Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:26, реферат
Альфред Адлер (1870 — 1937) - австрийский психолог и психиатр. Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ, можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни». Впоследствии разошелся с ним и создал одно из наиболее популярных направлений современного психоанализа - «индивидуальную психологию». Данное направление отличается от других тем, что в нем присутствует принцип единства психической жизни личности, отсутствуют границы между сознанием и бессознательным. [6,с.104]
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Индивидуальная психология Адлера.
Социальный интерес как предмет анализа в индивидуальной психологии А.Адлера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитывает и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.[10, с. 138]
Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.
Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений – качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.
Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.[1,с.172]
Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.
Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.
Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого и целостного. Адлер предложил теорию, с помощью которой можно оказать помощь людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы, следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство, а стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.[14]
Стиль жизни, по мнению австрийского психолога, основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, на усиление чувства превосходства. С точки зрения Адлера стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте от 4 до 5 лет, изменить его позже почти невозможно. Он становится главным стержнем поведения в будущем.
Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядок рождения в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес - внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.
Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали.
Подводя итог,
можно сказать о то, что Адлер
разработал холистическую систему индивидуальной
психологии, подчеркивающую подход к пониманию
каждого человека как интегрированной
целостности в социальном контексте.
Основные принципы
учения, вошедшие в концепцию индивидуальной
психологии, — холизм (целостность), единство
индивидуального стиля жизни, потребность
в кооперации, или общественное чувство
(социальный интерес), и направленность
поведения к цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.А. Адлер Наука о характерах.
Понять природу человека - Академический
проект, 2011. -253с.
2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное
психологическое консультирование. –
М., 2005. – 218 с.
3. Браун Дж., Кристенсен Д..Теория и практика семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М. : Деловая книга, 2004. – 208 с.
5. Елизаров А.Н. Психологическое
консультирование семьи: Учебное пособие.
- М.: Ось-89, 2004. - 399 с.
6. Карабанова О.А. Психология семейных
отношений и основы семейного консультирования:
Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 320
с.
7. Ковалев С.В. Психология современной
семьи. – М., 2003. – 264 с.
8. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 544с.
9. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ.ред. Н.Н. Посысоева. – м.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
10. Практика и теория индивидуальной психологии/ А. Адлер; пер. с англ. А. Боковикова. – М.: Академический Проект, 2011. – 240 с.
11. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнайдер: В 2 ч. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.
12. Семейное консультирование: учебник
для студентов высших учебных заведений / В.
В. Гагай. - Санкт-Петербург :
13. Журнал практической психологии
и психоанализа. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://psyjournal.ru/ |
|
14. Журнал «Вопросы психологии». [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/
Информация о работе Социальный интерес как предмет анализа в индивидуальной психологии А.Адлера