Содержание и структура свободного времени.Проблемы организации содержательного досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 22:24, реферат

Описание работы

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
2. 1.1Соотношение понятий свободное время и досуг…………..4
3. 1.2 Факторы, влияющие на свободное время…………………...8
4. 1.3Структура свободного времени молодежи…………………..9
5.1. 4Проблемы организации содержательного досуга………….15
6.Заключение…………………………………………………………18
7. Список литературы………………………………………………19

Файлы: 1 файл

реферат досуг.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Cодержание

1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3

2. 1.1Соотношение понятий свободное  время и досуг…………..4

3. 1.2 Факторы, влияющие на свободное время…………………...8

4. 1.3Структура свободного времени молодежи…………………..9

5.1. 4Проблемы организации содержательного досуга………….15

6.Заключение…………………………………………………………18

7. Список литературы………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно  влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.

Исследование проблем  свободного времени в молодежной среде обусловлено потребностями  общества в нормальной социализации личности, закладывании полезных для общества основ личности и привычек молодого человека. Именно в свободное время реализуются многие социальные и культурные потребности, определяющие как духовный, так и профессиональный облик молодого человека. От уровня сформированности качеств молодого человека в профессиональной, семейной и прочих сферах зависит не только его социальная роль в обществе, но состояние самого общества в довольно недалеком будущем. В этой связи изучение проблем использования свободного времени студентами приобретает особую значимость. Без научного изучения процессов структуры свободного времени невозможен научный подход к формированию рычагов воздействия на процесс социализации со стороны государства и всего общества.

В этой связи тема исследования свободного времени молодежи является весьма актуальной.

Объектом исследования является свободное время.

Предметом исследования выступают особенности структуры  свободного времени как специфической сферы жизнедеятельности современной молодежи.

Цель– выявить подходы  к изучению свободного времени, сложившиеся  в социологической науке, определить особенности структуры свободного времени молодежи.

 

1.1Соотношение понятий свободное  время и досуг

Свободное время —  социальная категория, имеющая непосредственное отношение к развитию личности и  понимаемая как время для возвышенной  деятельности человека. В этом смысле оно является богатством общества. Важно лишь, чтобы это богатство  использовалось качественно, по своему прямому назначению и способствовало самовоспитанию. В его структуре должны преобладать общественно полезные временные затраты.

но включает элементы умственной, социальной, физической деятельности, отдых и развлечений.

В отечественной социологии деление свободного времени в рамках всего бюджета времени было введено в 20-е годы академиком С. Г. Струмилиным, который выделял такие показатели свободного времени как:

  • физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;
  • культурная самодеятельность: общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;
  • культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;
  • прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;
  • бездеятельный отдых и прочее.

Все затраты времени  для общества и для личности очень  важны. Затраты свободного времени  обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными  потребностями развития личности. Деятельность человека в свободное время направлена на непосредственное формирование индивидуальности человека, т.е. на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, направлено на развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека. По мере роста производительных сил общества сокращаются границы необходимого и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени.

Структура свободного времени  имеет два уровня: общественно-необходимое  время и индивидуально-свободное.

Общественно-необходимое  время тесно связано с количественной определенностью времени, его материальной исчислимостью: рабочая неделя и  количество выходных; время, затрачиваемое  на тот или иной род занятий, вид труда в часы досуга; средства, индивидуальные и общественные, используемые для организации и проведения досуга.

Индивидуально-свободное  время раскрывает иные черты свободного времени: мировоззренческие ориентации, духовные потребности, социальная активность, политическая лояльность, повседневная ментальность и т. п. Иными словами, все то, что касается внутреннего мира каждого отдельного человека, его восприятия свобод, предоставляемых обществом. Здесь свободное время раскрывается как качество жизни, ее особый образ, наполненность смыслом, не сводимым к удовлетворению элементарных потребностей.

Единство общественно-необходимого и индивидуального свободного времени  обязательно для понимания сущности и специфики самого свободного времени. В противном случае сталкиваемся либо с сужением и выхолащиванием понятия свободы до представления об отвлеченно мыслящих людях или свободы мысли, печати, религиозных убеждений и т. п. Ограничение свободы словно вытекает из антагонизмов между людьми. Либо с нивелированием индивидуального отношения людей к свободе и свободному времени. И тогда свободное время принимает форму общественной обязанности, навязываемой обществу отдельным человеком.

