Социаьная ситуация в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:14, реферат

Описание работы

В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Подростковый возраст: особенности развития личности 4
2. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития 6
3. Особенности социальной ситуации развития подростка 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Развитие личности происходит во взаимодействии с другими людьми (семьей, социальными институтами, сверстниками и др.). Совокупность таких взаимодействий, по определению Л.С. Выготского, представляет собой социальную ситуацию развития (ССР).

Она специфична для каждого  возраста. ССР – своеобразное и  исключительное отношение между  ребенком и окружающей его действительностью (диктат окружающей подростка действительности), прежде всего социальной, наиважнейшим в которой является не столько ситуация сама по себе, сколько то, как ребенок эту ситуацию переживает, как он воспринимает людей и отношения с ними. Функция социальной ситуации развития – социально определяемое (ограниченное) удовлетворение потребностей ребенка на каждом этапе его развития. Если все его потребности так или иначе находят свое воплощение, то социальная ситуация развития может считаться благоприятной, если многие или некоторые потребности не удовлетворяются, ситуация становится менее благоприятной. [7;111]

Основными составными элементами социальной ситуации, определяющей развитие подростка, можно считать следующие:

1. Семья — родители  или люди, которые их заменяют, близкие и дальние родственники, оказывающие влияние на жизнь подростка. Семья задает модели отношений, которые подросток усваивает и на основании которых потом строит отношения с другими людьми.

Подросток изучает привычки, манеры поведения и правила семьи, в которой прошло его детство, и сравнивает их с другой доступной информацией. Подросток должен перепроверить принятые в семье ценности и правила и принять или отвергнуть их исходя из своих собственных соображений, заменить более подходящими для него.

2. Учебное заведение  (школа или другое), в котором  учится подросток. Школа —  это отнюдь не только место  для обучения. Это основной институт  социализации подростка, площадка  для отработки им моделей построения  социальных отношений.

Еще одна важная роль школы – предоставление подростку площадки для тренировки воли. Обычно подростку приходится прикладывать немало усилий, чтобы вписаться в конкретную школу с ее нормами, правилами и традициями; получить знания и умения в различных областях, в том числе в тех, которые совершенно его не интересуют; общаться с множеством разных людей, в том числе с теми, кто ему не нравится и не интересен.

3. Друзья, референтная  группа сверстников. Общение с  друзьями дает ощущение принадлежности  к группе и в то же время  возможность проявить собственную уникальность. Именно в среде друзей у подростка есть шанс постепенно осваивать новые навыки взаимодействия, более соответствующие взрослому, нежели ребенку. [9;115]

4. Увлечения, хобби,  кружки и клубы. Обычно основанные  на интересах подростка, они предоставляют ему возможности для самореализации, а также еще одну среду для социализации и построения отношений со сверстниками и значимыми взрослыми.

5. Информационная среда,  окружающая подростка. Это средства  массовой информации – Интернет, телевидение, радио, периодика и т. п. Они удовлетворяют потребность подростка в получении разнообразной информации о мире и во многом формируют его мировоззрение.

Важным условием при  работе с подростком является повышение  качества его социальной ситуации развития, т.е. помощи ему в укрепления тех элементов ситуации, которые являются благоприятными для его развития.

Социальная ситуация развития в каждом данном конкретном возрасте – основа, на которой возникают  и из которой развиваются вышеобозначенные новообразования. Этот процесс имеет сложный динамический характер, и на каждый данный момент о нем недостаточно судить только по очевидным к этому моменту результатам, уже имеющимся «плодам развития». Становящиеся процессы тоже чрезвычайно важны, и для их определения Л.С. Выготский использует понятие «зона ближайшего развития» (ЗБР) — «область не созревших, но созревающих процессов». А поскольку источником развития индивидуальных свойств личности ребенка (развивающихся как его высшие психические функции)  является его сотрудничество с другими людьми, постольку понятие ЗБР развивается через понимание особенностей такого сотрудничества и взаимодействия с окружающими [1;234].

В жизни ребенка существует нечто, что он может делать самостоятельно; нечто, что он еще совсем не может делать; и нечто посредине – то, что он может делать только вместе со взрослым. Это пространство между «могу сам» и «не могу, не умею» и составляет зону ближайшего развития.

В случае, если социальная ситуация развития неблагоприятна, у подростка могут начать формироваться отклоняющиеся формы поведения, склонность к асоциальному поведению, к употреблению психоактивных веществ.

В подростковом возрасте особенно остро встает проблема формирования и совершенствования способностей к управлению собственными ресурсами, регуляции своего поведения, установлению равновесия между внешним влиянием, внутренним состоянием, это обусловлено в том числе возрастными особенностями, такими как повышенная возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, совершение необдуманных действий и поступков. Отсюда возникает необходимость организации целенаправленной психолого-педагогической деятельности по формированию саморегуляции поведения подростков, поскольку умение человека регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях является важным показателем зрелости личности, от чего во многом зависит успешность ее в процессе жизнедеятельности.

Высшим уровнем развития человека является его способность  к самодеятельности, самопознанию, саморегулированию. Поэтому существует необходимость специального обучения школьников саморегуляции учебной деятельности, осуществлению рефлексивных действий в случае встретившихся затруднений.

Формирование самостоятельности  и обеспечивающих ее механизмов саморегуляции приобретает особое значение для детей «группы риска», находящихся в неблагоприятной социальной среде, и испытывающими трудности в обучении. Как правило, поведение неблагополучного подростка носит импульсивных характер. А в школе пытаются организовать и формировать деятельно-организованную форму поведения, навыки  планирования, целеполагания, выбора оптимального  плана действий, оценки результатов [3;149].

Осознанная саморегуляция  и накопленный учащимися регуляторный опыт помогает им не только восполнять недостающие учебные знания и умения, но и обрести умение самостоятельно решать учебные и не только учебные задачи, определять свои позиции во взаимодействии с окружающими.

Впоследствии это дает возможность подростку формировать  активную жизненную позицию во всех сферах своей жизнедеятельности  и обрести способность самостоятельно планировать и реализовывать свои личные и профессиональные цели.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Независимо от возрастного  периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение  и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная  психология / Г.С.Абрамова. - М.:Наука, 2008. – 542с.

2. Аверин, В.А. Психология  детей и подростков// В.А.Аверин.- М.:ВЛАДОС - 2008. – 325с.

3. Акрушенко, А.В. Психология  развития/ А.В.Акрушенко, о.А.Ларина. - М.: Эксмо, 2008. – 306с.

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте// Л.И.Божович. - М.: Педагогика, 2008. – 428с.

5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост-ков// Под редакцией Д. Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.:Лист, 2007. – 351с.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. –М.:ВЛАДОС, 2009. – 335с.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология//И.А.Зимняя. - М.: Академия, 2009 – 602с.

8. Йошпа Н.А., Я.А. Кузьменко Работа с правонарушением несовершеннолетнего на досудебном этапе. Методическое пособие. – М.: Институт права и публичной политики, 2009.

9. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. - М.ВЛАДОС, 2007.- 528с.

10. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология/ И.В.Носко. - М.: Гардарики, 2007. – 612с.

11. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология//Л.Ф,Обухова. - М.:Академия, 2009. – 405с.

12. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности – М.: Исследовательская группа «Социальные науки», 2010.

13. Психология развития и возрастная психология// Под ред. О.В.Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара: «Универс-групп», 2007. – 204с.


Информация о работе Социаьная ситуация в подростковом возрасте