Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:34, курсовая работа
Исходя из темы, мы определили цель нашего исследования: проанализировать особенности самооценки коммуникативных качеств у студентов с разным уровнем социального интеллекта.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи:
Изучить состояние проблемы социального интеллекта и самооценки коммуникативных качеств с целью определения теоретических основ исследования.
Выявить репертуар значимых коммуникативных качеств у студентов.
Определить особенности самооценки коммуникативных качеств у студентов.
Измерить уровень социального интеллекта у студентов с разным уровнем самооценки коммуникативных качеств.
По результатам исследования разработать практические рекомендации по развитию социального интеллекта у студентов.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «социальный интеллект» 9
1.2. Структура и функции социального интеллекта 19
1.3. Самооценка и её особенности 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Программа эмпирического исследования 39
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Субтест № 3. «ВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ»
В каждом задании субтеста предъявляется фраза, которую один человек говорит другому в определенной ситуации. Испытуемый должен среди трех других заданных ситуаций общения найти ту, в которой данная фраза приобретет другое значение, будет произнесена с другим намерением.
Субтест измеряет фактор познания преобразований поведения, а именно, способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.
Субтест № 4. «ИСТОРИИ С ДОПОЛНЕНИЕМ»
В данном субтесте появляются персонажи комикса «Фердинанд», включенные в семейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из четырех картинок, причем одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять логику развития, сюжет истории и среди четырех других картинок, предлагаемых для ответа, найти пропущенную.
Субтест измеряет фактор познания систем повеления, т.е. способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях. Правильность выполнения заданий субтеста зависит также от корректности интерпретации экспрессии каждого персонажа в отдельности и способности предсказывать на основе анализа взаимосвязи рисунков, что именно приведет к изображенному результату.
Время, отведенное на каждый субтест, было ограничено и составило:
Общее время тестирования, включая инструкции, составляло 30-35 минут. В процессе тестирования были соблюдены следующие правила:
1. Тестовые тетради раздавались только в момент проведения данного субтеста.
2. Перед тестированием
проверялось, правильно ли
3. Мы добивались от
обследуемых усвоения
4. Обследуемые ориентировались
нами на выбор ответов,
5. Обследуемые были предупреждены, что в случае исправлений необходимо четко вычеркивать в Бланке неправильные ответы.
6. В целом не поощряя ответы наугад, было указано обследуемым, что лучше все же давать ответы, даже если они не совсем уверены в их правильности.
7. В случае возникновения вопросов по ходу тестирования обследуемые адресовывались к письменной инструкции, не допуская обсуждения вслух.
8. Точно измерялось время и не допускалось, чтобы обследуемые начинали работать раньше времени.
Перед началом тестирования обследуемым были выданы бланки ответов, на которых они фиксировали некоторые сведения о себе. После этого обследуемые получили тестовые тетради с первым субтестом и начали знакомиться с инструкцией по ходу ее зачитывания экспериментатором.
В процессе чтения инструкции делалась пауза после знакомства с примером, для того чтобы убедиться, что обследуемые правильно его поняли. По окончании инструкции отводилось время для ответов на вопросы. После этого давалась команда «Переверните страницу. Начали» и включался секундомер.
За минуту до окончания работы над субтестом обследуемые предупреждались об этом. По истечении времени работы давалась команда «Стоп. Отложите ваши ручки», обследуемые отдыхали в течение нескольких минут и переходили к выполнению следующего субтеста.
Подробные инструкции к каждому субтесту содержатся на первых страницах тестовых тетрадей и приведены в приложении 1.
После завершения процедуры
обработки результатов
1 балл – низкие способности к познанию поведения;
2 балла – способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые);
3 балла – средние способности к познанию поведения (средневыборочная норма);
4 балла – способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные);
5 баллов — высокие способности к познанию поведения.
При получении стандартной оценки «1 балл» по какому-либо субтесту необходимо прежде всего проверить, правильно ли обследуемый понял инструкцию.
Стандартные значения по субтестам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Нормативные
таблицы для определения станда
(для возрастной группы 18-55 лет)
Стандартные значения |
Субтесты |
Композитная оценка | |||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 | ||
1 |
0-2 |
0-2 |
0-2 |
0-1 |
0-12 |
2 |
3-5 |
3-5 |
3-5 |
2-4 |
13-26 |
3 |
6-9 |
6-9 |
6-9 |
5-8 |
27-37 |
4 |
10-12 |
10-12 |
10-12 |
9-11 |
38-46 |
5 |
13-14 |
13-15 |
12 |
12-14 |
47-55 |
Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:
1 балл – низкий социальный интеллект;
2 балла – социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);
3 балла – средний социальный интеллект (средневыборочная норма);
4 балла – социальный интеллект выше среднего (среднесильный);
5 баллов – высокий социальный интеллект.
Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.
Таким образом, исследование будет проходить в два этапа. На первом этапе мы исследуем особенности самооценки коммуникативных качеств у студентов-психологов и студентов-программистов. На втором этапе этим же студентам будет предложена методика Гилфорда для измерения уровня развития социального интеллекта. После этого мы сделаем выводы по теме исследования. Для установления корреляции самооценки коммуникативных качеств с уровнем развития социального интеллекта мы сравним результаты обследования студентов разных специальностей по вышеуказанным методикам.
Первым этапом нашего
исследования было исследование самооценки
коммуникативных качеств у
Студентам была предложена методика Будасси, по результатам обследования по формуле был высчитан коэффициент корреляции. Поскольку n в нашем случае равно 20, то в знаменателе дроби во всех анкетах будет 7 980.
По результатам анализа полученных ответов и выведенных коэффициентов корреляции в группе студентов программистов можно сделать следующие выводы.
3 человека показали
отрицательный коэффициент
У остальных 13 студентов самооценка коммуникативных качеств высокая.
Средний коэффициент корреляции среди студентов данной группы равен 0,348, что указывает на низкую самооценку коммуникативных качеств у студентов-программистов.
Результаты исследования сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Самооценка
коммуникативных качеств у
Неудовлетворенность собой |
Низкая самооценка коммуникативных качеств |
Высокая самооценка коммуникативных качеств | |||
% |
% |
% | |||
3 |
10 |
14 |
46,7 |
13 |
43,3 |
Что касается результатов, полученных после проведения методики Будасси в группе студентов-психологов, то здесь можно сделать следующие выводы.
4 человека показали отрицательный коэффициент корреляции между рядами «Я – реальное» и «Я – идеальное» (–0,21, –0,014, –0,223, –0,162), что позволяет сделать вывод о неудовлетворенности этих студентов собой, самоотрицании вплоть до комплекса неполноценности. Низкую самооценку имеют еще 11 студентов-психологов. Таким образом, 15 человек из 30 опрошенных на факультете психологии имеют низкую и крайне низкую самооценку коммуникативных качеств, что составляет 50 %.
У остальных 15 опрошенных студентов самооценка коммуникативных качеств высокая, причем 4 человека показали коэффициент корреляции между рядами «эталон» и «реальное Я» равным 1, что указывает на очень высокую самооценку коммуникативных качеств.
Средний коэффициент корреляции среди студентов данной группы равен 0,436, что указывает на высокую самооценку коммуникативных качеств у студентов-психологов.
Результаты исследования сведены в таблицу 3.
Таблица 3
Самооценка
коммуникативных качеств у
Неудовлетворенность собой |
Низкая самооценка коммуникативных качеств |
Высокая самооценка коммуникативных качеств | |||
% |
% |
% | |||
4 |
13,3 |
11 |
43,3 |
15 |
43,3 |
Определим основные статистические показатели для характеристики совокупностей в данном исследовании. Для этого найдем среднее квадратическое (или стандартное) отклонение; стандартную ошибку среднего арифметического и коэффициент вариации (приложение 1).
Основной мерой
Среднее квадратическое отклонение имеет следующую формулу:
где xi – варианты или значения признака; – среднее арифметическое; n – объем выборки.
Чем больше σ, тем больше изменчивость признака.
Стандартная ошибка средней вычисляется по формуле:
Изложенные выше характеристики совокупности (средняя арифметическая и среднее квадратическое отклонение) имеют один недостаток: они дают показатель изменчивости признака в именованных величинах, а не в относительных. Поэтому сопоставление (или сравнение) разноименных признаков по этим параметрам невозможно.
В этом случае удобно пользоваться коэффициентом изменчивости признака, который выражается в относительных величинах, а именно в процентах, и вычисляется по формуле:
Если V>20%, то выборка некомпактна по заданному признаку.
Сначала определим эти величины для результатов, показанных студентами-психологами.
Затем вычисляем те же
показатели для результатов студентов-
Полученные результаты в пределах нормы, выборка репрезентативна.
Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов-психологов самооценка коммуникативных качеств выше, чем у студентов-программистов, средний коэффициент корреляции у студентов-психологов указывает на высокую самооценку, в то время как самооценка коммуникативных качеств у студентов-программистов низкая.
Далее в соответствии с задачами исследования была проведена диагностика уровня развития социального интеллекта студентов-психологов и студентов-программистов.
Информация о работе Социальный интеллект и социальное мышление