Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов социальной реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: дети в трудных жизненных ситуациях.
Предмет исследования: социальные условия и организация методов реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи:
– приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях – детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей;
– выявление механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации..........................................................5
§1. Основные симптомы неблагополучия ребенка.............................................5
§2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации....................................................8
Глава II. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления…………………………………………………………………...…25
§1.Социальные проблемы детей и подростков…………………………….…..25
§2. Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации…………………..……………..27
Заключение...........................................................................................................34
Библиография..................
Новые тенденции в российской экономике и развитии общества пос-тавили новые задачи, что нашло отражение в новом федеральном законе № 122 от 22 августа 2004 г., в президентских программах и стратегиях Минис-терства здравоохранения и социального развития на 2006 - 2008 гг. Новый федеральный закон подтвердил наличие сложившихся учреждений и пред-приятий социального обслуживания, где отдельными пунктами выделены учреждения для детей. Так, соответствии со статьей 17 к таким учреждениям относятся: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; стационарные учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).
§2. Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации, органов местного самоуправления.
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Феде-рации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.
Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несо-вершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязан-ностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрица-тельно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.
Учреждения социального обслуживания, к которым относятся террито-риальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции в инди-видуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолет-ними в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содейс-твие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуж-дающихся в помощи государства.
Для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реаби-литации, создаются и действуют специальные учреждения к которым относятся:
1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осу-ществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отде-ление; отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной диа-гностики; стационарное отделение; социальную гостиницу; группу длитель-ного пребывания; группы дневного пребывания и социального патронажа; семейную воспитательную группу; отделение помощи семье и детям и дру-гие структурные подразделения, отвечающие уставным целям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное прожи-вание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства.
Социальный приют для детей может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее социальную гостиницу, семейную воспита-тельную группу; группу социального патронажа и другие подразделения, отвечающие целям и задачам социального приюта для детей;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, пред-назначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может создавать следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее стационарное отделение; группу длительного пребывания; семейную воспитательную группу; отде-ление перевозки несовершеннолетних и иные подразделения, отвечающие целям и задачам центра помощи детям, оставшимся без попечения роди-телей.
Социальная гостиница учреждений предназначается для несовершен-нолетних в возрасте от 15 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Несовершеннолетние в социальной гостинице находятся на осно-вании письменного договора, заключаемого между несовершеннолетним и администрацией учреждения, в котором определяются взаимные обязанности и права сторон с учетом норм действующего законодательства. Организацию деятельности социальной гостиницы и методы работы рекомендуется опре-делять Положением о социальной гостинице, утверждаемым директором учреждения[8].
В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждаю-щихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установ-ленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:
1) оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном поло-жении;
3) заблудившиеся или подкинутые;
4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образова-тельных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самоволь-но ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
Основанием для помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолет-него противоречит его интересам;
3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание, следователя, проку-рора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управ-ления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муници-пального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-
В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждаю-щихся в социальной реабилитации, не могут быть помещены лица, нахо-дящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.
Несовершеннолетние обслуживаются в специализированных учреж-дениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации. Несовершеннолетний, добровольно обратившийся в специали-зированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в со-циальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждаю-щихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несо-вершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовер-шеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жи-тельства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;
3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, осуществляют их социальную реабили-тацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
4) уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;
5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.
При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних рекомендуется предусматривать:
– поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстанов-ление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;
– оздоровление системы межличностных отношений несовершен-нолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;
– содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;
– включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой дея-тельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом воз-растных и физиологических особенностей;
– оказание комплексной медико-психолого-педагогическ
Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершен-нолетних реализуются в условиях дневного или круглосуточного (стацио-нарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждении либо в семейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершении программ социальной реабилитации сотрудниками соответствующего отделения учреж-дения осуществляется патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.
Заключение
Результаты исследования и диагностики социальной работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации, позволили сделать следующие выводы:
1. Изучение научно-методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой обзор зарубежных исследований.
2. Из результатов диагностики было установлено, что часть детей имеют ярко выраженное агрессивное поведение, носящее деструктивный характер.
3. В результате осуществления коррекционной работы были отмечены позитивные изменения агрессивного поведения детей.
4. Данные, полученные про проведении контрольного эксперимента, подтвердили наше предположение о том, что обучая детей приемам конструктивного выражения агрессии, а взрослых приемам снятия напряжения и методам терпимого отношения в общении с детьми, способствует снятию эмоционального напряжения и снижает уровень неконтролируемых, агрессивных импульсов.
Информация о работе Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления