Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 11:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: Изучить основные понятия микросоциологии Д. Морено.
Задачи работы:
• Описать понятие микросоциологии.
• Ознакомиться с историей возникновения микросоциологии.
• Рассмотреть взаимосвязь макро- и - микросоциологии.
Введение……………………………………………………………………........1
1.Теория малых групп………………………………….……………………….5
2. Из истории возникновения и развития микросоциологии…………….......9
3. Социометрия (микросоциология) Д. Морено……………………………..12
3.1Понятие микросоциологии………………………………………………...12
3.2. Метод социометрических измерений……………………………………18
3.3. Взаимосвязь и различия микро- и – макросоциологии…………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….24
В первом речь идет об актах действий
социального «актора», т.е. активно
и творчески действующего субъекта,
включенного в систему
первооснова общественной жизни, главный источник ее возникновения, сохранения и изменения;
обусловлена реально сложившимися в обществе социальными, а также экономическими, политическими, духовными отношениями, включенностью личности в их систему;
выражает сущность действующего субъекта, его социальные роли и социальный статус;
изменяет субъекта, содействует его самореализации;
в чем-то преобразует, общественные отношения или консервирует их;
трансформируется на каждом цикле перемен самого субъекта и общественных отношений, задавая тем самым импульс очередному циклу социальных изменений[3].
Анализ актов социальных действий «акторов» (индивидов, их групп, партий, классов, этносов, классовых движений и др.) понимается многими, но не всеми, в качестве фундаментальной задачи социологической науки. Ее решение обеспечивает слияние макро- и микросоциологии в принципиально единое знание об обществе, ибо исследование актов социальных действий «акторов» открывает путь к познанию закономерностей не только поведения людей, но также развития и функционирования надличностных структур общества.
Второй вариант трактовок «
В современной российской социологии эта позиция ярче всего выражена В.А. Ядовым[7].
Важно заметить, что социальные общности возникают под воздействием, с одной стороны, деятельности людей, а с другой - сложившихся в обществе структур и социальных институтов. Но, возникнув, они влияют на функционирование и развитие общественных отношений, всей их системы, образующей общество. Поэтому понимание социологии как науки, изучающей, прежде всего, наличествующие в обществе социальные общности людей:
устраняет былое противостояние микро- и макросоциологии;
уточняет предмет социологии как синтеза макро- и микросоциологии.
Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправдана, так как способствует большей четкости и систематизации объектов социологии. Объекты макросоциологии - общности, социальные связи и закономерности, пожалуй, более существенны и значимы для социологии в целом, что, разумеется, не исключает научного интереса к меньшим социальным группам. По мнению польского социолога Я. Щепаньского, социология выявляет и изучает силы, действующие во всех сферах общественной жизни и объективно влияющие как на малые, так и на большие общности.
Заключение
В 30-с годы нашего столетия на основе
широкого использования
Под социометрией принято понимать теоретическое в прикладное направление социологической науки, изучающее содиопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах.
Создателем этой теории является ученик Зигмунда Фрейда, эмигрировавший из Румынии в США, психиатр и социолог Джекоб Морено (1892-1974).
Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим образом: "Математическое учение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результата, подученные при применении количественного качественного метода".
В качестве трех важнейших базисных
понятий социометрии Морено называл:
«социус» - товарищ; «метрум» - измерение;
«драма» - действие.Важным моментом теоретических
построений Морено было положение о
том, что через раскрытие социально-
В связи с формулировкой
Список использованной литературы.
1. Андреева Г.М. Социальная психология, -М.: Издательство МосковскогоУниверситета, 1980г.
2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979г.
3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
4.Григорьев С.И, Растов Ю.И . Учебное пособие «Основы современной социологии»
5.Донцов А.И. Психология коллектива, -М.: Издательство Московского Университета, 1984г.
6.Золотовицкий Р.А Социометрия Я.Л. Морено: мера общения Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.
7. Збровский Г.Е. История социологии: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.
8. История социологии: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова. / Под ред. А.Н. Елсукова. - Мн.: Высш. Шк., 1997Григорьев С.И, Растов Ю.И . Учебное пособие «Основы современной социологии»
9. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии, -Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1977г.
10. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.
11.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии - 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.
12.Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. -- М.: Академический Проект, 2001
13. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001.
14.Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива, Учебное пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвещение", 1978г.
15. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е., под ред. Петровского А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвещение", 1987г.
16. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
17. Робер М.-А., Ф. Тильман., Психология индивида и группы, Пер. с фр./ Предисловие А.В. Толстых, -М.: "Прогресс", 1988г.
18.Радугин А.А., Радугин К.А. социология: курс лекций. 2-е изд., перер. и доп. М.:Центр,1997.
19.Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.
20. источник интернет: http://flogiston.ru/reviews/
Информация о работе Социометрическое направление Джекоба Морено в изучении малых групп