Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:14, реферат
В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Подростковый возраст: особенности развития личности 4
2. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития 6
3. Особенности социальной ситуации развития подростка 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. Личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов.
Человек становится
личностью в процессе
Социализация охватывает
все формы приобщения индивида
к культуре, обучения и воспитания,
с помощью которых индивид
приобретает социальную
Подростковый возраст
является самым специфичным
1. Подростковый возраст:
Развитие подростка напрямую связано с его возрастными особенностями, непосредственно оказывающие влияние на формирование личности. Считается, что подростковый возраст - самый трудный из всех возрастов, что касается обучения и воспитания. Подростковый возраст характеризуется сменой деятельности, условиями жизни. Отношения с людьми приобретают иною форму. [3;150]
Движущие силы развития подростка: это противоречия между новыми потребностями и тем, как их можно удовлетворить. К подростку предъявляются уже другие требования со стороны социума. Разрешаются эти противоречия за счет формирования более высокого уровня психического развития, за счет новых качеств, навыков и видов деятельности.
Взаимоотношения с одноклассниками.
Уже в средних классах школы меняется содержание обучения подростка: школьники начинают изучать основы всех наук. Их деятельность усложняется, они поглощают больше информации, должны много запоминать, за счет этого и развиваются.
Можно выделить границы подросткового возраста: это 5-8 класс средней школы. За это время ребенок взрослеет, меняется. Этот период называют переходным, критическим и трудным в жизни личности. Человек сильно меняется во время подросткового возраста: начиная от физиологических аспектов и до психологических характеристик. У него меняются: цели, интересы в жизни, круг общения. Основной фактор развития подростка – это его социальная активность, связанная со сменой круга общения.
Нельзя сказать, что у подростка формируется полностью взрослый организм, так как развитие личности происходит еще неравномерно. Часто такое развитие приводит к дисгармонии. Признаками функциональных нарушений будут: плохое самочувствие, быстрая утомляемость подростка, нервное напряжение и проявление сильных эмоций.
В 5-6 классах дружба между мальчиками и девочками практически не наблюдается, так как девочки намного быстрее развиваются, а ребята еще ведут себя, как дети. В 7-8 классах происходит понимание между полами, проявление взаимных симпатий и интересов, что характеризуется наибольшей эмоциональностью. Возникают первые прогулки, свидания. В этот период подросток становится заботливее, внимательнее и проявляет симпатии. В 7-8 классе увеличивается уровень общения: подростки делятся на смешанные компании. Они хотят уважения к себе, иметь причастность к делам и интересам своей компании. А разрушение дружбы приводит к тяжелой драме. Самое тяжелое для подростка – это не принятие его в той компании, в которой он хочет находиться. [10;241]
Подросток тянется к коллективу и к коллективной деятельности, активничает, стремится к самостоятельности и проявляет инициативу.
Новые требования к родителям.
Новые права подросток
предъявляет своим родителям. Возникают
всяческие требования взрослым, подросток
стремится выйти из-под
2. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития
В основе образовательного стандарта лежит проектирование такого уклада школы, который предполагает постановку задачи превращения уклада школы в социальную ситуацию развития личности ребенка. И когда мы ставим вопрос так, то в процессе проектирования социальной ситуации мы должны учитывать мотивы и индивидуальные особенности ребенка, чтобы помочь ему выбрать ту деятельность, которая соответствует этим мотивам.
Без понятия «социальная ситуация развития», введенного Выготским – Леонтьевым – Божович, нет представления о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка и резко противопоставляется понятию, которое существует в традиционной психологии, в том числе и в педагогике, особенно в бихевиористских доктринах, – понятию «фактор».
Выготский говорит следующее: социальная ситуация развития как источник развития с самого начала включает социальную позицию ребенка по отношению к миру и родителям. Эта социальная позиция, будучи развернута из статического в динамический план, и выступает как ведущая деятельность. Как стрелка меняет движение поезда, так и социальная позиция меняет систему мотивов, в которые включается ребенок.
На каждом возрастном этапе существуют тенденции выбора тех или иных форм ведущей деятельности, которая позволяет наиболее полно реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка. В дошкольном возрасте – игровые сюжетные формы, в начальной школе – учебные, но с акцентом на моделирование и так далее, в подростковом возрасте – формы деятельности личностного самоопределения, в старшей школе – профессиональное самоопределение и рождение зрелости. [15;120]
Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры. Отсюда следует, что обучение в начальной школе должно идти через игру, которая выступает как механизм преемственности. Перенос классно-урочных форм развития на ребенка начальной школы – это по большому счету преступление. Когда мы говорим, что дошколка должна надвинуться на школу, а не наоборот, мы тем самым хотим сохранить ребенка как личность развивающуюся, а не замкнутую в пространство жесткой классно-урочной системы.
