственную позицию. Решение, таким образом, было подготовлено шаг за шагом, принятое решение превращалось в своеобразную групповую норму, поддержанную и принятую участниками дискуссии. Такой эффект стал возможным потому, что решение не было навязано, а было именно принято группой.

 


Информация о работе Социально-психологические особенности рабочей группы