Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 10:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотрение одного из методов в психологии – социометрии.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать сущность социометрического метода,
-рассмотреть организацию социометрической процедуры.
Целесообразно при этом использовать
социометрические критерии, рассчитанные
на выражение и положительного и
негативного отношения
Если применялась
Желательно, чтобы социометрические карточки предъявлялись респондентам в отпечатанном виде. Общее количество карточек соответствует численности группы.
Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть и группу, и список фамилий ее членов с шифрами. Важным условием проведения социометрии является предварительное установление доброжелательных и достаточно доверительных отношений исследователя и респондентов. Эффективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной форме.
Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что все результаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются индивидуально. Особое значение при этом подчас приобретают тактичность и доброжелательность психолога.
Участие в процедуре опроса - дело добровольное. Следует быть готовым к тому, что часть группы в силу тех или иных причин может отказаться от работы. Уменьшить число возможных отказов обычно удается, если проводится предварительная устная разминка с использованием других критериев, более легких и приемлемых для большинства.
Текст инструкции включает в себя следующие разделы:
Работа начинается только после того, как исследователь убедился, что все респонденты поняли особенности ее выполнения. Им должно быть предоставлено достаточно времени на обдумывание своих ответов. Не следует настаивать на том, чтобы были непременно сделаны все предписанные выборы.
При опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.
После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.
Первый этап обработки данных - составление социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.
В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например, «работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.
II. АУТОСОЦИОГРАММА ЕЕ СТРУКТУРА И ОБРАБОТКА.
2.1 Аутосоциометрические методы
Аутосоциометрические методы – такие способы изучения взаимоотношений, в которых в качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях членов группы друг с другом. Аутосоциометрия часто используется для осознания тех взаимосвязей, которые объединяют людей в группе. Каждый человек в группе на короткое время как бы становится социометристом. В данном методе задача исследователя – собрать все мнения о групповой структуре. Задача эта может решаться различными способами, выбор которых зависит от состава группы, степени ее сплоченности, вовлеченности каждого во внутригрупповую деятельность и т.п.
Наиболее приближенный к социометрии способ – ретроспективная аутосоциометрия, он заключается в заполнении аутосоциоматрицы, то есть каждый член группы прогнозирует выборы других членов коллектива по какому-либо критерию, тем самым он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы ему. Этот способ довольно труден для участников группы и чаще проводится с учебными целями или для развития собственной рефлексии (в данном случае под рефлексией мы понимаем способность предугадывать поведение других людей). Участники группы могут получить обратную связь от исследователя, насколько точно они предугадали предпочтения и отклонения в группе. Проведение такого варианта аутосоциометрии в нескольких студенческих группах на факультете психологии показало, что большая часть студентов переоценивают свой внутригрупповой статус, то есть приписывают себе больше выборов, чем они получили на самом деле по этому критерию. Количество таких студентов составило около 55 %, 23 % назвали точное число отданных им выборов и 22 % приписали себе меньшее выборов. Выяснилось, что «звезды» часто недооценивают число отданных им предпочтений, особенно по эмоциональному критерию. Возможно, это люди не проявляют лидирующего поведения в группе, хотя и пользуются симпатией коллектива. Это лишний раз указывает на то, что нельзя смешивать такие понятия как «звезда» и «лидер»14.
Следующий способ проведения аутосоциометрии – прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе. Оно производится обычно с использованием каких-то категорий. Например, каждого ученика можно попросить распределить всех своих одноклассников, в том числе и себя, на четыре группы:
- сверстники симпатичные очень многим;
- симпатичные многим;
- только некоторым;
- не пользуются симпатиями в классе.
Для проведения исследования можно использовать круги, прономерованные соответствующим образом (или цветные), фотографии, таблички с фамилиями. Этот способ также может быть дополнен прорисовкой стрелок, обозначающих взаимные симпатии и антипатии. Для дошкольников часто используют изображения или макеты домов (дворцов, избушек...)
Данные получаемые таким образом подлежат обработке. Обычно каждой категории приписывается определенные значения: например, наиболее симпатичной группе – 4 балла, а тем, кто не пользуется симпатиями – 1 балл. Таким образом, можно вычислить предполагаемый (приписываемый) статус каждого человека. Для этого подсчитывается число членов коллектива, которые поместили данного индивида в соответствующую категорию. Обозначим буквами a, в, с, d количество людей, поместивших i – члена в разные статусные категории, тогда его статус можно посчитать по такой формуле:
С i = 4 a + 3 b + 2 c + 1 d;
n – 1
n – количество всех людей в группе.