Структура свободного времени  раскрывает два основных аспекта: содержание свободного времени как общественной возможности и индивидуальной потребности в нем. Единство двух структурных элементов раскрывает саму сущность свободного времени. Общество представляет человеку возможность свободного и целостного действия. И хотя свободное время как социальное явление попадает в поле зрения науки только в XIX веке, все же достаточно отчетливое представление о нем существовало уже и в античности. Уже Аристотель в “Политике” говорил, что отличие грека от варвара есть отличие свободного человека от занятого трудовой деятельностью раба.

Сравнивая понятия «свободное время» и «досуг», можно заметить, что у многих ученых эти понятия  отождествляются.

Если проследить этимологию слова «досуг», то на латинском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре.

Здесь приведены следующие  значения:

  • свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое,
  • возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности,
  • возможность распоряжаться временем по своему усмотрению,
  • дискуссия, общение.

Слово «досуг» в русском  языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг»  происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть»  есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.

Термин «свободное время» так же происходит от латинского licere что означает «быть свободным», этот термин впервые появился в начале XIV века. Во время индустриальной революции, когда рабочие на фабриках должны были работать по 18 часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям.

У других ученых понятия  трактуются по-разному.

Свободное время –  часть государственного бюджета  личности, которая освобождена от непреложных временных временно затрат, т.е. от обязательной работы, семейных, общественных обязанностей, бытовых забот и необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.), являясь одним из условий и одновременно пространством для развития личности.

Досуг – часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих  функцию  восстановления физических и психических сил человека;  деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору.

Маркс определил досуг  как «последовательный процесс  восстановления человеческих сил и  их развитие», а свободное время  как время, «представляющее собой  досуг, так и время для более  возвышенной деятельности...».

Из всего сказанного следует, что свободное время - это период времени, когда человек, не имея обязательных дел, предоставлен самому себе в выборе занятий. Свободное время, имея свою структуру, делится на 2 уровня: общественно-необходимое (количественная определенность времени) и индивидуально-свободное (восприятия свобод, предоставляемых обществом). Понятия свободное время и досуг понимаются разными учеными по-разному: одни  считают, что эти два понятия абсолютно одно и тоже, другие размышляют о том, что досуг – это часть свободного времени, т. е. понятие свободно время шире понятия досуг.

 

 

 

 

 

1.2 Факторы,  влияющие на свободное время.

Фонд и структуру  внерабочего и свободного времени  обусловливают общие (неспецифические) и специфические факторы.

К общим относятся  такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень  доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т.д.

Специфические факторы  в решающей степени влияют на фонд, макро- и микроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают даже бюджеты времени социально и демографически однородных групп населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Структура свободного  времени молодежи

Досуговые предпочтения молодежи – объект исследования многих отечественных социологов. В качестве предмета исследования выступают структура  досуга, типология молодежи на основе досуговых предпочтений,  различия в проведении досуга молодежи разных социальных слоев и др.

Так Мосалев Б.Г. с учетом преобладающих характера социальных связей и форм досуга , автор предлагает следующую типологию молодежи.

Первый тип  - “семьянин”. Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях - с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). По словам автора, среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 11% респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) - “общительный”, который, в отличие от “семьянина”, ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга - компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.

Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие  в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может  быть назван “развлекающимся”. Его  представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди “развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Четвертый тип молодёжи Мосалев называет “социально-активным”. Данный тип объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей.

Пятый тип - “одухотворенный” - живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Автор пишет, что именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.

Шестой тип - “гармоничный” - означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.

Мосалев выделяет особенности молодежного  досуга. Отклонения в распространенности разных типов общения по отдельным регионам связаны как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.

В другом исследовании, а именно в  работе Ситновой Л.И., изучены различия в досуговом времени молодежи в разные периоды времени, автор сравнивает несколько исследования в сфере досуга молодежи г. Москвы за 1996 г., 2001 г. и 2004 г.

Информация о работе Содержание и структура свободного времени.Проблемы организации содержательного досуга