Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:34, курсовая работа
При написании данной курсовой работы были использованы различные источники: работы «Социометрия» и «Театр спонтанности» Дж.Морено, труд У.Джеймса «Основы психологии», и работа Хейзинга Й. «Homo ludens».
Данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Введение…………..………………………………………………..…………....3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности теории Морено………………………………………………………….………………..5
§1. Предтечи возникновения теории Морено………..…...………………..5
§2. Понятие социометрии и её основные элементы……………………...12
Глава 2. Социометрия (микросоциология) Д. Морено………...…21
§1. Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса……....21
§2. Театр спонтанности и его значение на современном этапе………….27
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………...…..35
«Психодрама «есть приглашение к встрече» – в игре. А встреча, будь то случайное знакомство, любовь или спор, означает соприкосновение с визави. Встреча – это участие (в сознании, чувствах и поступках) в живом бытии» (Г. Лейтц). Это может быть встреча и с самим собой, и с другими людьми.
Очень важно, что в импровизационной игре (являющейся одним из элементов психодрамы) участники действуют спонтанно, в настоящий момент. Им предоставлена возможность попробовать себя в разных амплуа, что особенно важно для подростков, которым часто бывает тяжело разобраться в своих внутренних ролях.
Заключение
Дж. Морено создал театр спонтанности – театр, в котором зритель является полноправным актером. Из театра спонтанности берут свое начало психодрама и социодрама, ролевые и импровизационные игры. Это методы, основанные на импровизации: люди спонтанно, «здесь и сейчас», разыгрывают события из своей личной или общественной жизни.
Итак, из вышесказанного мы видим, что психодрама уникальный в своем роде метод психотерапии, который подходит для решения большого спектра проблем. И, хотя в данной работе мы больше освещали практическую сторону этого явления, психодрама имеет большую теоретическую базу, которая, однако, не всегда однозначна. Морено, отец и разработчик психодрамы проводил много параллелей с философией, искусством и другими независимыми науками, что вносит в теоретический подход некоторые разночтения.
Психодрама пользуется в работе многими заимствованными из других направлений психологии методами, но имеет и собственные специфические методики и понятия, а так же техники, некоторые из которых были нами рассмотрены.
В настоящее время психодрама прочно занимает позицию жизнеспособной альтернативы другим терапевтическим подходам; она развилась в систематический метод с разработанными стратегиями и техникам во многом благодаря Дж. Морено, чей вклад в эту область огромен.
В заключении можно сказать, что психодраме еще предстоит развитие и усовершенствование теоретической базы и оттачивание практических методов, но уже сегодня можно сказать, что в работе с разными проблемами она является весьма эффективным методом.
Список использованной литературы
1 Робер М.-А., Ф. Тильман., Психология индивида и группы, Пер. с фр./ Предисловие А.В. Толстых, -М.: "Прогресс", 1988г.
2 Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.
3 Андреева Г.М. Социальная психология, -М.: Издательство Московского Университета, 1980г.
4 Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.
5 Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979г.
6 Донцов А.И. Психология коллектива, -М.: Издательство Московского Университета, 1984г.
7 Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии, -Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1977г.
8 Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979г.
9 С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. Учебное пособие «Основы современной социологии»
10 Збровский Г.Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
11 Збровский Г.Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
12 Морено Дж. Театр спонтанности. – Фонд ментального здоровья,Красноярск, 1993. – C. 114.
13 Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – С. 3.
14 Морено Я. Л. Социометрия. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – С. 265.
15 Лейтц Грета. Классическая психодрама Я. Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. – С. 68
16 Морено Я. Л. Социометрия. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – С. 149.
17 Там же.
18 Там же.
19 Питцеле П. Подростки изнутри. Интрапсихическая психодрама: концепция сценария//Психодрама: вдохновение и техника. Под ред. П. Холмса и М. Карп. – М., 1997.
20 Там же.
21 Там же.
22 Морено Я. Л. Социометрия. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – С. 75.
23 Золотовицкий Р.А. Социодрама как социологический метод управленческого консультирования//Онтосинтез социальной реальности. Ред. В.С. Дудченко. – М.: Изд-во ИКАР, 1998. – С. 267.