Видение своего положения
в системе межличностных
То, что сейчас называют аутосоциометрией, можно найти у Дж. Морено под названием социометрический перцептивный тест. Он используется в психодиагностических целях и для определения показаний к психодраматической терапии. Помимо того, что испытуемый в соответствии с заданным критерием отмечает свои выборы, он отмечает касающиеся его самого выборы и отвержения со стороны членов его социальной группы, характеризуя тем самым чувства, которые, как ему кажется, эти люди к нему испытывают. Сопоставление перцептивных социограмм с соответствующими реальными социограммами показало, что у психически здоровых людей результаты социометрического перцептивного теста и реального социометрического теста в значительной степени совпадают.
В исследованиях Я.Л. Коломинского проводилось сравнение измеренного с помощью социометрии положения школьников и студентов в группе и их представления о своем положении. Оказалось, что «отвергнутые», не принятые одногруппниками люди, как правило не осознают своего реального положения. Хотя они знают, что нелюбимы, но все-таки не могут представить, насколько велико отрицательное отношение к ним, и приукрашивают реальное положение вещей. Подобное явление можно объяснить как действием защитных механизмов – негативная информация, которая разрушает сложившуюся положительную Я-концепцию, игнорируется или вытесняется, так и явлением когнитивного диссонанса.
Понятие «социометрия» используют также в более широком смысле, чем социометрический опрос. Психологи-практики часто применяют этот термин для обозначения определенного типа техник изучения групповой структуры. В этом смысле некоторые игры могут быть с полным правом отнесены к социометрическим процедурам, например, известные всем «каравай», «ручеек», «третий лишний», «колечко», «мигалки» и так далее. Все эти игры объединяет то, что игроки, согласно правилам, активно делают выборы, тем самым, проявляя симпатии к одним и отклоняя других. Можно сказать, что в данном случае мы имеем дело со следующим типом социометрии – неявный по смыслу и открытый по собранным данных. Это означает, что процесс выбора происходит открыто, но для людей неочевидно, что они могут быть наблюдаемы и специально оценены с исследовательскими целями. Рассматриваемая типология основывается на классификации Елены Васильевны Сидоренко (ПК).
Другой тип социометрии – явный по смыслу и открытый по сбору данных, подразумевает, что люди осознают себя в качестве испытуемых, опрашиваемых, изучаемых объектов, а также могут видеть результаты выборов. Такая ситуация создается, например, в психотерапевтической группе (группе личностного роста) при проведении так называемой «открытой социометрии»16.
Социометрия явная по смыслу и скрытая по собранным данных – примером этого типа является традиционный социометрический опрос. Участники опроса легко догадываются о возможных целях исследователя и не претендуют на раскрытие той информации, которая получена психологом.
Наконец, вариант социометрии
тайной по смыслу и скрытой по сбору
данных, предусматривает, что, выполняя
задание экспериментатора (разрежь
яблоко, положи открытку, поделись конфетой,
премией и так далее) люди не догадываются
о возможных целях
Использование в практической
работе разных типов социометрии
создает более широкие
2.2 Построение аутосоциограмм
Подготовка к данной процедуре предполагает (как и традиционная социометрия) установление доверительных отношений испытуемых к психологу, обеспечение готовности к участию в опросе, выполнение требований конфиденциальности, самостоятельности действий респондентов и общей ориентировки их в особенностях предстоящей работы.
Каждому участнику опроса выдается список всех членов группы под соответствующими порядковыми номерами, незаполненная мишеневая социограмма из четырёх окружностей, вписанных друг в друга, текст инструкции и образец условных обозначений.
Примерный текст инструкции может гласить следующее: «Используя свойственную Вам психологическую наблюдательность, расположите всех членов группы на бланке согласно положению, которое они занимают. Не бойтесь допустить неточности или ошибки, ведь речь идет именно о Вашем мнении. Однако постарайтесь быть предельно объективными.
Номера, обозначающие товарищей, которым симпатизируют очень многие в группе, поместите в центральный круг; тех, кому симпатизируют многие, - во второе кольцо; тех, кому симпатизируют только некоторые, - в третье кольцо; тех, кто не пользуется особой симпатией, - в четвертое кольцо, и, наконец, тех, кто вызывает общую антипатию, оставьте за пределами кругов.
Не забудьте поставить и свой номер в соответствующую позицию. После этого соедините номера, обозначающие членов группы следующими линиями: прямая черта будет означать, что эти люди испытывают взаимную симпатию друг к другу; линия со стрелкой - симпатию без взаимности; пунктирная линия - взаимную антипатию; пунктирная линия со стрелкой - антипатию одного лица к другому.Обозначьте и свое отношение к людям, и их отношение к Вам».
Информация о работе Социометрия как метод психологических исследований