Социометрия как метод психологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотрение одного из методов в психологии – социометрии.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать сущность социометрического метода,
-рассмотреть организацию социометрической процедуры.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 125.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.2 Социометрическая процедура

Общая схема действий при  социометрическом исследовании заключается  в следующем. После постановки задач  исследования и выбора объектов измерений  формулируются основные гипотезы и  положения, касающиеся возможных критериев  опроса членов групп. Здесь не может  быть полной анонимности, иначе социометрия  окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых  людей в нежелании участвовать  в опросе. Когда вопросы или  критерии социометрии выбраны, они  заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения  достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько  раз. Для повторного исследования берутся  другие вопросы.

При этом социометрическая процедура может проводиться  в двух формах. Первый вариант —  непараметрическая процедура. В  данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа  выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в  указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N - число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно9.

Другим недостатком непараметрической  процедуры является большая вероятность  получения случайного выбора. Некоторые  испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев  заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру  применения метода и таким образом  снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант  — параметрическая процедура  с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято  считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго  варианта социометрической процедуры  состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для  системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы  отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением  этой величины можно стандартизировать  внешние условия выборов в  группах разной численности. Для  этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности  случайного выбора. Формулу определения  такой вероятности предложили в  свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

P(A) = d / (N-1)   (1)

где, Р - вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N - число членов группы.

Обычно величина Р (А) выбирается в пределах 0,20 - 0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической  процедуры является невозможность  раскрыть многообразие взаимоотношений  в группе. Возможно, выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет  отражать лишь наиболее типичные, «избранные»  коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Рассмотрим основные понятия  и содержание диагностических процедур социометрии:

Выбор - это единица измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека относительно взаимодействия с членами своей группы в определенных ситуациях. Является показателем симпатии или антипатии.

В зависимости от вопроса  социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или обратным) и нулевым (отсутствие выбора).

Так, ответ на вопрос «Кого  из членов группы Вы пригласили бы домой  на День Рождения?» - это и есть положительный  выбор. А ответ на вопрос «Кого  из группы Вы не хотели бы иметь соседом  по квартире?» - выбор отрицательный. При этом подразумевается, что в  отношении тех, кто вообще не был, упомянут при ответах, сделан нулевой  выбор10.

Социометрический критерий - так называется конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.

Разновидности критериев.

В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют несколько видов социометрических критериев:

    1. по характеру задач – коммуникативный, направленный на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для...»), и гностические, выясняющие степень осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас...»).
    2. по характеру выявляемых взаимоотношений – двойные, предполагающие отношения партнерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?»), и ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали бригадиром на субботнике?»).
    3. по характеру ответов критерии могут быть предполагающими положительные выборы (типа «Кого бы Вы выбрали для...?») или отрицательные выборы («Кого бы Вы отвергли при..?»).
    4. по количеству ответов критерии подразделяют на непараметрические, или без ограничения числа возможных выборов, и параметрические, или с четким ограничением числа выборов.

Допустим, если в группе двадцать студентов, то в первом случае респондент имеет право выбрать от нуля до девятнадцати из них (естественно, кроме  себя самого), во втором же случае ему  предписывается не выходить за пределы  определенного количества выборов, скажем, от нуля до пяти человек.

Оптимальной величиной лимита выборов для студенческой группы или школьного класса при социометрии  считается четыре-пять человек.

Каждой разновидности  критериев присущи свои достоинства  и недостатки.

 

 

Например:

Параметрические критерии (Таб.1)                                        

«+»

«-»

1.Снижение вероятности  случайных, непродуманных ответов  (таких как «выбираю всех» или  «не отвергаю никого»).

2.Уменьшение трудоемкости  и продолжительности процедур  обработки и анализа результатов. 

3.Возможность сопоставления  материалов по группам разной  численности (параллельных классов  и т.п.).

1.Невозможность раскрыть  все многообразие взаимоотношений  в группе, выявление лишь наиболее  значимых из них. 

2.Отсутствие характеристик  т.н. эмоциональной экспансивности  респондентов, выражающей во многом, степень коммуникабельности (кто-то  выбрал бы, к примеру, только  двух, а другой, более общительный, 15 человек, но им разрешено  не более трех).


 

Основные требования к формулировкам социометрических критериев заключаются в следующем:

    1. смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;
    2. все ситуации выборов должны описываться максимально конкретно и точно (так, содержание критерия «С кем бы Вы хотели вместе работать?» нуждается в непременном уточнении (где? когда? в каком качестве? при каких условиях? и т.д.)- Иначе различия в понимании словосочетания «вместе работать» превратят вопрос в тот, который обозначает для различных респондентов совершенно разные отношения);
    3. необходимо, чтобы вопросы вызывали определенный интерес у большинства респондентов, имели значимость для них;
    4. формулировки не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы по интеллектуальным, половым, физиологическим и другим признакам.

В чем состоят недостатки приведенных ниже вопросов? Каким  образом надо их изменить для использования  в качестве социометрических критериев?11

«С кем из одноклассников Вы хотели бы проводить свободное  время?», « С кем бы в группе Вы хотели дружить?», «Выберите, кто  из членов группы является Вашим товарищем?», «Кто среди Ваших одноклассников имеет наибольший рейтинг?», «Кто в  классе является твоей подругой?», «С кем бы Вы хотели сидеть за одной  партой?»

Возьмем, к примеру, последний  вопрос. С одной стороны, известно, что «сидеть за одной партой»  можно, исходя из совершенно различных  соображений (симпатии, личной выгоды, престижа, в целях развлечения  или взаимоподдержки). С другой стороны, вопрос может быть понят школьником, как имеющий жесткое ограничение по числу возможных ответов. Поэтому в подобной формулировке он не может служить эффективным социометрическим критерием.

Итак, необходимо проверить, чтобы все используемые критерии были понятны обследуемым, значимы  и интересны для них, конкретны  по содержанию и адекватны по форме. Иначе достоверность полученных данных окажется весьма незначительной.

Социометрический шифр. Всем членам группы, включая отсутствующих в данный момент, присваиваются порядковые номера (шифры). Общие их списки заранее готовятся и при обследовании раздаются на каждый стол. Если в помещении есть классная доска, то список шифров и фамилий можно написать на ней.

При ответе респонденты выставляют на бланках не фамилии других членов группы, а соответствующие номера.

Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) - это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению12.

При проведении социометрического  обследования нет и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура окажется неэффективной. Поэтому карточки должны подписываться респондентами. Однако в ряде случаев возможно использование метода скрытой нумерации бланков до начала социометрии. Если исследователю достоверно известно, кто из респондентов заполнял данный бланк, наличие на нем фамилии не обязательно13.

Социометрическая карточка может выглядеть таким образом (Таб 2):

Критерии

Выборы

1.

Кого из студентов Вы хотели бы выбрать старостой своей группы?

     

2.

Кого бы Вы не хотели выбрать старостой группы?

     

3.

Кого из группы Вы хотели бы пригласить домой на встречу Нового года?

     

4.

Кого из группы Вы не пригласили бы к себе домой на встречу Нового года?

     

Информация о работе Социометрия как метод психологических исследований