Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов социальной реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: дети в трудных жизненных ситуациях.
Предмет исследования: социальные условия и организация методов реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи:
– приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях – детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей;
– выявление механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации..........................................................5
§1. Основные симптомы неблагополучия ребенка.............................................5
§2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации....................................................8
Глава II. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления…………………………………………………………………...…25
§1.Социальные проблемы детей и подростков…………………………….…..25
§2. Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации…………………..……………..27
Заключение...........................................................................................................34
Библиография..................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа2.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Новые тенденции в российской экономике и раз­витии общества пос-тавили новые задачи, что нашло от­ражение в новом федеральном законе № 122 от 22 авгу­ста 2004 г., в президентских программах и стратегиях Минис-терства здравоохранения и социального разви­тия на 2006 - 2008 гг. Новый федеральный закон подтвердил наличие сложившихся учреждений и пред-приятий социально­го обслуживания, где отдельными пунктами выделены учреждения для детей. Так, соответствии со статьей 17 к таким учреждениям относятся: территориальные центры социальной помощи се­мье и детям; социально-реабилитационные центры для несовер­шеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков;  стационарные учреждения социального обслужи­вания (детские дома-интернаты для умственно от­сталых детей, дома-интернаты для детей с физи­ческими недостатками).

 

 

 

 

§2. Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

 

              Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации, органов местного самоуправления.

              Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Феде-рации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.

              Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по про­филактике безнадзорности несо-вершеннолетних и органи­зуют индивидуальную профилактическую работу в отноше­нии безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняю­щих своих обязан-ностей по воспитанию, содержанию не­совершеннолетних и (или) отрица-тельно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

              Учреждения социального обслуживания, к которым от­носятся террито-риальные центры социальной помощи се­мье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответ­ствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют бесплатно социальные услуги несовер­шеннолетним, находящимся в социально опасном положе­нии или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или законных представителей либо по инициативе должностных лиц ор­ганов и учреждений системы профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в соци­ально опасном положении, а также семьи, несовершенно­летние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказы­вают им необходимую помощь в соответствии с индивиду­альными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в инди-видуальной профилактической работе с безнадзорны­ми несовершеннолет-ними в учреждениях социального об­служивания, а также оказывают содейс-твие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуж-дающих­ся в помощи государства.

              Для несовершеннолетних, которые нуждаются в соци­альной реаби-литации, создаются и действуют специальные учреждения к которым относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершен­нолетних, осу-ществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказав­шихся в трудной жизненной ситуации.

              Социально-реабилитационный центр для несовершен­нолетних может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отде-ление; отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей; отде­ление социально-правовой помощи; отделение социальной диа-гностики; стационарное отделение; социальную гости­ницу; группу длитель-ного пребывания; группы дневного пребывания и социального патронажа; семейную воспита­тельную группу; отделение помощи семье и детям и дру-гие структурные подразделения, отвечающие уставным целям социально-реабилитационного центра для несовершенно­летних;

2)  социальные приюты для детей, обеспечивающие времен­ное прожи-вание и социальную реабилитацию несовершенно­летних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуж­дающихся в экстренной социальной помощи государства.

              Социальный приют для детей может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделе­ние; отделение социальной диагностики; отделение соци­ально-правовой помощи; отделение социальной реабили­тации, включающее социальную гостиницу, семейную воспита-тельную группу; группу социального патронажа и другие подразделения, отвечающие целям и задачам соци­ального приюта для детей;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения ро­дителей, пред-назначенные для временного содержания не­совершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

              Центр помощи детям, оставшимся без попечения роди­телей, может создавать следующие структурные подразде­ления: приемное отделение; отделение социальной диагно­стики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее стационарное от­деление; группу длительного пребывания; семейную воспи­тательную группу; отде-ление перевозки несовершеннолетних и иные подразделения, отвечающие целям и задачам центра помощи детям, оставшимся без попечения роди-телей.

              Социальная гостиница учреждений предназначается для несовершен-нолетних в возрасте от 15 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Несовершеннолетние в социальной гостинице находятся на осно-вании письменно­го договора, заключаемого между несовершеннолетним и администрацией учреждения, в котором определяются вза­имные обязанности и права сторон с учетом норм действу­ющего законодательства. Организацию деятельности соци­альной гостиницы и методы работы рекомендуется опре-делять Положением о социальной гостинице, утверж­даемым директором учреждения[8].

              В специализированные учреждения для несовершенно­летних, нуждаю-щихся в социальной реабилитации, кругло­суточно принимаются в установ-ленном порядке несовер­шеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:

1) оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

2)  проживающие в семьях, находящихся в социально опасном поло-жении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образова-тельных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самоволь-но ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрыто­го типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

              Основанием для помещения в специализированные уч­реждения для несовершеннолетних, нуждающихся в соци­альной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершенно­летнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолет-него противо­речит его интересам;

3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних;

4) постановление лица, производящего дознание, следо­вателя, проку-рора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

5)  акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управ-ления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муници-пального образования, отде­ла (управления) внутренних дел закрытого административ­но-территориального образования, отдела (управления) внут-ренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолет-него в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуж-дающихся в социальной ре­абилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой на­селения.

              В специализированные учреждения для несовершенно­летних, нуждаю-щихся в социальной реабилитации, не мо­гут быть помещены лица, нахо-дящиеся в состоянии алко­гольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

              Несовершеннолетние обслуживаются в специализиро­ванных учреж-дениях для несовершеннолетних, нуждаю­щихся в социальной реабилитации, в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в те­чение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации. Несовер­шеннолетний, добровольно обратившийся в специали-зиро­ванное учреждение для несовершеннолетних, нуждающих­ся в со-циальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

              Специализированные учреждения для несовершенно­летних, нуждаю-щихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положени­ями о них:

1) принимают участие в выявлении и устранении при­чин и условий, способствующих безнадзорности и беспри­зорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную по­мощь несо-вершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуа­ции, восстановлении социального статуса несовер-шенно­летних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жи-тельства, содействуют возвращению несовершеннолет­них в семьи;

3) содержат в установленном порядке на полном госу­дарственном обеспечении несовершеннолетних, осуществ­ляют их социальную реабили-тацию, защиту их прав и за­конных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим об­разовательным программам, содействуют их профессио­нальной ориентации и получению ими специальности;

4) уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолет­них в указанные учреждения;

5) содействуют органам опеки и попечительства в осу­ществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.

                            При осуществлении социальной реабилитации несовер­шеннолетних рекомендуется предусматривать:

– поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстанов-ление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

– оздоровление системы межличностных отношений несовершен-нолетних, восстановление их социального ста­туса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, сня­тие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;

– содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;

– включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой дея-тельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом воз-растных и физиологических особенностей;

– оказание комплексной медико-психолого-педагоги­ческой помощи.

              Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершен-нолетних реализуются в условиях дневного или круглосуточного (стацио-нарного) пребывания несовершен­нолетнего в учреждении либо в семейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершении программ со­циальной реабилитации сотрудниками соответствующего отделения учреж-дения осуществляется патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.


Заключение

 

Результаты исследования и диагностики социальной работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации, позволили сделать следующие выводы:

1.                  Изучение научно-методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой обзор зарубежных исследований.

2.                  Из результатов диагностики было установлено, что часть детей имеют ярко выраженное агрессивное поведение, носящее деструктивный характер.

3.                  В результате осуществления коррекционной работы были отмечены позитивные изменения агрессивного поведения детей.

4.                  Данные, полученные про проведении контрольного эксперимента, подтвердили наше предположение о том, что обучая детей приемам конструктивного выражения агрессии, а взрослых приемам снятия напряжения и методам терпимого отношения в общении с детьми, способствует снятию эмоционального напряжения и снижает уровень неконтролируемых, агрессивных импульсов.

Информация о работе Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления