Социометрическое направление Джекоба Морено в изучении малых групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучить основные понятия микросоциологии Д. Морено.
Задачи работы:
• Описать понятие микросоциологии.
• Ознакомиться с историей возникновения микросоциологии.
• Рассмотреть взаимосвязь макро- и - микросоциологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........1
1.Теория малых групп………………………………….……………………….5
2. Из истории возникновения и развития микросоциологии…………….......9
3. Социометрия (микросоциология) Д. Морено……………………………..12
3.1Понятие микросоциологии………………………………………………...12
3.2. Метод социометрических измерений……………………………………18
3.3. Взаимосвязь и различия микро- и – макросоциологии…………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….24

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 51.35 Кб (Скачать файл)

В первом речь идет об актах действий социального «актора», т.е. активно  и творчески действующего субъекта, включенного в систему разнообразных (в т.ч. очных и заочных) социальных отношений. Началу теоретизирования в данном плане положили К. Маркс, обосновавший тезис о преобразующей общество деятельности социальных субъектов, и М. Вебер, создавший концепцию социального действия человека. Заметный вклад в развитие этих идей внесли Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Бакли, М. Арчер, Э. Гидденс, А. Турен, П. Бурдье, П. Монсон, П. Штомпка и многие другие социологи. По их мнению, с которым трудно не согласиться, практическая деятельность людей:

первооснова общественной жизни, главный  источник ее возникновения, сохранения и изменения;

обусловлена реально сложившимися в обществе социальными, а также  экономическими, политическими, духовными  отношениями, включенностью личности в их систему;

выражает сущность действующего субъекта, его социальные роли и социальный статус;

изменяет субъекта, содействует  его самореализации;

в чем-то преобразует, общественные отношения  или консервирует их;

трансформируется на каждом цикле  перемен самого субъекта и общественных отношений, задавая тем самым  импульс очередному циклу социальных изменений[3].

Анализ актов социальных действий «акторов» (индивидов, их групп, партий, классов, этносов, классовых движений и др.) понимается многими, но не всеми, в качестве фундаментальной задачи социологической науки. Ее решение  обеспечивает слияние макро- и микросоциологии  в принципиально единое знание об обществе, ибо исследование актов  социальных действий «акторов» открывает  путь к познанию закономерностей  не только поведения людей, но также  развития и функционирования надличностных  структур общества.

Второй вариант трактовок «первичной клеточки» социальных отношений  связан с ее поиском среди имманентно присущих любому обществу явлений. Начало таким рассуждениям положили Г. Зиммель, Ф. Теннис и А. Фиркандт, считавшие  основной задачей социологии изучение извечных форм человеческого общежития.

В современной российской социологии эта позиция ярче всего выражена В.А. Ядовым[7].

Важно заметить, что социальные общности возникают под воздействием, с  одной стороны, деятельности людей, а с другой - сложившихся в обществе структур и социальных институтов. Но, возникнув, они влияют на функционирование и развитие общественных отношений, всей их системы, образующей общество. Поэтому понимание социологии как науки, изучающей, прежде всего, наличествующие в обществе социальные общности людей:

устраняет былое противостояние микро- и макросоциологии;

уточняет предмет социологии как  синтеза макро- и микросоциологии.

Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически  оправдана, так как способствует большей четкости и систематизации объектов социологии. Объекты макросоциологии - общности, социальные связи и закономерности, пожалуй, более существенны и  значимы для социологии в целом, что, разумеется, не исключает научного интереса к меньшим социальным группам. По мнению польского социолога Я. Щепаньского, социология выявляет и  изучает силы, действующие во всех сферах общественной жизни и объективно влияющие как на малые, так и на большие общности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В 30-с годы нашего столетия на основе широкого использования психоаналитического  метода и гештальтеории в русле  психологической традиции в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая название социометрии, или микросоциологии.

Под социометрией принято понимать теоретическое в прикладное направление  социологической науки, изучающее  содиопсихологические взаимоотношения  личностей в малых группах.

Создателем этой теории является ученик Зигмунда Фрейда, эмигрировавший из Румынии  в США, психиатр и социолог Джекоб Морено (1892-1974).

Сам Морено определял созданную  им дисциплину следующим образом: "Математическое учение психологических свойств  населения, экспериментальная техника  и результата, подученные при применении количественного качественного  метода".

В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии Морено называл: «социус» - товарищ; «метрум» - измерение; «драма» - действие.Важным моментом теоретических  построений Морено было положение о  том, что через раскрытие социально-психических  механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального  контроля над поведением личностей  и социальных групп.В числе иных социометрических законов Морено можно  упомянуть социогенетический и  социодинамический законы. Социогенетический  закон констатировал, что высшие формы любой коллективной организации  развиваются из простейших форм, а  социодинамический закон утверждал, что человеческие привязанности  внутри любой группы распределяются неравномерно.

В связи с формулировкой социодинамического закона Морено указывал, что большая  часть эмоциональных влечений ("предпочтений") приходится на немногих членов группы ("звезд"), в то время как большинство  участников се оказываются как бы "эмоционально обездоленными" (такие  зачислялись Морено в разряд "социометрического  пролетариата").

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Андреева Г.М. Социальная психология, -М.: Издательство МосковскогоУниверситета, 1980г.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979г.

3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970

4.Григорьев С.И, Растов Ю.И . Учебное пособие «Основы современной социологии»

5.Донцов А.И. Психология коллектива, -М.: Издательство Московского Университета, 1984г.

6.Золотовицкий Р.А Социометрия Я.Л. Морено: мера общения Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.

7. Збровский Г.Е. История социологии: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.

 8. История социологии: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова. / Под ред. А.Н. Елсукова. - Мн.: Высш. Шк., 1997Григорьев С.И, Растов Ю.И . Учебное пособие «Основы современной социологии»

9. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии, -Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1977г.

10. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.

11.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии - 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.

12.Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. -- М.: Академический Проект, 2001

13. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001.

14.Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива, Учебное пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвещение", 1978г.

15. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е., под ред. Петровского А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвещение", 1987г.

16. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

17. Робер М.-А., Ф. Тильман., Психология индивида и группы, Пер. с фр./ Предисловие А.В. Толстых, -М.: "Прогресс", 1988г.

18.Радугин А.А., Радугин К.А. социология: курс лекций. 2-е изд., перер. и доп. М.:Центр,1997.

19.Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.

20. источник интернет: http://flogiston.ru/reviews/books/moreno

 

 

 

 

 


Информация о работе Социометрическое направление Джекоба Морено в изучении малых групп