Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:34, курсовая работа
При написании данной курсовой работы были использованы различные источники: работы «Социометрия» и «Театр спонтанности» Дж.Морено, труд У.Джеймса «Основы психологии», и работа Хейзинга Й. «Homo ludens».
Данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Введение…………..………………………………………………..…………....3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности теории Морено………………………………………………………….………………..5
§1. Предтечи возникновения теории Морено………..…...………………..5
§2. Понятие социометрии и её основные элементы……………………...12
Глава 2. Социометрия (микросоциология) Д. Морено………...…21
§1. Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса……....21
§2. Театр спонтанности и его значение на современном этапе………….27
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………...…..35
Различая чистое и эмпирическое Эго, Я-субъект и Я-объект, У.Джеймс обозначает то, что выступает принципиально важным для большинства психотерапевтов будущего, в том числе для Дж.Л.Морено: возможность самоисследования. Я-объект (личность) видится У.Джеймсом в трех основных аспектах: с точки зрения состава, с точки зрения отношения и с точки зрения поведения; точнее, о личности можно судить по составу, по отношению к этому составу и по поведению, отстаивающему этот состав.
Под личностью с точки зрения состава У.Джеймс понимает “все, что человек может назвать своим” в полном смысле, т.е. то, утрата чего означает утрату частицы самого себя. В этом плане им выделяются три пространства личности: личность физическая, личность социальная и личность духовная. Физическая личность включает те физические объекты, включая тело, одежду, домашний очаг, плоды труда и др., без которых человек себя не мыслит. (Отметим, здесь и далее речь идет о каждом конкретном человеке и, соответственно, об уникальности состава каждой личности). Подобная постановка вопроса предполагает возможность (У.Джеймсом не сформулированную) работы с личностью через проработку предметного (“физического”) окружения и через работу с телом. Психодрама как практика не только предполагает использование такой возможности, но ориентирована на условное и символическое воссоздание значимых моментов предметной ситуации при возможности изменения этой ситуации в случае необходимости .
Наибольшее влияние идей У.Джеймса на идеи Дж.Л.Морено видится в плане размышлений первого о социальной личности. К социальной личности, по мысли У.Джеймса, относятся люди, значимые для субъекта (точнее было бы - образы, внутренняя репрезентация этих людей). В каком-то смысле для У.Джеймса личность оказывается ареной встречи различных персонажей, с которыми индивид себя идентифицирует; в этом плане личность множественна и может быть противоречива, как противоречивы сами эти персонажи. Наряду с тем, что к социальной личности относятся отдельные люди, к ней, по У.Джеймсу, относятся группы людей, с которыми индивид себя соотносит. В связи с этим возникает множество проблем, соотносимых с тем, что в более поздней психологией стало обозначаться как “идентичность” (Э.Эриксон), под которой, с одной стороны, подразумевается чувство внутренней целостности, интегрированности, единства в пространстве и времени, с другой - соотнесенность с определенной группой людей (религиозной, национальной, политической и т.д.). Представляется, что с этими размышлениями У.Джеймса напрямую соотносятся представления Дж.Л.Морено о социальном атоме как о наименьшей единице социума, включающей индивида (как “ядро” атома) и людей, включенных в круг его реальных или интенциональных взаимодействий. Кроме того, выделение Дж.Л.Морено роли “вспомогательного Я” в психодраматической сессии означает, по сути, что персонажи психодрамы, выводимые протагонистом на сцену, являются составляющими его личности - точно так же, как персонажи социальной личности у У.Джеймса.
Под духовной личностью
У.Джеймс понимает совокупность духовных
устремлений и психических
В меньшей степени
в идеях Морено можно найти
отзвук разработанных У.Джеймсом положений
относительно самооценки и ее детерминант
(самооценка рассматривается им через
соотношение успехов и
§2. Театр спонтанности и его значение на современном этапе
Дж. Морено создал театр спонтанности – театр, в котором зритель является полноправным актером. В книге, впервые опубликованной в 1923 году, Морено пишет: «В настоящий момент с учащимися обращаются так, как если бы это были лягушки с удаленной корой головного мозга. Им в лучшем случае позволяется воспроизводить сохраняемые в культуре роли». [12]
«Рассеять ученические страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать» [13] может помочь, как нам представляется, модификация идей Морено в современной педагогике.
Начиная рассмотрение театра спонтанности и его элементов (психодрамы, социодрамы, ролевых и импровизационных игр), заметим, что это тот самый случай, когда завершенное действо не прекращается, а «излучает свое сияние на обычный мир» – не случайно исследователи называют «мореновские игры» «методами действия». По мысли Морено, они вдохновили тех, «кто пытался понять основу человеческих симпатий и антипатий», а также тех, кто пытался найти «эмоциональную основу воспитания» – основу, которая побуждает человека «учиться, расти и найти самого себя» («Социометрия»).
Театр спонтанности – это «театр момента», основанный на действии «здесь и сейчас». Это действие, в котором нет актеров и зрителей как таковых: зрители могут в любой момент присоединиться к действию. Это «театр общения». Это театр катарсиса, в котором конфликт не скрывается, а «конструируется и живет». И в его «творческом разрешении «высвобождается личность». Морено констатирует, что способность к спонтанному творчеству не развивается в нашем обществе «консервации» в отличие, например, от умственных способностей и памяти. А ведь именно такое творчество ведет к осознанию человеком своей природы, к самореализации.
В то же время «необузданная» спонтанность в любой момент может «взорваться» и натворить бед и своему обладателю, и окружающим. Часто это случается в подростковом возрасте, когда ребенок теряется и не понимает, что с ним происходит. Есть разные типы личности: кому-то в этом случае помогает откровенный разговор с родителями или друзьями, а кому-то необходимо действие, в котором можно попробовать себя в той или иной роли и сделать вывод на основании опыта о том, насколько эта роль тебе подходит. Морено не случайно говорит о спонтанном творчестве (или креативности): в основе так называемых «мореновских» игр лежит триада спонтанность – креативность – “культурный консерв”. Проигрывая какую-то ситуацию, которая, возможно, до сих пор «загонялась внутрь», человек освобождается от нее, а затем творчески перерабатывает и закрепляет.
Из театра спонтанности берут свое начало психодрама и социодрама, ролевые и импровизационные игры. Это методы, основанные на импровизации: люди спонтанно, «здесь и сейчас», разыгрывают события из своей личной или общественной жизни. Это могут быть, например, сцены из прошлого, которые после проигрывания переосмысливаются: по словам Морено, «хороший второй раз освобождает от плохого первого». Это может быть разговор с умершим, перед которым чувствуешь вину. Это могут быть сцены из будущего: так называемый «тест на реальность», когда человек проверяет – и проверяет действием! – стоит ли совершать тот или иной шаг и к каким последствиям этот шаг приведет.
Получить полное представление о том, что такое психодрама и социодрама, не участвуя в них, очень трудно: это методы действия, и не случайно ведущие обучаются психодраме «на себе», будучи участниками игры. Морено писал, что психо- и социо- драматические сеансы «должны стать совместным опытом как зрителя, так и актера…это как раз то «мы», которое нельзя вставить в статью»… [14]Тем не менее остановимся несколько подробнее на истории создания и сути «мореновских», как их называют психологи, игр.
Свою первую «психодраму» Морено провел в пятилетнем возрасте с соседскими детьми, играя в «Бога и ангелов». Эту игру описывает Грете Лейтц в классическом учебнике по психодраме: «…дети сооружали небеса. Они все больше входили во вкус игры, приволокли ящики и стулья, взгромоздили их чуть ли не до потолка на огромный дубовый стол, в самом верху соорудили «резиденцию Бога». Вскоре там воссел на троне маленький Морено, «величавый и всемогущий», тогда как остальные дети кружились вокруг него в роли ангелов. Вдруг один из детей воскликнул: «Почему Ты не летаешь с нами? Ты ж наш любимый Бог!» Сказано – сделано! Морено раскинул руки и через несколько секунд со сломанным запястьем лежал на полу». [15] Как пишет Г. Лейтц, эта первая «психодрама» Морено глубоко запечатлелась в его памяти: благодаря ей, он понял, что «внутренняя готовность к исполнению ролей нуждается в особом процессе «разогрева», что все актеры, даже «высшие существа», зависят друг от друга и что иллюзорные идентификации устраняются быстрее всего и с наиболее стойким эффектом через испытание реальностью».5
Вторым значительным импульсом для Морено, тогда еще юного медика, послужили его наблюдения за детской игрой. Морено очень любил рассказывать играющим в венском парке детям придуманные экспромтом истории. Постепенно дети стали разыгрывать их, при этом дополняя и изменяя. Морено обнаружил, что дети, вживаясь в свои роли, открывают для себя новые способы поведения. Роли становятся отдушиной для их агрессии. Кроме того, выявились возможности обмена ролями. Если ребенок боялся кого-то в игре, то, поменявшись ролями с вызывающим страх партнером, можно было найти выход и добиться эмоциональной разрядки. В книге «Who Shall Survive?» («Кто выживет?») Морено пишет о том, что выживет лишь спонтанный и творческий человек. К этой цели и стремится психодрама.
«Драма является транслитерацией греческого слова «драма», которое означает действие или нечто совершенное. Поэтому психодраму можно определить как науку, которая исследует «истину» драматическими средствами» [16]. «Истиной» является в данном случае внутренний мир протагониста – главного действующего лица («протагонист», «первый игрок» – от греч. protos – первый и agon – борьба, игра).
Обращаясь к истокам греческой драмы, Морено пишет, что вначале появились публика и хор. Помещение на сцену первого актера приписывают Эсхилу, второго актера (благодаря чему стали возможны диалог и взаимодействие ролей) – Еврипиду. «Нам можно приписать помещение самой психики на сцену», [17] – пишет Морено. Действительно, в психодраме человек разыгрывает события из своей жизни, и он же является сценаристом и главным режиссером. При этом ему помогают психодраматист и члены группы, которых он просит играть значимые для него роли, причем роли бывают не только внешними. Протагонист может пожелать встретиться и с персонажами из своего внутреннего мира: страхом, неуверенностью, гордостью и т.п. «Иллюзии и галлюцинации оделись плотью, воплощены на сцене и обрели статус, равный нормальным чувственным восприятиям…Пациента просят быть самим собой на сцене, отображать его собственный частный мир. Ему велят быть самим собой, а не актером, ибо актер принужден пожертвовать своим собственным частным Я ради роли, налагаемой на него драматургом» [18].
В отличие от актера, участник психодрамы играет «в произвольном действии, на основе импровизации. Он играет собственную жизнь, настоящее, прошлое, будущее, о котором мечтает или которого желает; он играет все это искренне и по-настоящему… Выражая свои чувства в психодраме, он не только познает себя самого, но и при обмене ролями со своим визави смотрит на себя его глазами. Он воспринимает точку зрения ближнего» [19]. Один из любимых образов Морено заключается в том , что «каждого из нас можно считать группой». «Появляются разные персонажи. Бушуют страсти. Одни роли умирают, другие появляются». Психодрама дает возможность проигрывания и осмысления ролей, которые человек обычно скрывает от окружающих, а порой и от себя самого.
Питер Питцеле в статье «Подростки изнутри» пишет о «масках», которые чаще всего носят подростки: «Чем более подросток расстроен, тем плотнее прирастает маска (persona), с помощью которой пытаются избежать общения» [20]. Роль маски при этом – скрыть чувства, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. «Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя». П.Питцеле определяет «маску» как «роль, в которой мы застыли, а ее заскорузлость говорит о том, какие неразработанные, неисследованные и неразвитые части-роли существуют у нас внутри. Все, что тогда потребуется – это такая психодрама, которая откроет для нас эти роли. … Психодрама помогает «выделить все роли и внутренние голоса, внутренние части персонажей вместе с тенденциями их развития» [21].
Психодрама исследует проблемы личности, социодрама – определенной социальной группы. «Слово «социодрама», если обратиться к его этимологии, состоит из «socius» и «drama», то есть «окружающих» и «действия». Дословно это означает «действие с окружающими людьми».
Морено пишет, что в социодраме так же, как и в психодраме, «мы должны заставить наших актеров действовать так, как будто это сама их жизнь…найти методы, при помощи которых можно заставить их творить между официальным и скрытым поведением членов группы, что они находятся в постоянном конфликте между официальными и скрытыми требованиями, официальной и скрытой системой оценок» [22].
Социодрама выявляет эти конфликты и помогает определить пути их решения. «Социодрама выявляет и исследует технологии общения – ритуалы, образцы поведения и мышления, интонации, знаки, используемые людьми в разных знакомых и незнакомых, своих и чужих ролях» [23].
Участие в психо- и социодраме может быть только добровольным (если участник не примет твердого самостоятельного решения, просто не будет никакого эффекта). Это особенно важно учитывать при проведении игр со школьниками.