Социальный интерес как предмет анализа в индивидуальной психологии А.Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:26, реферат

Описание работы

Альфред Адлер (1870 — 1937) - австрийский психолог и психиатр. Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ, можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни». Впоследствии разошелся с ним и создал одно из наиболее популярных направлений современного психоанализа - «индивидуальную психологию». Данное направление отличается от других тем, что в нем присутствует принцип единства психической жизни личности, отсутствуют границы между сознанием и бессознательным. [6,с.104]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Индивидуальная психология Адлера.
Социальный интерес как предмет анализа в индивидуальной психологии А.Адлера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат по семейному консультированию.docx

— 31.69 Кб (Скачать файл)

                               СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Индивидуальная психология Адлера.
  2. Социальный интерес как предмет анализа в индивидуальной психологии А.Адлера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Введение

        Альфред Адлер (1870 — 1937) - австрийский психолог и психиатр. Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ, можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни». Впоследствии разошелся с ним и создал одно из наиболее популярных направлений современного психоанализа - «индивидуальную психологию». Данное направление отличается от других тем, что в нем присутствует принцип единства психической жизни личности, отсутствуют границы между сознанием и бессознательным. [6,с.104]

    Чтобы углубить знания о человеке в индивидуальной психологии, необходимо выяснить отношение индивида к своим социальным задачам. Поведение личности дает нам представление о ее социальной активности, показывает, насколько человек отвечает требованиям окружающих людей и жизни в целом. Уже в детстве ребенок создает себе ошибочные образцы и модели, формирует свой жизненный план и цель, которым он и следует всю свою жизнь сознательно или бессознательно. Человек никогда не понимает значения этой линии его поведения, и она является главной составляющей всей его души. Все мысли и желания, интересы и надежды, тревоги и ожидания будут подчинены этой идее. Ради ее защиты сформируется определенное мировоззрение, любое событие будет переиначиваться, пока не будет соответствовать той детской линии поведения.

      Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной схемой «апперцепции». Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями. Эти цели есть личные мнения о настоящих и будущих событиях, регулирующие поведение.

    Объясняя человеческое поведение, Адлер особое значение придает понятию конечной цели человека. Эта цель подчиняет себе все психические проявления данной личности, формирует жизненный стиль человека, влияет на его социальные взаимодействия. По Адлеру личность развивается в постоянном стремлении к совершенству, успеху, в чувстве общности, кооперации, готовности постоянно сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. Работа психоаналитиков этого направления направлена на то, чтобы сформировать именно эти черты. Разные формы психопатологии и социальных отклонений связаны с недоразвитием этих черт.[10,с.192]

     Идеи Адлера оказывают большое влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии. Акцент, поставленный в его теории на социальном интересе, как на существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Его внимание к осознанным рациональных процессов стимулировала появление его психологии Э.Эриксона. Влияние его концепции существенной роли социальных сил в развитии личности можно найти в более поздних произведениях Эриха Фромма, Карен Хорни, Гарри стека Салливена, у всех, кто не соглашался с Фрейдом относительно влияния социального фактора на развитие личности. Его позиция о волевых и творческих аспектов личности оказала значительное влияние (прямое и косвенное) на таких выдающихся психологов как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Виктор Франкл, Альберт Эллис.

      Цель данной работы - раскрыть некоторые аспекты индивидуальной психологии Альфреда Адлера и более подробно рассмотреть «социальный интерес».

                                  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Индивидуальная психология Адлера.

      Обсуждение основных концепций Адлера свидетельствует, что большинство его положений по индивидуальной психологии развивались как антитезы теории Фрейда:

       Согласно Адлеру, человек является целостным самосогласованным организмом. Отсюда его название - "индивидуальная психология". Исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью в целом. Согласно убеждениям Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство, которое проявляется в каждом индивиде: в его мышлении, чувствах, действиях, в сознательном и бессознательном, в каждом проявлении личности.[5,с.211]

       Изучение человека как органической целостности требует единого психодинамического принципа. Жизнь невозможно представить без непрерывного движения в направлении развития и совершенствования. Утверждая, что человек стремится совершенствования, Адлер исходил из того, что движущей силой развития является внутреннее стремление к совершенству, а не внутренние или внешние факторы, которые побуждают его к этому. Люди всегда движутся в направлении личностно значимых целей. Цели и индивидуальные пути их достижения помогают понять какое значение люди придают своей жизни. Индивидуальные цели выбираются индивидуально. Достигнув поставленных целей, они не только повышают самооценку, но и находят свое место в жизни.[1,с.158]

       Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивид - это нечто большее, чем просто продукт этих воздействий. Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека, она влияет на каждую грань человеческого опыта: на восприятие, память, воображение, фантазии, мечты. Она делает каждого человека архитектором своей собственной жизни.

     Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека, более чем что-либо другое побуждает многих психологов считать Адлера предшественником современной гуманистической психологии.

    Целостное видение Адлером, природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей как существует сама по себе, независимой от социума, но как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества. Основным тезисом в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном пространстве и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, каждому человеку присуще естественное чувство сообщества, то есть социальный интерес - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения для сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология считает необходимым наличие гармонии в единении и сотрудничестве между человеком и обществом, а конфликт между ними считается неестественным.[13]

     Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписаться. Люди живут в созданном ими самими мире, в соответствии с созданной ими "схемой апперцепции". Адлер утверждал, что люди мотивированы фиктивными целями личными мнениями о нынешних и будущих событиях, которые регулируют их поведением, например - человек может в своей жизни руководствоваться кредо "честность - лучшая политика", или "каждый за себя", или уверенностью в том, что в загробной жизни добропорядочность будет вознаграждена. Адлер считал, что люди ведут себя в соответствии с этими убеждениями, независимо от того, они реальны или нет. В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности.

      На основе этих принципов Адлер разработал свою теоретическую концепцию индивидуальной психологии. Он был убежден, что главной целью теории личности - служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, и для любого человека на пути к изменениям в сторону психологически более здорового поведения. В отличие от Фрейда, Адлер свою теорию считал экономной тем, что в ее основе лежит ограниченное количество концептуальных основ и принципов, всего семь:

чувство неполноценности и компенсация

стремление к превосходству над другими

стиль жизни

социальный интерес

творческое "Я"

порядок рождения

фикцийного финализм.

    Итак, Адлер описывал людей, живущих в согласии с окружающей средой и постоянно пытаются его улучшить. Эту проблему Адлер решает с помощью своей концепции стиля жизни.[12, с.149]

    Стиль жизни - это уникальное сочетание черт, способов поведения и привычек, которые, когда взяты вместе, определяют неповторимую картину существования индивида. Адлер пришел к выводу, что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными, или в реальности, или в воображении, и это побуждает нас каким-то образом компенсировать свою неполноценность. В связи с этим, мы направляем наше поведение таким образом, чтобы компенсировать наши недостатки или ограничения, становится стилем нашей жизни.

    Таким образом, стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, на усиление чувства превосходства. С точки зрения Адлера стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте от 4 до 5 лет, изменить его позже почти невозможно. Он становится главным стержнем поведения в будущем.

       Адлер указывает, что постоянство нашей личности на протяжении всей жизни объясняется стилем жизни. У каждого человека стиль жизни свой и неповторимый. Каждый человек в жизни решает три главные проблемы: работа, дружба и любовь. В зависимости от того, как человек решает эти задачи, выделяют типы установок:

     Управляющий тип: люди самоуверенные, напористые, с незначительным социальным интересом, или вообще без наличия какого-либо социального интереса. Их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Жизненные проблемы они решают в антисоциальный образ. Юные правонарушители и наркоманы - два примера людей, относящихся к управляющему типа.

    Тип, который принимает: люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитируя, удовлетворяют большинство своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Основная забота в жизни - получить как можно больше других. Поскольку они малоактивны, то нет большой угрозы в том, что они будут оказывать страдания другим.

       Избегающий тип: у людей данного типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше боятся неудачи, чем стремятся к успеху. Их жизнь характеризуется социально бесполезной поведением, укрытием от решения жизненных задач.

     Социально полезный тип: это тип - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Будучи социально ориентированным, он проявляет настоящую заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь, - как социальные проблемы, осознает, что решение этих задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности внести свой вклад в благосостояние других.[1,с.134]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальный интерес как предмет анализа в индивидуальной психологии А.Адлера

        По  мнению А.Адлера люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. Людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который для целей сообщества побуждает их отказываться от эгоистических целей, то есть свои личные потребности они покоряют делу социальной пользы. Социальный интерес не возникает автоматически, а требует, чтобы его осознанно развивали.

     Согласно Адлеру по выраженности социального интереса можно оценивать состояние психического здоровья индивида. Он ссылался на него как на «барометр нормальности» - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. Другими словами, наша жизнь настолько ценное, насколько мы способствуем повышению ценности жизни других людей.

      Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других, их стремление к превосходству является социально-положительным, и включает в себя стремление к благосостоянию для всех, в плохо приспособленных людей социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личностную преимущество и главенство над другими, у них нет социальных целей. Они погружены в свои собственные интересы и самозащита.[4, с.93]

      В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества.     Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение "социальный интерес" происходит от немецкого неологизма – термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде "социального чувства", "чувства общности" или "чувства солидарности". Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство отождествления с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.[8,с.406]

Информация о работе Социальный интерес как предмет анализа в индивидуальной психологии А.Адлера