Социология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:11, реферат

Описание работы

Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Файлы: 1 файл

рефератсоц.конфликта.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Каждому из нас  приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.

Работающие  в организации люди различны между  собой. Собственно, они по-разному  воспринимают ситуацию, в которой  они оказываются в силу своих  индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Руководитель  организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших  функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для  большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций, таким образом, актуальность выбранной темы на лицо.

В этой работе я постараюсь определить понятие социального конфликта, причины его возникновения, типологию и динамику развития конфликтных ситуаций и, наконец, выделить возможные варианты управления и разрешения конфликтов.

 

 

 

  1. Понятие социального конфликта

 

Социальный конфликт можно определить по-разному. Наиболее известным является определение конфликта, данное американским социологом Л. Козером: «Социальный конфликт - это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников»1.

По мнению Козера, ценность конфликтов состоит в том, что  они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям. Согласно другому американскому автору К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. Р. Дарендорф под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп»2.

Американские социологи  Р. Макк и Р. Снайдр описали следующие  группы признаков, характерных для  социального  конфликта3:

  1. Необходимым условием конфликта является наличие, как минимум, двух противодействующих сторон, причем, стороны понимаются предельно широко: ими могут быть индивиды, группы, классы, даже культуры;
  2. Конфликт возникает в связи с наличием признака позиционного и признака, дефицита источников.

В первом случае речь идет о невозможности одновременного выполнения одной и той же ролевой функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности; во втором - о недостаточности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

  1. Конфликт возникает только в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга, вследствие чего само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону.
  2. Конфликтным оказывается такое взаимодействие, при котором действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей (ценностей), а потому и приводят к столкновению друг с другом.

5) Важнейшим аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения господствующей общественной позиции - способности контролировать и направлять поведение другой стороны.

В изучении конфликтов выделяются два основных направления:

• Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм).

• Теории К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм)4

Таким образом, в литературе выделяют три уровня изучения конфликтов: фундаментальный теоретический, с  позиции теории среднего уровня и  эмпирический уровень, подчиненный непосредственно практическим управленческим целям. Разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук. Исследования с позиций теории среднего уровня обогащают социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов. Изучение конфликта на эмпирическом уровне в сочетании с теорией позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и методы управления ими. Анализ конкретных конфликтов — необходимое условие их регулирования и разрешения.

  1. Причины социального конфликта

 

Основными причинами  конфликта могут являться:

• распределение ресурсов;

• взаимозависимость  задач, когда один человек зависит  от другого;

• различия в целях;

• различия в представлениях и ценностях;

• различия в манере поведения  и жизненном опыте;

• неудовлетворительные коммуникации5.

Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.

Конфликтная ситуация складывается из трех составляющих: объекта конфликта - того, что вызывает конфликтное взаимодействие участников; субъектов конфликта - участников конфликтного взаимодействия и представлений участников о возможности конфликта и его вероятных последствиях для каждой из сторон.

Для описания того или  иного конфликта, необходимо знать:

• характеристики конфликтующих  сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т.д.);

• предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление об отношении к себе противоположной стороны, и главное, степень полярности их взглядов по системе «хорошо - плохо» и «заслуживает доверия - не заслуживает доверия»);

• природу того, что  привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т. п.);

• социальную среду, в  которой возник конфликт (различные  инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);

• заинтересованные стороны ( их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);

• применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям, как легитимность - нелегитимность, по соотношению использования позитивных и негативных стимулов, таких как обещания и поощрения или угроза наказания, свобода выбора - принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т. д.);

• результаты конфликта  для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон)6

 

 

 

  1. Типология конфликтов

 

Единая типологизация  конфликтов в социологии отсутствует. Выделение различных типов зависит от критериев, на которых они строятся.

Согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы:7 конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций. Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология:

конфликты между индивидуумами; пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами; экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами; конфликты между гомогенными организациями (например, государствами); конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью); конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье); конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством); конфликты между группой и организацией.

В общей теории конфликтов А. Раппопорта выделяются три главных  типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор8.

Война: бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных средств.

Игра: разрешение конфликта  на основе действий по заранее определенным правилам; результат - получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ.

Спор: используются только мирные средства; цель - достижение согласия с другой стороной.

Конфликты различаются  между собой: по легальности существования (открытые и латентные); по направленности развития (субъекты - цели); по скорости, по типам (когнитивные и мотивационные); по «механизму» их разрешения; по сложности и важности9.

Когнитивными называются конфликты, отражающие противоположные или противоречивые точки зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т.д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа конфликтов в мотивационные, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.

В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов: а) радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует; б) частично конфликтными, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес.

По мнению профессора Йельского Университета Р. Даля конфликты  подразделяются на10:

• биполярные (двусторонние) и мулътиполярные (многосторонние) - в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;

• коммулятивные и  перекрещивающиеся - в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;

• конфликты, ведущие  к поляризации и сегментации - в зависимости от степени или уровня антагонизма участников.

В зависимости от формы  проявления условий и времени протекания выделяются различные типы конфликтов11.

По длительности:

• кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

• длительные (от нескольких часов до нескольких суток);

• затяжные (бессрочные, для которых не находится конструктивного решения).

По проявлению:

• скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);

• частично скрытые (видимые  проявления конфликта не позволяют  адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);

• открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер).

По организации:

• преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);

• нечаянные (возникшие случайно, без предварительных намерений по воле обстоятельств, ситуаций);

• спровоцированные (возникшие  в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);

• инициативные (один из участников или одна из сторон выступает  в роли инициатора, начиная со слов или действий, вызывающих конфликт).

Субъектами социальных конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются следующие типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между государствами, т. е. международные.

Информация о работе Социология конфликта