Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:11, реферат
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Введение
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций, таким образом, актуальность выбранной темы на лицо.
В этой работе я постараюсь определить понятие социального конфликта, причины его возникновения, типологию и динамику развития конфликтных ситуаций и, наконец, выделить возможные варианты управления и разрешения конфликтов.
Социальный конфликт можно определить по-разному. Наиболее известным является определение конфликта, данное американским социологом Л. Козером: «Социальный конфликт - это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников»1.
По мнению Козера, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям. Согласно другому американскому автору К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. Р. Дарендорф под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп»2.
Американские социологи Р. Макк и Р. Снайдр описали следующие группы признаков, характерных для социального конфликта3:
В первом случае речь идет о невозможности одновременного выполнения одной и той же ролевой функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности; во втором - о недостаточности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.
5) Важнейшим аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения господствующей общественной позиции - способности контролировать и направлять поведение другой стороны.
В изучении конфликтов выделяются два основных направления:
• Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм).
• Теории К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм)4
Таким образом, в литературе выделяют три уровня изучения конфликтов: фундаментальный теоретический, с позиции теории среднего уровня и эмпирический уровень, подчиненный непосредственно практическим управленческим целям. Разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук. Исследования с позиций теории среднего уровня обогащают социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов. Изучение конфликта на эмпирическом уровне в сочетании с теорией позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и методы управления ими. Анализ конкретных конфликтов — необходимое условие их регулирования и разрешения.
Основными причинами конфликта могут являться:
• распределение ресурсов;
• взаимозависимость задач, когда один человек зависит от другого;
• различия в целях;
• различия в представлениях и ценностях;
• различия в манере поведения и жизненном опыте;
• неудовлетворительные коммуникации5.
Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.
Конфликтная ситуация складывается из трех составляющих: объекта конфликта - того, что вызывает конфликтное взаимодействие участников; субъектов конфликта - участников конфликтного взаимодействия и представлений участников о возможности конфликта и его вероятных последствиях для каждой из сторон.
Для описания того или иного конфликта, необходимо знать:
• характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т.д.);
• предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление об отношении к себе противоположной стороны, и главное, степень полярности их взглядов по системе «хорошо - плохо» и «заслуживает доверия - не заслуживает доверия»);
• природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т. п.);
• социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);
• заинтересованные стороны ( их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);
• применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям, как легитимность - нелегитимность, по соотношению использования позитивных и негативных стимулов, таких как обещания и поощрения или угроза наказания, свобода выбора - принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т. д.);
• результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон)6
Единая типологизация конфликтов в социологии отсутствует. Выделение различных типов зависит от критериев, на которых они строятся.
Согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы:7 конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций. Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология:
конфликты между индивидуумами; пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами; экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами; конфликты между гомогенными организациями (например, государствами); конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью); конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье); конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством); конфликты между группой и организацией.
В общей теории конфликтов А. Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор8.
Война: бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных средств.
Игра: разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат - получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ.
Спор: используются только мирные средства; цель - достижение согласия с другой стороной.
Конфликты различаются между собой: по легальности существования (открытые и латентные); по направленности развития (субъекты - цели); по скорости, по типам (когнитивные и мотивационные); по «механизму» их разрешения; по сложности и важности9.
Когнитивными называются конфликты, отражающие противоположные или противоречивые точки зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т.д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа конфликтов в мотивационные, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.
В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов: а) радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует; б) частично конфликтными, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес.
По мнению профессора Йельского Университета Р. Даля конфликты подразделяются на10:
• биполярные (двусторонние) и мулътиполярные (многосторонние) - в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;
• коммулятивные и перекрещивающиеся - в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;
• конфликты, ведущие к поляризации и сегментации - в зависимости от степени или уровня антагонизма участников.
В зависимости от формы проявления условий и времени протекания выделяются различные типы конфликтов11.
По длительности:
• кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
• длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
• затяжные (бессрочные, для которых не находится конструктивного решения).
По проявлению:
• скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);
• частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);
• открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер).
По организации:
• преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);
• нечаянные (возникшие случайно, без предварительных намерений по воле обстоятельств, ситуаций);
• спровоцированные (возникшие в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);
• инициативные (один из участников или одна из сторон выступает в роли инициатора, начиная со слов или действий, вызывающих конфликт).
Субъектами социальных конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются следующие типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между государствами, т. е. международные.