Формы деятельности не обязательно жестко привязаны к возрастам. Все на-много сложнее, чем резкая привязка к одной ведущей деятельности. Если на ранних этапах развития ребенок вовлекается в ту или иную деятельность, то, чем дальше идет процесс персоногенеза, тем больше происходит переворачивание формулы. Не ребенок вовлекается в деятельность, а ребенок сам осуществляет выбор той деятельности, в которой происходит его развитие. И этот выбор зависит от его места в социальных отношениях.
Отсюда и рождается принцип включения ребенка в личностно значимую деятельность: необходимо помочь ему найти ее. И подобно тому, как обучение у семилетки должно входить через ворота детской игры, а не учебной деятельности, для двенадцатилетних учитель становится мастером и фасилитатором, способствующим вовлечению ребенка в те формы деятельности, в которых он может самореализоваться с наименьшим риском ухода в неврозы. [5;187]
Тут появляется еще два ключевых понятия – социальная позиция и социальная роль. Социальная позиция – статическая характеристика, социальная роль – динамическая. Следовательно, деятельность – это развертка социальной роли, которую выполняет ребенок в тех или иных отношениях на этом этапе. Подростковый возраст – это возраст во-влечения и выбора тех деятельностей, которые мы с вами должны создать, чтобы у ребенка была мотивация к учению. Ключевой вопрос – найти ту деятельность, которая будет наиболее полно способствовать этой мотивации. Научить учиться – вот что самое важное для этого периода.
Я бы на старшей ступени школы «танцевал» от понятия «аттестат зрелости». Отсюда и поиски выбора деятельности, обеспечивающей социальную зрелость ребенка, его ответственность перед собой и миром, обществом.
«Для этого возраста главное,
– говорит Гальперин, выделяя
психологические критерии
Критерием зрелости является осуществление личностью свободного личностного выбора. Я хочу, чтобы мы четко выделили ядро психологического личностного созревания подростка на этапе старшей школы – это формирование ответственности за свои поступки и осознание ценности свободы выбора. Вот ключевое новообразование старшего школьного возраста.
3. Особенности социальной
В жизни человека отмечают три серьезных переходных периода: переход из младенчества в детство, переход из подростничества во взрослость и переход из взрослости в старость. Каждый из этих переходов имеет свои сложности. В момент перехода человеку становится не нужным многое из того, чего достиг в предыдущем периоде, и у него еще нет уверенности, что он сумеет соответствовать требованиям следующего. Внутри него борются потребность в развитии и желание остаться в привычном и ставшим уютном мире. А разница между существующим состоянием и тем, к которому человек стремится, способна поставить под угрозу его самоуважение.
Самый острый период, переход от детства к взрослости – с одной стороны, в этот момент человек впервые начинает анализировать свой образ Я: осознает свой потенциал, свои ограничения; с другой – еще не может соотнестись с уже имеющимся знанием о себе, как это может сделать взрослый. [13;169]
Подросток – это становящаяся личность, переживающая кризис развития, превращающий его из ребенка во взрослого человека. За период этого кризиса подросток переживает кардинальную перестройку своей личности.
Всего за несколько лет ему предстоит решить множество задач на разных уровнях бытия: на уровне взаимодействия с самим собой (со своим душевным, духовным и физическим миром), взаимодействия с другими людьми (социальным окружением), взаимодействия с миром в целом (на уровне общества, социума и на уровне более широком, бытийном).
Основными задачами развития подростка в этот период являются следующие:
- развитие рефлексивной функции и функции анализа по отношению к самому себе, окружающим людям и миру в целом;
- формирование адекватной самооценки, понимание собственной уникальности;
- развитие умения выбирать, брать на себя ответственность за свой выбор;
- развитие способности проявлять инициативу, оставаться автономным;
- развитие способности осознавать и отстаивать свои границы;
- развитие умения слушать и слышать другого человека, уважать его границы, держать адекватную дистанцию в отношениях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними доверительные отношения, помогать и принимать помощь;
- нахождение других, помимо родителей, источников личного и профессионального признания, например среди сверстников, учителей, других взрослых;
- отделение от родителей и построение с ними новых конструктивных взаимоотношений;
- начало процесса поиска своего места в мире, возможностей для реализации собственной уникальности;
- формирование жизненной перспективы, планирование будущего, осознанное движение к намеченной цели;
- формирование системы взаимодействия в социуме, умения находить референтную социальную группу и взаимодействовать в ней, осознание чувства принадлежности к группе;
- постановка перед собой экзистенциальных вопросов (жизнь и смерть, свобода и ответственность, жизненные смыслы и др.) [2;325].
Соответственно именно способность подростка решать эти задачи и является критерием эффективности разрешения трудностей подросткового возраста.
Информация о работе Социаьная ситуация в подростковом возрасте